Мои методические разработки

ИринаБадашкеева

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: Стратегия «Фишбоун» при работе с текстом на уроках русского языка и литературы

2 минуты- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть в нашей импровизированной мастерской. Сегодня мы все мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создает.

Коллеги, я попрошу вас приготовить бумагу и ручку, если можно.

Для начала сядьте поудобнее, расслабьтесь, погрузитесь в картину, представленную на данном слайде, и закройте глаза… (СЛАЙД 1).

Мы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Нам приятно, мы чувствуем себя хорошо, дышим легко и свободно. Морозный свежий воздух проникает во все уголки нашего организма, наполняя его небывалой энергией! Вообразим, что мы нежные снежинки. Наше тело стало практически невесомым!  И вдруг подул легкий ветерок, и мы полетели! С каждым вдохом и выдохом мы все выше и выше поднимаемся над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно обнимает нас. Мы счастливы! Но вот пришла пора возвращаться. Давайте потянемся, откроем глаза, улыбнемся друг другу!

Ну вот и все. Переходим к основной части.

Слайд 2: (Скелет рыбы, сочинение-рассуждение)

- Внимательно посмотрите на слайд, что вы видите? Какие ассоциации вызывает он? Как соотносятся эти два момента?

Как вы считаете, какова тема мастер-класса? Цель? Слайд 3

Почему же я выбрала данную тему? Потому, что «Фишбоун» – универсальная стратегия технологии критического мышления, которой можно пользоваться на уроках любого типа.

Фишбоун  хорош ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки.

Таким образом, использование технологии Фишбоун предполагает такие метапредметные результаты,как: развитие умения учащихся работать в группах, анализ текста, также дети выделяют основные события и находят их причины, обобщают и делают выводы. Основная цель  - развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Овладев стратегией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков, технологии, химии, биологии, начальных классах. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. 

- Прочитайте словарную статью о стратегии ФИШБОУН. (Участники самостоятельно работают со словарной статьей). Слайд 4

Слайд 5. Классический фишбоун

Коллеги, для удобства в подготовке написания сочинения-рассуждения( в данном случае это сочинение-рассуждение ЕГЭ по русскому языку, хотя его можно варьировать) я классический фишбоун немного переделала, и вот, что у меня получилось: Слайд 6

Основная кость (хребет) – связующее звено, основа.

Голова – проблема, вопрос, которые подлежат анализу.

Верхние косточки – комментарии (примеры из текста), взаимосвязь между ними

Нижние косточки – ответ на поставленный вопрос (позиция автора), отношение к позиции автора, аргументы.

Хвост – вывод.

- Подумайте, пожалуйста, как эта стратегия помогает осмыслить текст и облегчить подготовку к написанию сочинения? (Идет обсуждение мнений участников группы, их «обогащение»

Физминутка. На слайде 7 рыбка.

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть – хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! – обнимаем себя.

        Творческая мастерская

- Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!!

Давайте попробуем совместно составить фишбоун по тексту Виктора Петровича Астафьева.

Записка

     "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".
  Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

     В наши  дни,  в век, так  сказать, энтээра,  из старой русской деревни, подбив  продать  домишко, родной  сынок  привез  в  город собственную  мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.
     В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку,  как  рекомендательное  письмо  в  няньки,  сторожихи,домработницы.
     Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой
записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб
далеко и всем было слышно.

- Спасибо, вы большие молодцы!

А теперь переходим к другому тексту  

Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

(Коллеги по очереди представляют свой ФИШБОУН, где кратко описывают преимущества данной стратегии при работе с текстом. Ответы)

- Что такое стратегия ФИШБОУН? Как она помогает осмыслить текст?

- Теперь я вам предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе мастер-класса, ответьте на вопрос: «Какие чувства вызвал у вас мастер-класс?»

Наша творческая мастерская завершена. Спасибо всем за слаженную работ  у!



Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Алексеевна, сегодняшний классный час проведу у вас я. Давайте улыбнемся друг другу и поделимся частичкой своего тепла, и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады видеть друг друга. Спасибо!

