Мои проекты

Кривошеина Марина Васильевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Любимый край – Красноярский»

Тип проекта: групповой, познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный на год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные представления о своей стране, крае, городе. Необходимо наглядно и с любовью рассказать историю, традиции родного края. Показать достопримечательности и памятники старины. Знакомить с известными людьми. Проект способствует становлению духовной основы и правовой культуры личности. Главной целью является воспитание чувства любви к своей Родине, краю, гордости за свою Отчизну и город.

Красноярский край богат своими обычаями, традициями, его населяют люди разных национальностей.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой край необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. И наша задача помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, который носит такое гордое имя, дать определенные знания о родном крае, его истории, культуре, природе. Вызвать определенные чувства и отношения к своей малой Родине.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

-Расширять знания о Красноярском крае, его природных богатствах;

-Создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию чувства сопричастности к культурному наследию нашего края.

-Формировать уважительное отношение к народам, населяющим наш край.

-Воспитывать бережное отношение к природе Красноярского края.

Предполагаемый результат:

В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:

− альбом детских рисунков «Животные Красноярского края»;

− альбом детских рисунков «Птицы Красноярского края»;

− фото альбомы «Бобровый лог», «Красноярские столбы», «Айдашкинская пещера», «Любимый уголок города и края», «Мы посетили «Роев ручей»»

− дети получат первоначальное представление о Красноярском крае;

− самостоятельно смогут рассказать о своем городе, крае.

Подготовительный этап. (Сентябрь – ноябрь)

Задачи подготовительного этапа:

  • Подбор методической, научно-популярной литературы;
  • Составление плана работ над проектом;
  • Подбор наглядного и дидактического материала;
  • Разработка тематических бесед;
  • Подбор литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Планирование экскурсии по исторически-значимым местам родного города;

Формы работы:

  • Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Край, в котором мы живём»
  • Создание предметно-развивающей среды: оформление центра «Мой край», разработана презентация «Красноярские Столбы»,собрана художественная литература для детей Красноярских авторов, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов проживающих на территории края.

Основной этап. (Декабрь – апрель)

Задачи основного этапа.

  • Обобщить знания о природе Красноярского края на «Литературной лужайке;
  • Познакомить с творчеством Сурикова Василия Ивановича;
  • Расширить знания детей о родном городе посредством проведения экскурсии по историческим местам;
  • Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края;

Формы работы:

Развитие речи:

  • − беседы презентации: «Край, в котором мы живём», «Известные люди, прославившие наш край», «Коренные жители севера».

Ознакомление с художественной литературой:

  • чтение сказок, легенд коренных народов Севера.
  • чтение стихов о Красноярском крае.

Познавательная деятельность:

  • НОД презентация «Путешествие по городам Края»; «Север края»; «Природа нашего края»;
  • фото-экскурсия по г. Ачинску;
  • знакомство с декоративно-прикладным искусством народов края;
  • рассматривание карты Красноярского края, фотографий, национальных костюмов коренных народов края;
  •  просмотр видео презентаций: «Истоки возникновения  Красноярский край», «От края до края!».

Художественно – эстетическая деятельность:

выставка детских рисунков, «Животные Красноярского края»,

 «Птицы Красноярского края»;

  • Работа с родителями:
  • беседы и консультации по темам проекта;
  • оформление альбомов детских рисунков «Животные Красноярского края», «Птицы Красноярского края»;
  • оформление фотоальбома «Мы посетили «Роев ручей»;
  • привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, в НОД (кругозор, художественно-творческая деятельность, познание, музыка), во время прогулок.

Заключительный этап.(май)

Задачи заключительного этапа:

  • Обобщение результатов проекта;
  • Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимый уголок города и края"

Продукт проекта:

-  альбом детских рисунков «Животные Красноярского края»;

− альбом детских рисунков «Птицы Красноярского края»;

− фотоальбом «Любимый уголок города и края»;

− фото альбом «Роев ручей»;

- картотека «Подвижные игры коренного народа Красноярского края».

        

План работы

Дата

Форма работы

Участники

Сентябрь

Подбор методической, научно-популярной литературы; составление плана работ над проектом; подбор наглядного и дидактического материала; разработка тематических бесед.

Воспитатели, родители

Октябрь

Подбор литературы, дидактических и сюжетно ролевых игр; планирование экскурсии по исторически значимым местам нашего города; разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Край, в котором мы живём».

