Самообразование

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на работу с быстро меняющейся информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        «Сказка» с. Становое

Мастер - класс

(для педагогов на педагогической планерке)

Тема: «Игры - головоломки в детском саду»

Подготовила воспитатель

Лаухина В. Н.

Декабрь 2022 г.

С. Становое

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию игр – головоломок в работе с детьми.  Развитие умственных и творческих способностей у детей;

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами использования Вьетнамской  головоломки, Волшебного круга, Колумбово яйцо  и                              - показать возможности их применения для развития ребенка;                                                                                                                                -выявить особенности воображения у дошкольников;
-научить детей обдумывать, планировать свои действия;
-развивать логическое, пространственное мышление, речь, внимание, память;
-создать условия для плодотворного общения участников 
мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения: мастер-класс

-с педагогами

-практическая работа.

 Материалы для работы:

 « Вьетнамская» головоломка», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» 

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование Вьетнамской головолоки » в работе с дошкольниками».

Ход мастер-класса

-  Здраствуйте  Уважаемые коллеги!

Свой мастер класс я начну со слов:                                                           

                                            Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому –

И я пойму!

 «Актуальность Головоломка –игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются  головоломками. Они  любимы  не только детьми но и взрослыми. Игра помогает развивать интеллектуальное, логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение .

 Цели и задачи у всех головоломок  одинаковые:

Учить детей обдумывать, планировать свои действия.                                                                                                                          Учить строить от простого к сложному т. д.                                                     Развитие познавательного интереса мелкой моторики , памяти, речи, внимания, логического , пространственного мышления . Разновидностей  головоломок много.

Разновидности головоломок

«Коломбово яйцо»
«Танграмм»
«Волшебный круг»
«Листик»
 «Монгольская игра»
«Вьетнамская игра»
«головоломка Пифагора»

   Я предлагаю остановиться на некоторых из  них: «Коломбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская головоломка».
 Вьетнамская игра это очень древняя головоломка.  Это круг, разделенный на семь  частей. Отличается от остальных тем, что в ней нет ни одной прямой линии, она образована отрезками дуг одного диаметра .  Очень хорошо получается составление силуэтов с обтекаемыми контурами животных, птиц, рыб и т.д.  С течением времени из составляющих ее элементов было составлено множество различных фигурок силуэтов самой разнообразной формы. Я вам предлагаю изготовить игру и поиграть ею. Перед вами детали будущей игры. Это прямоугольник белого цвета. Это  основа будущей игры. Другая фигура круг. Его нужно вырезать по кругу и по контурным линиям резать на 7 частей. Вы молодцы справились с заданием! Теперь приступим к игре!

Схемы.

Обратите внимание на экран .  Перед вами схемы. Выберете ,пожалуйста  одну понравившуюся   фигуру и сложите на основе. У вас на это минутка. Молодцы все справились с  заданием !  А сейчас предлагаю вам усложнить игру  с теми персонажами  что вы сложили  придумайте пожалуйста сказку.

Головоломка способствует развитию  воображения ,умственных творческих способностей дошкольников, развивает логическое и пространственное мышление. Дети учатся планировать свои действия. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. Подобные игры играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме с помощью рисунка, чертежа, схемы, инструкции.

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          «Сказка» с. Становое

Консультация

для воспитателей

(на педагогической планерке)

Тема: «Головоломки в работе с детьми                       дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

Лаухина В. Н.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/ee/46/e9f6228174208694df8af1b8c2d016b63f.jpg

С. Становое

Октябрь 2022 г.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.

Головоломка - лучшая развивающая игрушка в мире. Слово «головоломка» произошло от выражения "ломать голову" и означает, как несложно догадаться, решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.

Любая головоломка, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Головоломки и их значение для развития детей дошкольного возраста:

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.

Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.

Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.

Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления наглядно-образный.

В среднем возрасте возрастает объем памяти и начинает развиваться образное внимание.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, продолжает развиваться образное мышление .

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР –ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.Устные головоломки – задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов (загадки, шарады, данетки и т.п.).

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных предметов. К ним можно отнести: ребусы, загадки, шарады, парадоксы.

Первый слог - местоименье,

Второй - весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом - остров очень жаркий. (Я-май-ка)

2.Головоломки с предметами.

Это головоломки, в которых активно используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками, монетами, карточные головоломки.

3.Механические головоломки.

Это класс головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы пентамино и др.

4.Печатные головоломки.

Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка развиваются следующие логические операции мышления: анализ, классификация, обобщение, синтез, сравнение.

На первых этапах обучения детей решению головоломок нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где ребёнок может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи

Организуя педагогический процесс, следует придерживаться определенных правил: 

1.  Важно, чтобы ребенок решил первую головоломку. Если первый опыт будет отрицательным, дошкольник может навсегда утратить интерес к головоломкам. Для того чтобы этого не произошло, начинать следует с самых простых головоломок и внимательно, но не навязчиво, следить за ходом решения, быть готовым прийти на помощь. Однако помогать надо аккуратно, если рассказать ход решения — результат будет отрицательным. При занятиях с детьми очень часто наблюдаются ситуации, когда первая головоломка дается решателю чрезвычайно сложно, несмотря на то, что сама головоломка проста. Решение же последующих головоломок происходит быстрее и проще, хотя уровень сложности может возрастать. 

2.   Не раскрывать секретов.

3. Лучшая подсказка — это вопрос. При подсказке очень важно направить мысль решателя в нужном направлении, но не раскрыть секрета головоломки. Важно отметить, что при использовании подсказок у ребенка в итоге должно быть ощущение, что головоломка была решена именно им.

4. Головоломок должно быть мало. Большое количество головоломок, во-первых, производит подавляющее впечатление на дошкольника, во-вторых, рассеивает внимание — дети, не доделав одного, могут хвататься за другое и в результат не сделать ничего. Дефицит же наоборот стимулирует интерес - «повезло же тому, кому досталась головоломка!»

5. Очень важно не выносить низких суждений по поводу способностей дошкольника.

6. В первую очередь необходим личный интерес педагога к головоломкам.

Педагогу следует самостоятельно прорешать максимальное количество головоломок. Только так можно понять весь спектр чувств, возникающий у решателей головоломок. Сложные головоломки можно решать вместе с детьми.

От решения головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям. Дети способны представить возможные пространственные, качественные изменения в ходе решения не только предложенной им задачи, но и составляемой самостоятельно.

            Решение головоломок активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение                        «Сказка» с. Становое

            Консультация для родителей

«Что такое игры-головоломки»

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/c/cAhS9aNKIl1EGjoOVwbqnrszBTFLQgvHetYXyp5dk/slide-23.jpg

С. Становое

Сентябрь 2022

«Что такое игры-головоломки»

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.

  • предлагаемое пособие включены описания и чертежи 8 игр головоломок: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. В пособии они расположены по принципу от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления,

воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам.

Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Рекомендуется пособие прежде всего детям 5-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже. Поэтому лучше на некоторое время отложить эти игры и подождать, пока малыш «созреет». Сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к

решению интеллектуальных задач.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ деления целого на части дается в описании игры и показан на рисунке.

На любой плоскости (пол, стол, фланелеграф, магнитная доска, кусок картона, фанеры, пластика и т. д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются силуэты дома, зайца, лисы, моста, человека или сюжетная картинка.

Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора(геометрических фигур).

Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

Изготовить игры чрезвычайно просто. Малышам помогут родители, воспитатели, братья, сестры, старшие друзья. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить, соблюдая при этом соотношение между частями.

Для коллективной игры на больших плоскостях (фланелеграф, магнитная доска и т. д.) лучше сделать крупные детали, для индивидуальных игр подойдут

небольшие по размерам наборы. Окраска комплекта с обеих сторон должна быть одинаковой.

Взрослые вместе с ребятами могут изготовить свои образцы к играм, зарисовывая для этого наиболее интересные самостоятельные работы детей. Образцы можно выполнить в том же масштабе, что и детали игры (в этом случае составление силуэта облегчается), а также уменьшив или увеличив их.

  • некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчлененному образцу, при реализации своего замысла, а это вызывает угасание интереса к играм. Поэтому, полезно вначале организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель подобных упражнений —

способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур

  • связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).

  1. Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов и т. д.) из разнообразных цветных мозаик, комплектов геометрических фигур. Ребенок по представлению составляет то или иное изображение, отбирая для этого необходимые геометрические фигуры. Можно предложить детям картинки, но добиваться их копирования не следует. В жизни трех-, четырехлетних детей подобные игры занимают продолжительный период времени и проводятся систематически. Позже, в возрасте 4—5 лет, их следует рассматривать как один из этапов, освоение которого позволяет перейти к более сложным видам игровой деятельности.

