Работа с родителями

Козак Полина Александровна

Здесь собраны методические разработки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для родителей и подростков на тему «Что такое семья?»

Цели и задачи занятия:

  • помочь родителям преодолеть трудности в общении с детьми;
  • обогатить и разнообразить общение взрослых и детей;
  • установить тесный эмоциональный контакт родителя и ребенка;
  • помочь родителям понять уникальность каждого ребенка.

Оборудование: актовый зал, стулья, столы. Цифровой фотоаппарат, компьютер. Белый картон для визиток или плотная бумага. Мяч. Лист ватмана, карандаши, фломастеры, краски, кисти. Аудиозаписи релаксационной музыки, спокойной музыки.

Категория участников: учащиеся студии творческих инициатив «Страна чудес» (12-17 лет) и их родители.

Время проведения: 1,5–2 часа.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ведущий приветствует родителей и детей.

Можно привести примеры высказываний известных людей.

«Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями» (Г. Бичер).

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С. Макаренко).

2. Разминка.

Вступительное слово ведущего:

Семья - как много для всех нас значит это слово. Семья - это родительский дом, где нас любят, ждут, поймут и простят. Именно в семье человек учится ответственности, любви, заботе, уважению и пониманию. Именно семья является основой воспитания детей, именно в ней закладываются основные качества личности человека. Поэтому сегодняшнюю нашу встречу, мы посвящаем отношениям в семье. Она поможет родителям чуть - чуть лучше понять своих детей, а детям узнать что-то новое о родителях.

Наше занятие необычно по форме, поэтому нам необходимо выработать некоторые правила, которые помогут в работе.

Правила работы группы:

1) Принцип конфиденциальности: всё, о чём говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы.

2) Принцип активности.

3) Право говорящего: говорящий имеет право быть выслушанным до конца.

4) «Не давать оценок»: принимать людей такими, какие они есть.

5) Право ведущего: ведущий может прервать любое действие, если оно мешает групповому процессу, и сказать «Стоп».

Разминка.

Упражнение «Пересядьте те, кто…». Упражнение снимает эмоциональное напряжение. Участники сидят в кругу. Ведущий стоит в центре круга.

По команде: «Пересядьте те, кто …в кроссовках» (каждый раз называется новый признак) участники, которые обуты в кроссовки, пересаживаются. Ведущий при этом старается занять освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится ведущим.

Упражнение «Знакомство». Участники садятся рядом друг с другом, образуя большой круг. Ведущий предлагает оформить визитные карточки с тренинговыми именами: дети пишут такие имена, которыми они хотели бы, чтобы их называли мамы, а мамы к своему имени добавляют слово «мама», например, «мама Наташа». Карточки прикрепляют к одежде. Затем взрослые участники представляются и представляют своего ребенка, называя его тренинговое имя и 1–2 положительных качества. Например, «Я – мама Наташа, а это моя дочь «котенок», она очень добрая и веселая».

Упражнение «Родные руки».

Участники разбиваются на пары ребенок - его родитель. Сначала они изучают руки друг друга (2–3 минуты, снять кольца, браслеты). Затем все встают и образуют 2 круга: внутренний - дети, внешний - родители. Участники закрывают глаза и начинают двигаться в разные стороны: дети - по часовой стрелке, родители - против часовой. Они контактируют руками с другими участниками и стараются найти родные руки.

После выполнения упражнения обсуждение:

- Удалось ли найти родные руки?

- Чем они отличались от других?

- Какие чувства вызвало упражнение?

3. Основная часть.

Упражнение «Ассоциации». Участники становятся в круг и бросают друг другу мяч, при этом они называют ассоциации на слова «семья», «родители», «дети». Желательно, чтобы каждый участник высказался.

Упражнение «Лучшие в мире родители и дети».

Участники делятся на 2 группы: дети и родители. Дети обдумывают и записывают качества лучших в мире родителей, взрослые – качества лучших в мире детей 5–7 минут, под спокойную музыку.

Затем обе группы должны обсудить списки качеств. Представители каждой группы зачитывают результаты обсуждений, которые записываются на большой лист ватмана. Можно попросить детей раскрасить этот ватман.

Затем родители и дети отвечают на вопросы:

  • Хотели бы вы быть лучшими в мире детьми?
  • Хотели бы вы быть лучшими в мире родителями?
  • Могут ли, лучшие в мире родители не иметь лучших в мире детей и наоборот?

Упражнение «Обмен ролями».

Участники разбиваются на пары (ребенок-взрослый). Ведущий просит на несколько минут родителей превратиться в детей, а детей – в родителей. Каждой паре предлагается проблемная ситуация, которую необходимо разрешить.

Примеры ситуаций:

  • ребёнок просит привести домой собаку;
  • пропуск уроков по неуважительной причине;
  • требует купить новую игрушку, куртку или джинсы, а у вас в данный момент нет денег;
  • ребёнок пришёл не вовремя;
  • не хочет убирать у себя в комнате;
  • играет в компьютер и не делает уроки.