Воспитатели, родители

Ноябрь

Создание предметно-развивающей среды: оформление центра «Мой край», разработана презентация «Красноярские Столбы», собрана художественная литература для детей Красноярских авторов, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов проживающих на территории края.

Воспитатели, родители, дети

Декабрь

беседы презентации: «Край, в котором мы живём», «Известные люди, прославившие наш край», «Коренные жители севера»;

Воспитатели, дети

Январь

чтение сказок, легенд коренных народов Севера;чтение стихов о Красноярском крае; фото-экскурсия по г. Ачинску.

Воспитатели, дети

Февраль

НОД презентация «Путешествие по городам Края»; «Север края»; «Природа нашего края»; знакомство с декоративно-прикладным искусством народов края;

Воспитатели, родители

Март

рассматривание карты Красноярского края, фотографий, национальных костюмов коренных народов края; просмотр видео презентаций: «Истоки возникновения  Красноярский край», «От края до края!»;

Воспитатели, дети

Апрель

оформление альбомов детских рисунков «Животные Красноярского края», «Птицы Красноярского края».

Родители, дети

Май

Обобщение результатов проект; Создание фотоальбома совместно с родителями «Любимый уголок города и края».

Воспитатели, родители, дети        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

ПРОЕКТ

«В гости к сказкам»

для детей подготовительной группы

         Разработала воспитатель:

                                                                         Кривошеина М.В.

 .

                                                             

г. Ачинск, 2019 г.

                                                                   «Благодаря сказке ребёнок познаёт
                                                                    мир не только умом, но и сердцем».
                                                                                                В.А. Сухомлинский

Актуальность

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Проект «В гости к сказкам» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых.

Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели )

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

Задачи: 
 Продолжать расширять представления детей о видах и жанрах сказочных произведений.

Учить бережно, относиться к книгам. 
Воспитывать любовь и уважение к сказкам, как к  национальному творчеству.
Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус через театрализованную деятельность детей.

Развивать умения детей, в продуктивной деятельности, передавать различные эмоциональные состояния.

Формы работы с детьми:

- НОД;

- беседы;

- просмотр презентаций;

- чтение познавательной и  художественной литературы;

- театрализованная деятельность, конкурсы, викторины;

- подбор загадок, пословиц, поговорок;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;

- продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, ручной труд;

- тематические выставки.

Предполагаемые результаты:

  • проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
  • знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей;
  • уметь использовать различные средства выразительности;
  • уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
  • выполнять задания творческого характера (придумывание загадок и сказок)

Этапы реализации проекта:

1 этап - исследовательский

2 этап - подготовительный

3 этап - практический

4 этап - заключительный

  • 1 этап – исследовательский

Содержание

Форма работы

Сроки реализации

«Сказка в жизни вашего ребенка»

Анкетирование

4 неделя января

  • 2 этап – подготовительный

  • подбор методической, художественной литературы по теме проекта
  • подбор презентаций;
  • подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: картины, иллюстрации, фотографии, карты-схемы (опорные схемы для пересказа сказочных произведений);
  • обработка полученной информации;
  • подбор наглядной агитации для родителей;
  • разработка плана совместных мероприятий с детьми и родителями.

  • 3 этап – практический

Наименование мероприятия

Формы работы

Сроки

Информационный блок

«Роль сказки в развитии ребенка»

Информационный лист

В течение двух недель

«Сказка терапия или сказочное лечение души»

Консультация

«Приемы обучения детей рассказыванию»

Консультация

Взаимодействие с родителями

«Сочини сказку»

«Мой любимый сказочный герой»

«Эти чудесные сказки»

Оформление книжек

Выставка рисунков

Выставка книг и сказочных произведений

В течение двух недель

Совместная деятельность с детьми

«Сказка ложь, да в ней намек…»

«Эти мудрые сказки»

«Придумывание сказки на заданную тему»

«Беседа по сказке о рыбаке и рыбке»

«Любимые сказки», «Русские народные сказки», «На какого героя хотел бы ты быть похож?», «Волшебные предметы», «Положительные и отрицательные герои сказок».

«Сказки на новый лад»,

«О чем рассказывает твоя любимая сказка?»