I. Вступительная часть.
Создание проблемной ситуации перед учащимися.
Прочитать «Притчу о счастье». Слайд 1

- Какой смысл вы видите в этой притче?

- Правильно ли поступил Бог в этой ситуации?

- Итак, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О счастье) - Слайд 2 «Счастье – это…»

- Тема счастья во все времена волновала людей. Психологи и социологи, художники и писатели, философы и учёные задумывались над тем, что же такое «счастье». У нас сегодня есть замечательная возможность – поразмышлять и сделать свои собственные выводы!

II. Основная часть.
- По пути к вам я зашла в магазин «Лавка чудес». Оказывается, сегодня в магазин привезли счастье, и я его купила. Оно спрятано в этой коробке. Я сейчас буду задавать вам вопросы о счастье, а вы – отвечать.

- Какого счастье размера? (Большое, маленькое, необъятное)
- Что вы ощущаете, прикасаясь к счастью? (Тепло, прохладу, радость, ослепляет глаза)
- Какое счастье на вкус? ( Сладкое, вкусное, как мороженое)


Что такое счастье?
Слайд 3
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!

- Ребята, у каждого человека счастье свое или оно одинаково у всех?

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшое творческое задание: Каждый из вас получит солнышко, сделанное из бумаги. Посередине солнышка вы видите надпись: «Я счастлив(а), когда…», а вокруг солнечные лучики, в которых вы можете записать самые сокровенные желания. Звучит музыка.

В народе говорят, если чего-то сильно захотеть, эта мечта обязательно сбудется. Я думаю, можно сказать так, счастье – в исполнении мечты.

3. Групповая работа «Путь к счастью».


Учитель прикрепляет на доску изображение плывущего по морю корабля.

- Перед вами корабль. Это корабль нашей группы. И плывёт он в счастливую жизнь. И чтобы наш корабль успешно держал путь к счастью, надо лишь озвучить свой ответ и поместить недостающий кусочек на своём месте.
- Сейчас я раздам вам карточки с изображением того или иного фрагмента. - Слайды 3, 4.
- Те, у кого фрагмент паруса, продолжают предложение: «Чтобы моя жизнь стала счастливой, я буду…»
- Те, у кого фрагмент моря, продолжают предложение: «Чтобы жизнь в нашем доме стала счастливой, я могу…»
- Те, у кого фрагмент неба, продолжают предложение: «Чтобы жизнь на Земле стала счастливой, надо…»
- Даю вам две минуты подумать и записать на карточках свои ответы.

- Прошу встать тех ребят, у которых фрагменты паруса. Озвучьте, пожалуйста, ваши ответы.
- Прошу встать тех ребят, у которых фрагменты моря. Озвучьте, пожалуйста, ваши ответы.
- Прошу встать тех ребят, у которых фрагменты неба. Озвучьте, пожалуйста, ваши ответы.
- Молодцы, ребята, вы достойно справились с этим заданием. И если вы будете придерживаться своих мыслей, то всё у вас получится. Ну а наш корабль стремительно несётся по волнам, с попутным ветром, держа курс в счастливую жизнь.

Работа в группе

Задание «Слагаемые человеческого счастья» формула счастья.

• Ребята, предлагаю вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить составляющие счастье.

• Но вы не просто так будете записывать ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги формата А4, по окончании каждая группа выступает с результатами работы).

• Каждая группа представляет свое понятие счастья.


- Спасибо за ваши ответы, интересные, глубокие мысли. Счастье многогранно, оно разноцветно и для большинства из нас счастье – это вовсе не материальное понятие.

2). Работа в группе:

1 группа:

• Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

• Можно ли научить быть счастливым?

2 группа:

• Можно ли научиться быть счастливым?

• Почему умение стать счастливым это целое искусство?

3 группа:

• Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?

С чем у вас ассоциируется счастье?


III. Заключительная часть.
 Рефлексия

Был ли полезен классный час?

Что показалось наиболее интересным в сегодняшней беседе?

Что нового узнали?