После проигрывания ситуаций ведущий спрашивает у участников:

- Какие чувства у вас вызвало это упражнение?

- Сложно ли было справиться с ролью?

- Сложно ли было проявить качества, позволяющие установить взаимопонимание?

Рефлексия. По окончании упражнения дети делятся своими ощущениями

с родителями, сравнивают свои переживания и ощущения во время упражнения.

4. Заключительная часть.

Упражнение «Семейное фото».

Задание: Вы выиграли конкурс «Самая-самая … семья» (веселая, умная, дружная, любознательная, спортивная, креативная, гостеприимная), но для то

го, чтобы получить приз, нужно фото вашей семьи. Участники разбиваются на пары (по семьям) и делают несколько снимков на цифровой фотоаппарат и решают, какая они семья (выбирают из предложенного выше). Ведущий все снимки переносит в компьютер и демонстрирует на экране. Если есть возможность, то очень хорошо распечатать фотографии и вручить участникам.

Заключительное слово ведущего.

Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что она помогла вам лучше понять и услышать друг друга, осознать, какая у вас замечательная семья, как вы любите и дорожите друг другом.

Ведущий просит ответить участников на вопросы:

- С каким настроением вы уходите с этой встречи?

- Что нового вы узнали о себе? О своей семье? О своём ребенке? О родителях?

- Что более всего понравилось, не понравилось?

- Что бы вы пожелали своим близким и себе?


Ведущий благодарит всех участников за работу.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка для помощи родителям в воспитании ребёнка

Цель: помочь родителям найти подход к своим детям.

Содержание

1.      Необходимо помнить, что воспитание – это всегда отношения. Поэтому усилия нужно направлять не только на ребенка или не на себя, но и на взаимоотношения с ребенком.

2.      Важно принимать ребенка таким, какой он есть.

3.      Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – терпение и время, особенно в кризисные периоды жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст.

4.      Общение должно осуществляться без прямых средств воздействия (команд, угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т.д.). Просьба – лучшая форма делового общения с детьми.

5.      Основной принцип семейного воспитания – не подчинение, а сотрудничество в области общих целей.

6.      Основная потребность ребенка – это потребность в безопасности, которую может обеспечить, прежде всего, семья.

7.      Реализуя семейное воспитание, необходимо гармоничные условия в семье.

8.      Главное условие семейного воспитания – атмосфера доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций. 

9.      Важно помнить, что культуру чувств можно воспитывать.

10.  Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.

11.  В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся:

  • болезнь или какое-либо недомогание;
  • время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время работы;
  • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
  • когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
  • когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям непонятны;
  • когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

14.  Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.

Советы на каждый день

1 совет

     Изучите особенности своего ребёнка, признавайте и утверждайте чувство собственного «Я» у ребёнка, подчёркивайте его значимость («Какой (ая) ты молодец!»). Искренне восхищайтесь им, поощряйте его инициативу и самостоятельность («Твоё предложение очень интересное»).

2 совет

     Не стремитесь к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка. Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется сам. Чаще прислушивайтесь к советам ребёнка, учитесь у него, объединяйте свои усилия с усилиями ребёнка. Поддерживайте в нём чувство его уникальности («Как хорошо, что ты у нас есть, ты самый родной наш человек»).

3 совет

     Вырабатывайте единый подход по отношению к ребёнку, несмотря на присутствие различных стилей общения в семье среди взрослых. Это позволит ребёнку ярко проявлять свой внутренний мир и чувствовать себя защищённым.

4 совет

     Не вести общение друг с другом по стандартному «конфликтному сценарию» и употреблять при этом запрещённые фразы типа: отстань от меня, как ты мне надоел и др. 

5 совет

     Чаще употреблять в семейном общении доброжелательность, эмоциональные выражения («С тобой мне так легко»…, «Я бы никогда не смогла сделать так же хорошо как ты…»). 

 6 совет

     Постараться использовать в процессе общения с детьми компоненты культуры, эффективного общения: любовь, уважение, вера, справедливость, отзывчивость. 

7 совет

     Устанавливать с детьми доверительные, искренние отношения. Использовать при этом улыбку, доброжелательный тон, ласковое прикосновение, активное слушание.  

8 совет

     Правильно и умело общаться с ребёнком: стараться понять и принять его. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например: «Я рада тебя видеть, нам было очень скучно без тебя», «Всё у тебя получится».

9 совет

      Избегать повелительного наклонения: «Сделай», «Убери»,  оскорбительных обращений, не повышайте голос, ничего не заставляйте делать насильно.

10 совет

     Проявляйте к ребёнку интерес, сопереживайте ему и цените его, будьте соучастником всякой его деятельности. Помогайте ему выдвигать ближние и дальние цели своей жизни. 

11 совет

     Бережно прикасайтесь к внутреннему миру ребёнка, показывайте ему, что он очень дорог и важен для вас.