 «Путешествие по дорогам сказок»

«По сказочным дорожкам»

«Моя любимая сказка»

«Книжки-самоделки по сказкам»

«Сказки из картона»

«Сказочные превращения»

«Сказка Теремок»  

«По дорогам сказок»

«Сказочная птица»

НОД

Беседы

Викторина

Вечер загадок и отгадок

Художественно-творческая деятельность

Рисование

Рисование

Конструирование

Конструирование

Оригами

Лепка

Аппликация

В течение двух недель

«В сказочном царстве книг»

 

«Теремок»

Бычок- смоляной бочок»

«Заюшкина избушка»

«Репка»

«Три поросенка»

«Красная шапочка»

«Мои любимые сказки»,  «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», кубики и пазлы по разным сказкам.

«Библиотека»

«Поход в театр»

 Деятельность в центре книги  «Эти чудесные сказки» ( чтение, рассматривание иллюстраций разных сказок  по жанру)

Деятельность в центре театра «Театральная гостиная»

Театр ложек

Настольный театр

Пальчиковый театр

Драматизация

Инсценировка

Развивающие дидактические и настольные  игры

Сюжетно-ролевые игры

        

  • 4 этап – заключительный  (продукт проекта)

1. Пополнение  центра книги -  выставка «Эти чудесные сказки».

2. Выставка рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

3. Выставка детских работ (конструирование, лепка) «По дорогам сказок».

4. Выставка книжек-самоделок «Эти разные сказки».

5. Драматизация сказки «Три поросенка».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Экологический проект в подготовительной группе

«Будь природе другом»

                                                         Разработала воспитатель:

                                              Кривошеина М.В.

                                           

г. Ачинск 2019 г.

Актуальность:

Одна из наиболее актуальных проблем современного мира это - экологическое воспитание подрастающего поколения. 2017 год – объявлен годом экологии, и все события будут посвящены этому важному вопросу.

Поэтому, на первый план в нашем детском саду выдвигается одна из годовых задач - создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС ДО.

По результатам анкетирования родителей…….

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний о мире животных и растений, природных явлениях. Если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и учитывается интерес ребенка к природным явлениям, у детей формируется ответственное отношение к прекрасному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Так возникла идея разработки проекта «Будь природе другом».

Цель проекта: 

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природным миром.

 Задачи:

  • расширять представления о растительном и животном мире; 
  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы;
  • уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
  • воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
  • совершенствовать уровень знаний экологической компетентности родителей.

Тип проекта: информационно – познавательный.

Срок проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 г.– апрель 2020 г.)

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Формы работы с детьми:

- НОД;

- беседы;

- просмотр презентаций, видеофильмов;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- чтение познавательной и  художественной литературы;

- театрализованная деятельность, праздники, конкурсы, викторины;

- наблюдение в зимнем саду и на прогулке;

- организация труда в зимнем саду, на участке, на огороде;

- экологическая тропа;

- экологические, развивающие, подвижные, имитационныеигры;

- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

- продуктивная деятельность: экспериментирование, опыты;  рисование, лепка, аппликация, ручной труд;

- тематические выставки.

Формы работы с родителями:

- анкетирование;

- консультации;

- просмотр и участие в непосредственно образовательной деятельности;

- беседы;

- родительские собрания;

- КВН;

- заседания семейного клуба «Ромашка»;

- практикумы;

- информационные листы, памятки, рекомендации;

- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;

- выпуск экологических газет;

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – исследовательский

Содержание

Форма работы

Сроки реализации

«Экологическое образование в семье»

Анкетирование

сентябрь

апрель

«Экологическое воспитание в семье»

Тест – опрос

  • 2 этап – подготовительный

  • подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта«Библиотечка юного эколога»;
  • оформление картотек: развивающих и познавательных, подвижныхигр;
  • подбор презентаций;
  • подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:картины, фотографии, карточки, иллюстрации с изображениями природы и т.д., карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о   природе и поведении в ней);
  • изготовление экологических макетов и лепбуков;
  • обработка полученной информации;
  • подбор наглядной агитации для родителей;
  • разработка плана совместных мероприятий с детьми и родителями по формированию экологического образования.
  • 3 этап – практический

Наименование мероприятия

Формы работы

Сроки

Информационный блок

«Как научить детей любить природу»

Информационный лист

В течение года

«Правила поведения в лесу»

Памятка

«Экологическое воспитание»

Консультация

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»»

Консультация

«Прогулка в природу»

Памятка

«Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация

Практический блок

Взаимодействие с родителями

«Обсуждаем проблемные ситуации»

«Осень щедрая пришла»

«Природа и моя семья - лучшие друзья»

«Будь природе другом»

«Мой домашний питомец»

«Солнце, воздухи вода – наши лучшие друзья»