Учитель читает наизусть стихотворение Э. Асадова «Дорожите счастьем, дорожите!»
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите!
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...
Разве будет это тыщу раз!

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

Я благодарю вас за участие в этой беседе. Будьте счастливы!

Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.

Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.

Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите!
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...
Разве будет это тыщу раз!

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

Работа в группе:

Те, у кого фрагмент паруса, продолжают предложение: «Чтобы моя жизнь стала счастливой, я буду…»

Работа в группе:


- Те, у кого фрагмент моря, продолжают предложение: «Чтобы жизнь в нашем доме стала счастливой, я могу…»

 

Работа в группе:

- Те, у кого фрагмент неба, продолжают предложение: «Чтобы жизнь на Земле стала счастливой, надо…»
Работа в группе:

Те, у кого фрагмент паруса, продолжают предложение: «Чтобы моя жизнь стала счастливой, я буду…»

Работа в группе:


- Те, у кого фрагмент моря, продолжают предложение: «Чтобы жизнь в нашем доме стала счастливой, я могу…»

 

Работа в группе:

- Те, у кого фрагмент неба, продолжают предложение: «Чтобы жизнь на Земле стала счастливой, надо…»

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_full/public/cif/2017/12/sailing-ship-at-sunset-coloring-page.png

http://coloringway.com/wp-content/gallery/sun/sun8.gif

https://www.clipartmax.com/png/full/22-228578_fins-clipart-shark-outline-shark-fin-coloring-pages.pnghttps://www.clipartmax.com/png/full/22-228578_fins-clipart-shark-outline-shark-fin-coloring-pages.png

https://www.clipartmax.com/png/full/22-228578_fins-clipart-shark-outline-shark-fin-coloring-pages.pnghttps://www.clipartmax.com/png/full/22-228578_fins-clipart-shark-outline-shark-fin-coloring-pages.png

http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1456260754_4-y.jpg            http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1456260754_4-y.jpg         http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1456260754_4-y.jpg             http://rukadelkino.ru/uploads/posts/2016-02/1456260754_4-y.jpghttp://3mu.ru/wp-content/uploads/2019/03/trafaret-oblaka-01.gif             http://3mu.ru/wp-content/uploads/2019/03/trafaret-oblaka-01.gif

http://3mu.ru/wp-content/uploads/2019/03/trafaret-oblaka-01.gif       http://3mu.ru/wp-content/uploads/2019/03/trafaret-oblaka-01.gif

       

https://i.ytimg.com/vi/l4CsAjKCOcw/maxresdefault.jpg

Работа в группе:

1 группа:

• Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

• Можно ли научить быть счастливым?

Работа в группе:

2 группа:

• Можно ли научиться быть счастливым?

• Почему умение стать счастливым это целое искусство?

Работа в группе:

3 группа:

• Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?

С чем у вас ассоциируется счастье?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Счастье – это …

Слайд 5

Рефлексия Был ли полезен классный час? Что показалось наиболее интересным в сегодняшней беседе? Что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе «Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Записка»

Я поведаю вам свою боль…

В. Астафьев

1. Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Алексеевна, и я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным. Этот урок интересен тем, что, во-первых, вы пришли сегодня, не зная, о каком произведении пойдет речь. Во-вторых, мы прочитаем очень маленькое произведение, в котором заложен глубокий смысл и жизненная мудрость.

Ребята, у вас на столе лежат листы оценивания, ознакомьтесь с ним, пожалуйста, подпишите его и заполняйте по этапам урока.

Вызов:

- Ребята, посмотрите на слайд 1, фотография какого человека представлена здесь?

Что вы можете о нем сказать? А теперь вспомним, где родился и жил В.П. Астафьев.

Посмотрите на карту и скажите, можем ли мы его назвать его своим земляком и почему? Слайд 2

- А здесь что изображено? Слайд 3

- Что общего между этими фотографиями?

- Как вы думаете, что можно мы должны сегодня сделать на уроке?

2.

Погружение в текст.

Как вы уже поняли, мы сегодня должны прочитать рассказ Астафьева «Записка». Скажите, о какой записке пойдет речь?