2. Игра «Составь фигуру» (геометрическую): квадрат, угольник, прямоугольник с разными соотношениями сторон. Для этой игры дети вместе

со взрослыми вырезают из плотной бумаги разнообразные фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник) двух-трех размеров, по несколько фигур одного вида и размера. В игре необходимо использовать равносторонние, прямоугольные, равнобедренные треугольники нескольких размеров.

Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.

Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.

Предложенные игры нужно осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры или снижения интереса к ней можно

переходить к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней. Таким образом, каждая игра — это необходимый этап подготовки к следующей, содержащей освоенные способы действий и новые, более сложные. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию.

Если интерес к играм снижается или пропадает, их надо убрать на некоторое время из поля зрения ребенка.

Танграм

Это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т. д.

Игра очень проста. Квадрат (величина его практически может быть любой: 5^5, 7x7, 10x10, 12x12 см и т. д.) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребенка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного.

Помощь ребенку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку’ внимательно. Из каких фигур она составлена?». «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое

Консультация для педагогов

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК

Подготовила воспитатель

Лаухина Валентина Николаевна

https://mdoydetsad3.ru/wp-content/uploads/9/1/c/91c2f0e43dc6ba12433cbccb49b3f763.jpg

С. Становое

Ноябрь 2022 г.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на работу с быстро меняющейся информацией.

Мы убеждены, что развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном. Именно поэтому коллектив нашего детского сада стремится создавать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников

– это и:

  • обогащение предметно-пространственной среды;

  • и развивающая направленность всей образовательной деятельности с детьми. Практика показывает, что повышение качества образования невозможно без

внедрения современных педагогических технологий, новых моделей познавательной деятельности.

  • апреле 2021 года нашему детскому саду присвоен статус федеральной инновационной площадки по направлению «Мир головоломки» смарт-тренинг для дошкольников». Головоломка – один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребенком «зарядкой для ума». На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле головоломка учит ребенка анализировать информацию, искать нестандартные решения, т.е. мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

Научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых развивают детско-родительские взаимоотношения. Может быть, таким семейным увлечением станут игры-головоломки?

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, воспитателям и родителям следует:

  1. Взрослому иметь личный интерес к головоломкам.

  1. Правильно подойти к выбору головоломки для дошкольника. Одним из моментов является подбор игр-головоломок с учетом доступности их решения, немало важно ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности ребенка. Любое

дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.

  1. При приобретении игры-головоломки, определиться, будет ли ребенок играть в нее один, или несколько человек одновременно.

  1. Продумать место размещения головоломок. Игры-головоломки должны находиться в специально отведенном месте в свободном доступе детей, отдельно от игрушек.

  1. Помнить, что головоломок не должно быть много, так как ребенок-дошкольник может переключиться на другую головоломку, не закончив предыдущую,
  • силу своих личностных особенностей.

  1. Обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей.

  1. Выбрать первой простую головоломку, которую ребенок обязательно решит, чтобы поддержать интерес к решению более сложных.

  1. Учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу.

  1. При первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте.

  1. При знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него.

  1. Использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым.

  1. Избегать отрицательной оценки действий ребенка.

Позвольте ребенку получить удовольствие

от самостоятельно найденного решения и порадуйтесь его успехам!

ГОЛОВОЛОМКИ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

  • играм-головоломкам ребенка дошкольного возраста необходимо готовить. Такой подготовкой могут стать логические игры-упражнения, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста с различным уровнем подготовки.

Одним из основных путей развития дошкольников является эмпирическое обобщение (собственный чувственный опыт). Его накопление связано с активностью самого ребенка: смотрю (вижу), слушаю (слышу), делаю (создаю). Однако, полученной ребенком информации требуется «переработка», которая не может произойти без интеллектуальных способностей. В задачу взрослых участников образовательного процесса входит создание условий для интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.

Руководствуясь научными исследованиями Н.Н. Поддъякова, который подчеркивал значимость формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста и отводил особое место «созданию специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности» мы предлагаем варианты логических игр-упражнений, которые, по нашему мнению, должны стать способом вхождения в «МИР ГОЛОВОЛОМОК».

  • своих логических играх-упражнениях мы рекомендуем использовать предметное содержание мыслительной деятельности и следующие приемы умственных действий:

  • сравнение,
  • анализ,
  • классификацию,

  • сериацию,
  • аналогию,
  • систематизацию,
  • абстрагирование.

Как в подготовительных играх-упражнениях, так и в самих играх-головоломках должно происходить «мышление руками» [7], что повлечет за собой развитие мелкой моторики и речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки речевого развития.