«Помоги пернатым друзьям»

        

«Мой край родной  тобой любуюсь»

«Спасем нашу планету Земля»

«Давайте сеять добро в наших детях»

Практикум

Выставка поделок

Родительское собрание

КВН

Фотоальбом

Экологическая газета

Акция

Фотовыставка

Экологическая газета

Родительское собрание

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

апрель

Совместная деятельность с детьми

«Осень – капризка»

«Времена года»

 «Мы друзья природы»

«Обитатели жарких стран» (макет)

Осенний праздник

Беседа

НОД

Деятельность в экологическом центре

октябрь

«В библиотечке  почемучек»

Лэпбук «Экология»

«Природа вокруг нас»

«Как звери елочку спасли»

 Деятельность в экологическом центре

Развивающие экологические  игры

Театральная гостиная

ноябрь

 «Сохраним красавицу елку»

«Зеленые спасатели»

«Солнышко в снегу»

Лэпбук   «Лесные обитатели нашего края»

Выставка рисунков запрещающих вырубку ели

Беседа

 Исследовательская деятельность

Деятельность в экологическом центре

декабрь

«По лесным тропинкам»

Лепбук  «Времена года»

«Зима в лесу» (макет)

 «Игралочка»

«Сто первая сказка про Серую шейку»

Викторина

Деятельность в экологическом центре

Подвижные экологические игры

Театральная гостиная

январь

«Спасем и сохраним природу»

«Флора и фауна»

Лэпбук «Животные Севера»

«В гостях  у медвежонка Умки» (макет)

Выставка рисунков

Деятельность в экологическом центре

февраль

Лэпбук «Путешествие капельки»

«Знатоки природы»

 «Все о воде»

«Спасем нашу планету»

Деятельность в экологическом центре

КВН

НОД

Экологическая газета

март

март

«Наши славные дела»

 «В гости к Лесовичку»

«Весенняя сказка»

Фотовыставка

Развлечение

Театральная гостиная

апрель

  • 4 этап – заключительный
  • - оценка эффективности реализации проекта;
  • - обобщение опыта работы по данной теме в форме презентации на педагогическом совете.        

Ожидаемые результаты проекта:

  • формирование активной нравственно-экологической позиции воспитанников по отношению к окружающему миру.
  • воспитанники использую способыэкспериментирования и исследования объектов природы;
  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта. 



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект: «Кто на севере живет?»

Автор: Кривошеина Марина Васильевна


       Актуальность: Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них. 
       Как-то дети на прогулке поспорили между собой, из чего сделан чум и кто в нем живет, и для решения этой проблемы мы решили создать этот проект.
          Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, дать знания о своеобразии жизни коренного народа.

Задачи:

          1) Создать условия для расширения знаний о народах Севера;
          2)  Формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

3) Воспитывать уважительное отношение к народам, бережное отношение к природе.

Продолжительность проекта: 4 недели.

           Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.

Мы живём в одном из крупнейших административных районов страны – в Красноярском крае. Многовековая история, огромная территория, природные богатства, знаменитые земляки – много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен северный край.

Весь материал раздели на блоки:

Описание проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.

Технологический

Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Северный край», «Путешествие на крайний север», «Любознательные пингвины», «Дети Севера».

Создание предметно-развивающей среды: оформлен уголок «Северный  край», подобраны буклеты «Животные Севера», «Жизнь на Севере», изготовлено пособие «Чум», коллекция украшений народов Севера, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов Севера.

Основной

Развитие речи:

− беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «Почему на Севере чумы, а не дома?», «Орнамент народов Севера».

Ознакомление с художественной литературой:

− чтение сказок, легенд коренных народов Севера.

Познавательная деятельность:

− занятия «Легенда о Севере»;

 «Природа нашего края»;

− фото-экскурсия по Северу;

− знакомство с декоративно-прикладным искусством народов Севера;

− рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;

Игровая деятельность:

− сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север»;

− дидактические игры «Путешествие по России», «Угадай-ка» − по схемам, «Узнай по описанию», «Дары природы», «Бинокль», «Угадай орнамент», «Рыба, птица, зверь»;

− разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».

Конструирование:

− «Чум» - макет, «В упряжке» - конструирование из природного материала + пластилин;

Продуктивная деятельность:

− рисование: «Мой любимый край»;

− аппликация: «Пингвины в Антарктиде»;

− фотовыставка «Обереги из кожи и бисера».

