ГОТОВИМСЯ К ГИА

Здесь представлены материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации, рекомендации по выполнению экзаменационной работы в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Способы компрессии(сжатия) текста  

1.При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2.При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

                                           Приемы сжатого воспроизведения 

- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

-  образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

- перевод прямой речи в косвенную;

- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

                             Основные языковые приемы компрессии исходного текста

1) замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчиненного предложения простым;

2) исключения:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

                       

                 

                                         Памятка для работы над сжатым изложением

                         

Первое слушание текста

Действия ученика

Содержание

Определи тему текста (о чем данный текст?). Аргументируй своё мнение (обрати внимание на лексику!).

Тема определяется:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора);
  • по заглавию текста.

Определи идею текста.

Идея текста определяется:

  • по эмоциональной тональности звучания текста (настроению, которое вызывает прочтение текста);
  • по отношению автора к событиям, героям (определение авторской позиции).

Определи композицию текста.

Вспомни его структуру.

Как сформулировать тезис?

Композиция текста – построение текста. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

Определи количество микротем по коли–честву пауз учителя. Помни: самая главная информация обычно содержится в первом или последнем предложении абзаца или в главной части сложного предложения.

Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста,  

     заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с

     границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт

     подробного плана текста.

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Абзац – показатель микротемы. Абзац определяется интонационными паузами учителя, читающего текст. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

                                                  Второе чтение. Слушание текста.

Осмысление прочи–танного текста. Уточ–ни основную мысль микротемы. Дополни необходимой инфор–мацией. Используя приемы сжатия тек–

ста, сократи (убери) лишнюю информа–цию.

1. Сократи текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).                                                                    

2. Сократи микротему, передав её содержание в одном–двух предложениях.                                

 3. Убери в тексте лишнее со своей точки зрения.                                                                          

4. Составь на основе текста «телеграмму», т.е. выдели и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируй главное в тексте.

Сними нумерацию абзацев – микротем. Продумай связь между отдельными абзацами, соедини микротемы в связанный текст.

Для объединения (связи) содержания микротем в текст используются лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Напиши сжатое изложение

Отредактируй текст. Помни: сжатое изло–жение должно отвечать следующим тре–бованиям:

  • сохранение последовательности в развитии событий;
  • наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  • установление смысловой связи между абзацами и предложениями.



Предварительный просмотр:

                                          Средства речевой выразительности.

1) Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ледяной взгляд, ласковый ветер.

2) Сравнение: И, как ребёнок после сна, дрожит звезда.

3) Метафора – использование слов в переносном значении:  багровый костёр заката, лунный серп.

4) Олицетворение – вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое: Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» Уж небо осенью дышало.

5) Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять.

6) Литота – преуменьшение: Я на минуточку. Мне до школы два шага.

7) Гротеск – предельное преувеличение или преуменьшение, доходящее до фантастики: мужик в сказке Салтыкова-Щедрина в пригоршне суп сварил.

8) Аллегория – иносказание (в баснях и сказках хитрость аллегорически изображается лисой, коварство – змеёй, глупость – ослом и т.д.)

9) Антитеза – противопоставление: Весь вечер ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

10) Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.

11) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений: Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало.

12) Лексический повтор (или экспрессивный повтор) – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

13) Анафора – единоначатие.

14) Эпифора – одинаковая концовка.

        Совмещение анафоры и эпифоры в стихотворении Пушкина:

        «Всё моё», - сказало злато;

        «Всё моё», - сказал булат.

        «Всё куплю», - сказало злато;

        «Всё возьму», - сказал булат.

15) Парцелляция – особое членение предложения: Пришёл. И сел. И задумался.

16) Инверсия – необычный порядок слов в предложении: Вывели лошадей. Не понравились они мне.

Средством выразительности могут служить однородные члены предложения, синонимы и антонимы, риторические восклицания и риторические вопросы, фразеологизмы.

Проверочная работа:

1) Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал!.. (А. Грибоедов)   2) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами.   (А. Твардовский)    3) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…  (С. Есенин)    4) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…  (А. Грибоедов)   5) Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла.  (А. Блок)   6) Как град посыпалась картечь.  (А. Пушкин)   7) В сто сорок солнц закат пылал.  (В. Маяковский)   8) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?   (И. Тургенев)   9) Мечты, мечты! Где ваша сладость!  (А. Пушкин) 10) Здесь все, как в сказке, зори и закат. 11) Здесь дышишь кижским воздухом целебным… 11) наговорили с три короба.