  • процессе подготовки детей к играм-головоломкам необходимо создать благоприятные условия для дальнейшего освоения детьми сложных заданий, формирования различных способностей с этой целью мы предлагаем вашему вниманию серию логических игр-упражнений и карточки к ним, которые входят в одноименный игровой комплект «МИР ГОЛОВОЛОМОК» авторов-составителей: И.И. Казуниной и Е.Ю. Соловей.

ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ

Дошкольникам использовать ранее приобретенный опыт и приобретать новый поможет пошаговая система достижения поставленной цели, представляющая собой технологию смарт-тренинга для дошкольников, которая выстроена нами на примере использования игр-головоломок в дошкольных образовательных организациях и дома.

Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»

Задания предполагают составление фигур (образов) по образцу. Инструкция-рекомендация: соберите фигуру (собирает взрослый), рассмотрите ее

  • ребенком, предложите назвать фигуру, посчитать количество деталей, назвать детали, из которых сложена фигура. Попросите ребенка собрать такую же фигуру, глядя на образец. В завершении сравнить собранную фигуру с образцом.

Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»

Задания предполагают составление фигур (образов) по памяти. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть образец (собранный

взрослым). Дайте задание дошкольнику собрать такую же фигуру по памяти, затем закройте образец (листом бумаги, тканью и т.п.). После того, как ребенок собрал такую же фигуру, он сравнивает ее с образцом и отмечает, совпал ли его вариант.

Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

Задания предполагают составление фигур (образов) по схеме. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть фигуру на карточке

  • собрать такую же с опорой на схему (карточка). Вы можете усложнить задание, предложив ребенку собрать фигуру по памяти. Не забудьте вместе с ним выполнить проверку результата.

Во время использования геометрических головоломок на плоскости при работе со схемой рекомендуем предложить детям испытывающим затруднения использовать метод наложения деталей на карточку.

Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)

Данное задание поможет ребенку сделать первые шаги в решении головоломок, так как оно объединяет сразу два задания: «Собери по схеме» и реши головоломку. Объединение этих двух заданий в одно поможет создать ситуацию успеха в достижении поставленной цели.

Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть фигуру на карточке, которая состоит из схемы и частичной заливки. Логическая игра-упражнение «Собери по схеме» уже знакома детям, а вот со сплошной заливкой фигуры дети еще не знакомы. Объясните, что, завершив предложенный на карточке образ ребенок сможет решить головоломку. Для этого надо только определить и правильно расположить недостающие детали.

Рекомендуем при работе с карточками предложить детям испытывающим затруднения использовать метод наложения деталей на карточку.

Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»

Данный вариант игры предполагает ее использование, когда у ребенка сложились представления об игре: он узнает детали, их количество, называет их; имеется опыт решения данной игры.

Инструкция-рекомендация: предложите детям подумать, какой образ они хотели бы создать при помощи деталей игры-головоломки и собрать его.

Можно устроить соревнование «Создай свой образ», «Самые необычные фигуры», «Кто быстрее» и др.

Обучайте детей пояснительной речи, умению комментировать и показывать результаты своих творческих находок.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ

Для игр с пуговицами вам понадобятся 24 плоские пуговицы:

  • 4 желтых с двумя дырочками;
  • 4 желтых с четырьмя дырочками;
  • 4 синих с двумя дырочками;
  • 4 синих с четырьмя дырочками;
  • 4 красных с двумя дырочками;
  • 4 красных с четырьмя дырочками.

Рекомендуемый размер пуговиц:

  • диаметр от 2 до 2,5 см,
  • толщина от 1,5 до 3 мм.

Выбор цвета пуговиц не случаен. Это основные цвета спектра, смешением которых можно получить другие цвета и оттенки. Комбинация этих трех основных цветов сочная, яркая и эмоциональная. Это сочетание, которое обычно нравится детям. Очень часто детские развивающие игрушки, мебель и интерьеры детских центров раскрашивают в эти цвета. Комбинация синий-красный-желтый стимулирует активность ребенка, привлекает внимание и интерес, повышает настроение.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ С ПУГОВИЦАМИ

Предлагаемые упражнения рекомендуются детям старшего дошкольного возраста

  • качестве предварительной работы перед использованием игр-головоломок с пуговицами.