Музыкальная деятельность:

− слушание песен народов Севера;

− фольклорный фестиваль.

Художественно - эстетическая деятельность:

- знакомство с танцами  и музыкальными инструментами народов Севера,

- Разучивание этюда «Северянки».

Работа с родителями:

− беседы и консультации по темам проекта,

− участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;

− привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Заключительный

Подведение итогов о проделанной работе (открытое занятие), презентация «Путешествие по северу».

Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок.

В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:

− книжка–передвижка «Жизнь на севере»;

− альбом детских рисунков «Моя Родина»;

− фотоальбом «Животные севера».

На сегодняшний день достигнуты следующие результаты:

 дети имеют представление о территории северного края как составляющей территории России;

 дети знакомы с животным и растительным миром севера;

 называют некоторые народы, проживающие на территории, знакомы с их бытом, культурой, традициями.

Литература

  1. Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003.
  2. Г.И. Волков «Этнопедагогика».  – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. «Родной край» - М.: «Просвещение», 1985.
  4. Декоративное рисование в детском саду. Якутское книжное издательство, 1991.
  5. Винокуров У.А.  «Сказ о народе Саха».  – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994.
  6. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха -  Якутск, 1993.
  7. Бондаренко А.К. Детские игры в детском саду. - М.: «Просвещение», 1991.

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Проект в подготовительной группе

«Откуда хлеб пришел»

                             Разработала воспитатель: Кривошеина Марина Васильевна

Ачинск 2019 г.

«Откуда хлеб пришел»

Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе: 
"Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!

Актуальность:

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше  дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Цель: формирование у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

  • формировать систему знаний детей о производстве хлеба;
  • дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом;
  • закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
  • систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба;
  • показать значимость сельскохозяйственной техники;
  • воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Участники проекта: воспитатель группы, дети подготовительной группы, родители.

Планируемый результат:

  • знание детей информации о злаковых культурах;
  • понимание детьми ценности и пользе хлеба;
  • знание детей о производстве хлеба;
  • умение детей применять трудовые навыки;
  • понимание детьми важности труда хлебороба;
  • умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
  • проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.

Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.

План реализации проекта

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Социально-личностное развитие

(социализация, труд,

безопасность)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Игра «Да-нет», разработать правила обращения к хлебу. Беседа «Терпение и труд все перетрут», «О правильном обращении с электроприборами», рассказ о коллекциях и музеях, выпекание хлебобулочных изделий из соленого теста.

Рассматривание альбома «как к нам хлеб пришел»,

с\р игры «Пекарня», «Повар», «Семья», «Хлебобулочный магазин», «настольно-печатные игры

Составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?»,

выпечка хлеба дома, замешивание теста.

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество,

музыка)

Коллаж «Что можно сделать из муки?», конструирование из бросового материала «Мельница», лепка из соленого теста, рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба», Составление букетов из листьев, колосков.

Раскрашивание раскрасок. составление узоров и рисунков из круп, выкладывание орнамента из круп, зерен.

Подбор иллюстраций о хлебе.

Познание, Речевое развитие

(коммуникация, познание,

чтение)

Экологическая игра «что за чем», опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением, ветряная мельница), экскурсия на кухню «Как готовится тесто», д\и «Откуда хлеб пришел», «Что было бы если…», «родственные слова», «раз, два, три-сказка выходи» Эксперимент: «Что происходит с мокрым хлебом». Наблюдение за хлебом с плесенью.

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Дацкевич «От зерна до каравая»

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,

д\и «Подбери словечко», д\и «Золушка», посчитать зерна, выложить буквы и цифры, рассматривание и проба разных видов хлеба.

Составление рассказов о хлебе, придумывание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Физическое развитие

(здоровье,

физкультура)

Пальчиковые игры, психо этюд «Тесто», психо гимнастика «Хлеборобы»

Игра в подвижные игры, игра в сухом бассейне из круп, д\и «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Составление альбома «О пользе хлеба»,

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

Результат

1.Рисунки хлебных полей.

2. Поделки из соленого теста.

3.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков.

4.Экскурсия на кухню.

5.Разыгрывание сценки «Колосок».

Приложение 1

Конспект НОД в подготовительной группе

«Хлеб - всему голова»

Задачи:

Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт».

Ход:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

2. Актуализация знаний.

Педагог задаёт вопросы:

- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).

- Где растёт хлеб? (в поле)

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)

- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)

- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

- Что дальше происходит с зерном?

