Семинар-практикум для воспитателей

Семинар-практикум для воспитателей: "Роль загадки в развитии речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени

Семинар- практикум для воспитателей

«Роль загадки в развитии речи дошкольников»

Альберт Ю.А.

                                                                                                        Учитель-логопед

г. Тюмень 2021

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем семинаре - практикуме.

- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего семинара, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру  народного творчества литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

- Итак, тема нашего сегодняшнего семинара – практикума  «Роль загадки в развитии речи дошкольников».

Общая характеристика загадки

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

-Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

- Типы загадок:

Описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

Загадки –рифмы, например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это? (МЫШКА)

Загадки- обманки, например:

тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.

Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.

Что развивает загадка?

- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.

- Но при использовании загадок  многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.

Как вы думаете вот вы загадили загадку ребенку, но он не может отгадать ее почему?

- А конкретно выявились следующие проблемы:

- невнимательно слушают текст загадки;

-не запоминают полностью содержание загадки;

-полностью или частично не понимают текст загадки;

-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Формы работы с детьми по составлению загадок:

Составление загадок коллективно для одного отгадчика.

Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.

Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.

Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.

- Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Методика составления загадок по опорным таблицам

(электронная презентация)

Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

РАСЧЁСКА

«На что похоже?»

«Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой?, какое?)»

«Что такое же? »

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СОЛНЦЕ

3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое

Круглое

жаркое

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»

«Какое»

«Что такое же? »

Яркое

Круглое

жаркое

Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

Третий способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?»

«Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.