При выполнении игр-упражнений произойдет первичное знакомство с данным набором пуговиц, дети запомнят, чем они отличаются друг от друга (цветом, количеством дырочек), чем похожи (формой, размером, материалом). Выполняя упражнения, дошкольники приобретут опыт выполнения заданий в соответствии с инструкциями, карточками-схемами и карточками–инструкциями. Предлагаемые задания будут способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, мыслительных операций, мыслительной деятельности, что очень важно и необходимо при решении головоломок. Выполнения игры-упражнения дети смогут приобрести уверенность в себе и в своих возможностях выполнять любые хитрые задания.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

на развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания Общие методические рекомендации.

Внимательно наблюдайте за выполнением заданий детьми, не спешите помогать, если видите, что дети правильно поняли инструкцию. Инструкцию можно повторить тому, кто в этом нуждается (забыл или не понял). Если ребенок долго не справляется - не давать готовых ответов, а подводить к самостоятельному решению. Поощрять все попытки, смелость, избегать слов – «неверно», «неправильно», а предлагать ребенку самому сверить еще раз решение с условием задания, предложить подумать по – другому. Хвалить за правильное решение, подход, активность, самостоятельность, настойчивость, терпение. При необходимости разъяснять алгоритм действий.

НАЙДИ ОШИБКУ В РЯДУ

  • основе данной игры-упражнения лежит такая мыслительная операция, как анализ - выделение и изучение отдельных частей объектов исследования, мысленное расчленение исследуемого объекта на части, установление связей и отношений между ними. Старшие дошкольники способны овладеть основами данной мыслительной операции.

Первый уровень сложности

Инструкция: разложи пуговицы, как на карточке; найди ошибку в ряду пуговиц и исправь (убери лишнюю пуговицу, замени неподходящую, поменяй местами).

Второй уровень сложности.

Инструкция: разложи пуговицы, как на карточке; найди ошибку в ряду пуговиц и исправь.

ПРОДОЛЖИ РЯД

  • основе данной игры-упражнения лежит умение устанавливать закономерность

— это определенное правило, по которому в числовом, фигурном или другом ряду элементов происходит повторение или изменение самих элементов или их свойств в соответствии с заданным правилом. На основе выявленной закономерности старшие дошкольники способны выстраивать элементарные сериационные ряды и объяснять закономерность, на основе которой они выстроены.

Первый уровень сложности

Упражнение на учет признаков.

Инструкция: продолжи ряд пуговиц тренировочное

Второй уровень сложности.

Упражнение на учет двух признаков. Инструкция: продолжи ряд пуговиц

ЧТО ЛИШНЕЕ?

  • основе данной игры-упражнения лежит операция обобщения - выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторых объектов, мысленное объединение в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. А также умение исключать предмет или объект, отличающийся от остальных предметов или объектов по существенным признакам. Дети 5-7 лет могут выполнять задания как на обобщение, так и на исключение лишнего предмета в ряду однородных.

Первый уровень сложности

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, здесь 4 пары пуговиц. Как ты думаешь, какая пара пуговиц не подходит к остальным трем, какая лишняя и почему? Подбери вместо нее нужный набор пуговиц.

Карточки к заданию

Карточка «Что лишнее» № 1        Карточка «Что лишнее» № 2

Второй уровень сложности

Инструкция: посмотри внимательно на картинку, здесь 4 набора пуговиц. Как ты думаешь, какой набор пуговиц не подходит к остальным трем, какой лишний и почему? Подбери вместо него нужный набор пуговиц.

Примечание. Решение имеет два варианта ответа (Карточка №3).

Карточка «Что лишнее» № 3        Карточка «Что лишнее» № 4

РАЗЛОЖИ КРУГИ

  • основе данной игры-упражнения лежит такая мыслительная деятельность, как ограничение. Это выделение одного или нескольких предметов (понятий) из группы по определенным признакам. Признаки могут оговариваться заранее, либо их необходимо установить самостоятельно.

Первый уровень сложности

Логическое упражнение, в котором используются круги Эйлера-Венна. Инструкция: разложи пуговицы в круги так, чтобы в первом круге были только

красные пуговицы, а во втором круге только пуговицы с двумя дырочками. Какие пуговицы будут расположены на пересечении кругов? Набор пуговиц к заданию: все красные пуговицы (8 штук) и все синие пуговицы (8 штук).

Ответ:

Второй уровень сложности

Инструкция: разложи пуговицы в круги так, чтобы в первом круге были только красные пуговицы, во втором круге только пуговицы с двумя дырочками, в третьем круге только синие пуговицы. Набор пуговиц к заданию: все пуговицы в количестве

  1. штук.

Ответ:

Использованная литература

  1. Казунина И.И. «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников»
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»