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

– Кто сеет хлеб?

– Труден ли труд хлебопашца?

– Как получают муку?

Не гром грохочет, не пальба – Шумят, гудят грузовики,

Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки,

Гора зерна растет до неба… Гора муки растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба?

Физминутка.

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)

На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!

Педагог предлагает детям пройти на свои места.

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари)

Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.

Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом, 
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей.

Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Итог

- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

 В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны.

Приложение 2

Конспект НОД в подготовительной группе

«Откуда хлеб пришёл» 

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. 

Предварительная работа: знакомство о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К.Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт».

Оборудование: картинки, тарелка с мукой. 

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия

 Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, булка, чай) 

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

 А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

 Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

 Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

 Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

 Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине) 

А, как он в магазин попал, хотите расскажу?   

Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю

Специальными машинами, сеялками.

 Потом вырастают вот такие колоски

Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу.

Там зёрна перемелют в муку.  

Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. 

 Физкультминутка:

 Дует ветер с высоты. 

Гнутся травы и цветы.

 Вправо-влево, влево-вправо.

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А теперь давайте вместе.

 Все попрыгаем на месте (прыжки)

 Выше, веселей, вот так!

 Переходим все на шаг (ходьба на месте)

 Вот и кончилась игра.

 Заниматься нам пора.

 Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?  (Мука, вода)

  Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи

 Давайте их назовём. (Ответы детей).

 Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов,

его грузят в машины и везут в магазин.  Ребята, а что ещё пекут из муки?  Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

 Молодцы!

 Дидактическая игра: "Сложи правильно"

 Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»

Игра: найди лишние ингредиенты

В заключении хочу вам прочесть стихотворение.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша сила.

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселого в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким .

Приложение3

Экскурсия на кухню

Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах.

Задачи

1. Показать детям, как повара готовят булочки

2. Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов — дрожжей.

Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно.

Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.

Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности.

Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс — от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2—3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится?

Дети отвечают.

Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно.

Дети благодарят работников кухни и уходят.

В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни.

Приложение 4

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?» Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.

Конкурс для детей «Что — сначала, что — потом». Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Конкурс для родителей «Кто быстрее замесит тесто» От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов.

Задание для детей и родителей: «У вас имеются остатки хлеба. Что можно из них приготовить? Дайте рецепт». Побеждает команда, назвавшая большее количество способов использования хлеба.

Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии.

Подвижная игра « Что мы делали — не скажем, а как делали покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий — Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

Составь рассказ-описание с опорой на план

  1. Как называется злак?
  2. Как выглядит злак?
  3. Где родина злака?
  4. Какие полезные вещества содержатся в злаке?
  5. Какие блюда можно приготовить из злака?
  6. Дополнительные сведения, известные детям.

Приложение 5

Народные приметы

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Пословицы и поговорки

Почему в народе говорится:

«До поры до времени не сеют семени»; «Весной час упустишь, годом не наверстаешь»; «Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»; «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»; «Не пиры пировать, когда хлеб засевать»; «Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»; «Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»; «Хорошо зерно в землю спать уложишь — хорошо и разбудишь, сыт будешь»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»; «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»; «Какова земля, таков и хлеб»; «Клада не ищи, а землю паши — и найдешь»; «Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут»; «Будет хлеб — будет и обед»; «Кто хлеб носит, тот есть не просит»; «Сей овес хоть в воду, да в пору»; «Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет»; «Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней»; «Не соберешь овес — наглотаешься слез»;

Из чего сварили кашу?

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую  (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

Физкультурные минутки

Едем в поле (дети встают друг за другом и «едут» на машине)
На кочку наехали
 (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево)
В яму заехали
Горки объехали
И на поле приехали!

Пальчиковая гимнастика

Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Загадки

Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

Он бывает с рисом, с мясом, 
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)

Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)

Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Приложение 6

Анкетирование детей подготовительной группы (начало проекта)

Обследовано 14 детей

Вопрос

Знают

Не знают

Без чего не вырастит хлеб?

Как превращается зерно в муку?

Как превращается мука в тесто?

Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?

Какие профессии тружеников села вы знаете?

Анкетирование детей подготовительной группы (конец проекта)

Вопрос

знают

Не знают

Без чего не вырастит хлеб?

Как превращается зерно в муку?

Как превращается мука в тесто?

Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?

Какие профессии тружеников села вы знаете?

Список использованной литературы

  1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
  3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
  5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  6. Соломенника 
  7.  О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  8. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.