- На рабочем столе лежит записка, прочитайте ее про себя. слайд 4.

А сейчас поработайте в паре и ответьте на вопросы. Время 2 минуты

Работа в паре:

Как вы думаете, кому и от кого адресована эта записка? Почему?

-Что вы можете сказать об этой записке?

- Если не знать продолжения, то о ком бы вы подумали так написано в записке?

#1063;тение с остановками.
- Ребята, это начало маленького рассказа В.П. Астафьева под названием «Записка».
- Получите 2 записку, в которой написано продолжение рассказа. Слайд 5
Прочитайте отрывок:
"На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна".
«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы…»

- Могли ли вы ожидать такое развитие сюжета? Каково ваше отношение к поступку сына?

Ребята, поработайте в группах: на столе лежат задания. Время 4 минуты.

Первая группа пытается объяснить, почему сын так поступил? Придёт ли время, когда он осознает это?

Вторая группа отвечает на вопрос: что будет с матерью?

Третья группа отвечает на вопрос: что ж делать в таких случаях?

- Почему такое могло случиться в жизни матери?
- Предположите, чем закончится это произведение?

Давайте дочитаем рассказ до конца. Раздаю 3 записку. Слайд 6

«Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.»


-Поддерживаете ли вы автора, согласны ли вы с его концовкой?

-Давайте соединим три записки и еще раз перечитаем рассказ.

Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. Слайд 7

ФИЗМИНУТКА. Слайд 8

Друзья мои, давайте сделаем небольшую паузу: нарисуйте взглядом это большое сердце со стрелой, не забудьте про наконечник и оперение.

5. Словарная работа:

все ли слова вам понятны в тексте?

« плюшевая жакетка», «публичная порка», «нарубил бы виц».

вица - длинная тонкая ветка

6. Работа в паре:

- в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери, что - о сыне? И определите позицию автора, его отношение, мысли автора к поступку сына. И зачитайте.

Мать

Родной сынок

  • неграмотная
  • изношенная в работе
  • выходная плюшевая жакетка
  • из старой русской деревни
  • привёз в город
  • вложил записку
  • “забыл” на вокзале
  • рекомендательное письмо

- Ребята, а сегодня у нас, у земляков Виктора Астафьева, такая проблема сохраняется? Дети так же поступают со своими родителями?
- А скажите, всегда ли вы проявляете к родителям уважение, любовь, понимание?
- Когда происходят ваши разногласия? Из-за чего?
8. Осмысление:

-Ребята, скажите, какая тема нашего урока? Слайд 9

-Какие цели мы достигли?

-О какой боли хочет поведать нам Виктор Петрович Астафьев?

- Какие нравственные уроки мы должны усвоить?

( В. Астафьев писал: "Жизнь человек выбирает не сам по себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую. И лишь одно я просил бы у судьбы - оставить со мною мою маму. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие - он пережил свою мать.)

9. Творческая индивидуальная работа.
- Ребята, а кто знает, когда мы празднуем День матери? (последнее воскресенье ноября)
И в преддверии праздника, так как мы говорили о записках, я прошу вас написать записку маме. (слайд 27)
(пишут-2-3 минуты под музыку «Аве Мария», зачитывают по желанию)

#1056;ефлексия. слайд 10

-Какие чувства я сегодня пережил на уроке?

-Я сегодня понял(а)…

На занятии было интересно, потому что…………..

Я бы хотел похвалить себя за то, что …………………….

Мне грустно от того, что …………….

Обговорить листы оценивания

#1044;.З. на выбор: слайд 11

  1. Написать монолог от имени матери, брошенной сыном.
  2. Написать записку одному из героев рассказа Астафьева: матери, сыну, автору.
  3. Выучить понравившееся стихотворение о матери.


- Спасибо, друзья мои, за работу, за ваши откровения. Я надеюсь, что вы будете более внимательны к близким людям и словам, которые пишете. И очень хотелось бы, чтобы ваши мамы однажды ненароком нашли у себя в кармане записку со словами: «Я люблю тебя, мама!»