Итоговое сочинение

Акчинова Ирина Николаевна

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков.  Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Предвосхищение

непонимания

неправильного хода мысли

вопроса

опережения в ходе мысли

- Вряд ли следует удивляться тому, что…

- Почему, однако, нельзя воспользоваться

- Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..

- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…

- В литературе уже было обращено внимание на …но...

- Может возникнуть вопрос...

 - Возникает вопрос:…

- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…  

- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…

- Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…

- Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…

- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...  

- Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…

- Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…

- Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…

- Но здесь всё гораздо сложнее

- Логично ли…?

- Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

- Разумеется, такой подход вполне допускает…

 - Конечно, можно  намного интенсивнее, чем это делается сейчас…

- Об экономии и говорить не приходится…

- Конечно… претерпят изменения.

- Разумеется, предварительно потребуется…

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство  сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как написать сочинение»

1. Нельзя писать сочинение по произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку по литературе.

2. Знаете ли вы исторический и литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни писателя (особенно те, когда было написано произведение)?

3. Понятен ли смысл названия и можете ли вы объяснить его? А тему и идею?

4. Какие основные проблемы поставил автор? («ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир», счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.)

 5. Можете ли вы пересказать сюжет и выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт? (идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе», психологический – в рассказе «После бала»).

6. В чем, по-вашему, особенности композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.

 7. Понятна ли вам система персонажей в произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер).

 8. Понятна ли авторская позиция? С помощью каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?

9. Сумеете ли вы отметить основные черты стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?

10. Внимательно изучите каждое слово темы. Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы. Тему-повествование измените на тему-вопрос. Например, тема – «Образ Чацкого». а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого? б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п. Это и будет основная мысль вашей работы.

11. Напишите план:

а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное;

б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала;

в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность образов, произведения для истории литературы?

12. Не занимайтесь пересказом: это не изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными. Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат заставит усомниться в знании вами текста.

13. Части работы должны быть соразмерны, логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.

14. Не «перехваливайте» классиков: «гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и повторов.


Предварительный просмотр: