"Воспитатель года 2020"

Котова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

                                              Эссе «Я – воспитатель»

«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых.

И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то,

чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

Как мне нравится этот возраст:

Шаловливый, прекрасный, живой!

Пусть порою бывает непросто

И рискуешь всегда головой.

Это счастье – обнять ребёнка

И детишки обнимут, любя.

Шепеляво, то тихо, то звонко,

Приглашают в игру тебя.

Всё для них в этом мире впервые:

Первый дождь, первый лёд, первый снег.

Им проблемы решать мировые,

Только б вырос из них Человек.

Только бы материнская ласка

В жизни их окружала всегда,

Только б их не покинула сказка,

В каждом сердце жила доброта!

В современном обществе многие недооценивают значимость труда воспитателя. Ведь принято считать, что приоритет в образовании всегда принадлежит школе. Но первые и самые важные навыки дети получают именно в дошкольном учреждении. Прежде чем ступить на порог школы, ребёнок должен многое постичь, познать, многому научиться. И педагог помогает ему сделать это.

         Детский сад – целая эпоха в жизни ребёнка, большой этап, основа дальнейшего жизненного пути.                                                                            

Мой путь к профессии воспитателя был долгим. Так сложились обстоятельства моей жизни, что судьба решила показать мне правильность выбора профессии, предоставив возможность проработать в других сферах деятельности.

Воспитателем я работаю одиннадцать лет. Любовь к детям помогла мне выбрать профессию. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что выбрала её правильно, я стала педагогом, я -воспитатель!

Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих воспитанников. Какие же они разные! В одних – настороженность, в других – интерес, у третьих - надежда, в чьих-то глазах пока ещё равнодушие. У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Но я люблю их такими, какие они есть. Важно позволить детям быть самими собой, дать им возможность раскрыть свои лучшие качества, научить радоваться каждому мгновению.

         Самое главное – найти в каждом ребенке что-то необыкновенное, свое, увидеть в нем личность. А вот помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель. Если Вы обратите внимание, на то количество дипломов и благодарственных писем, полученных “моими” детьми, я полагаю, что будет понятно, как я из этих «алмазов» делаю «бриллианты».

В своей работе мне приходится творить: шить, рисовать, лепить, строить, быть в курсе происходящих событий, следить за новинками в мультипликации, чтобы легко поддержать беседу с моими воспитанниками.  Я также смеюсь, пою, танцую, играю вместе с ними. Стараюсь избегать монотонности, скуки, серости будничных дней.

Мне выпало настоящее счастье – быть рядом со своими “детьми” в самый интересный период их жизни, период дошкольного детства. Глядя в глаза детей, понимаешь, что ты нужна им, дети они не умеют скрывать свои чувства они прозрачны как капелька читаются, как открытая книга если они обнимают, то искренно частенько аж дух захватывает от их благодарности в виде объятий, которые не за что не поменяешь. Я понимаю, что в большей части формирую характер в этих маленьких, миленьких созданий, именно я понимаю, что в дальнейшей жизни они будут меняться перестраиваться на современный лад, но “зёрнышко,” “стержень,” заложенный мною, останется. Приятно видеть первые успехи своих воспитанников, узнавать в их речи и поступках, свои слова, фразы, то, о чем я им говорила, учила.

А еще приятно встречать на улице своих выпускников, которые улыбаясь, тебя обнимают, как когда-то давно. Приятно радоваться успехам своих уже «не малышей».  Смотреть в глаза, переполненные радостью от встречи именно с тобой.  

Воспитатель – профессия не только важная, но и необыкновенная. Педагогу детского сада приходится быть и актёром, и сценаристом, и дизайнером, и психологом. Ответьте мне на вопрос, представители каких профессий должны сочетать в себе столько много разных качеств? Я думаю, их найдётся немного. Мне импонирует то, что я имею такую возможность проявить самые разные способности, научиться тому, чему никогда бы не научилась, работая в другом месте.

Главное в нашей профессии – искренне любить детей, быть внимательным и чутким.

 Профессия воспитатель -  особенная, многогранная, именно поэтому я транслирую свой педагогический опыт на уровне поселка и района.

Посещаю курсы повышения квалификации, выступаю на педсоветах и конференциях, участвую в конкурсах... и уверена, что саморазвитие и самообразование - это неотъемлемое условие профессионального роста и развития личности у дошкольников.

         Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мне доверено судьбой вносить свой вклад в наше будущее!

Воспитатель XXI века. Каким же он должен быть? Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу, что он ничем не отличается от воспитателя и XIX и XX века.

Да, воспитатель должен идти в ногу со временем, безусловно, необходимо, чтобы он владел новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных достижениях техники, должен быть, юридически и экономически грамотным. Это так, но в первую очередь воспитатель, как и во все времена должен быть образцом духовности, воспитанности, порядочным и честным, добрым и справедливым человеком. На мой взгляд, эти главные качества воспитателя были и остаются основополагающими.

Начиная работать в детском саду, я решила руководствоваться следующим принципом «Относиться к своим воспитанникам так, как я хотела бы, что бы относились к моим детям».

Это стало моим девизом, и когда возникают проблемные ситуации в общении с детьми, я всегда вспоминаю свой девиз, и мое сердце мне подсказывает, как поступить в той или иной ситуации.

Бесспорно, труд воспитателя тяжел – нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души! Но это приятная радостная тяжесть, потому что в основе ее лежит любовь.

Психологи пишут: «нельзя любить сильно своих воспитанников - это отразится на вашем здоровье» и советуют, как нам работать над собой, не во вред себе, своему душевному, психическому здоровью … Я очень часто задумываюсь над этой фразой, и задаю себе вопрос: «А как можно работать воспитателем и не сильно любить детей?» Ведь рядом со мной дети, дети разные, не похожие друг на друга, веселые и любознательные, робкие и застенчивые, дерзкие и неугомонные, «молчуны» и «болтушки». И как же приятно слышать, когда к тебе подходит ребенок, и как бы в невзначай…называет «мама» и тут же, улыбаясь и смущаясь говорит «ой», а на душе становится так тепло и радостно.

Зададите вопрос, почему же они называют «нас» мамой? И я отвечу почему, а называют так, потому что дети больше времени находятся со мной в детском саду….чему я очень рада.

            Дети, могут забыть много в своей жизни людей, но меня они точно не забудут так как они росли с любовью. Я люблю их такими, какие они есть, и что детский сад и группа, в которой они «живут» для них как второй дом и семья, главное создать благоприятные условия для этого.

 И самое главное, необходимо организовать педагогическое взаимодействие с родителями, что бы они стали непосредственными участниками жизни своих детей в детском саду. Жизнь похожа на калейдоскоп, как с каждым поворотом маленькой трубочки, картинка меняется, так и с поворотом времени все вокруг меняется, расцвечивается новыми красками, эмоциями, впечатлениями. Но предугадать какой сложится узор невозможно. То, что ждет нас впереди – загадка.

Я люблю свою профессию за то, что вместе с детьми расту, развиваюсь и многократно испытываю, плюс доставляю незабываемые чувства доброты любви и нежности в наше счастливое время.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                        детский сад №14 р.п. Мухен района имени Лазо Хабаровского края

                               

                                      Конкурсное задание

«Педагогическая находка» в номинации «Воспитатель года 2020»

 

Тема: «Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста»

                                 (Методическая разработка)

                                                     

                                                       

                           Котова Наталья Викторовна,

воспитатель,

                                          первой квалификационной категории

                                             

                                                                МБДОУ детского сада № 14

                                                                         р.п.Мухен

                                           

                                            2020г.

Тема: «Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста»

            «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном»

                                                                                        Дидро Дени

Дошкольное детство – важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разносторонне развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.Как говорил выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Наиболее эффективное средство в соответствии с федеральным государственным стандартом - изобразительная деятельность ребёнка - самая благоприятная для развития творческих способностей детей, поскольку в ней используются нетрадиционные техники.

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином.

 Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я предлагаю использовать нетрадиционную, художественную технику - «Пластилинографию».

«Пластилинография»  - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более  выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.

В силу самой ее созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения она носит подлинно творческий характер.

      «Пластилинография» - новый вид декоративно-прикладного искусства и появилась сравнительно недавно. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.

Данная техника хороша тем, что она доступна даже детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия «пластилинографией» даёт детям, большую возможность в интересной игровой: обогащать свой словарь, развивать восприятие, пространственную ориентацию.

Они способствуют формированию творческого отношения к окружающей жизни, сенсомоторную координацию, то есть те  школьно-значимые  функции,  которые необходимы для успешного обучения в школе.                                                                                                                    

В пластилиновой живописи, можно без труда, исправить ошибку, что важно для детей, которые тяжело переживают свои личные неудачи, принимают их близко к сердцу.

 На примере пластилиновых картин очень просто показать, что нет безвыходных ситуаций, все можно поправить и изменить.

Такая художественно – творческая деятельность отвлекает  от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.    

Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но ещё лучше один раз почувствовать. Ребёнок смотрит на мир широко открытыми глазами, ему интересно узнать не только «что это?», но и «как это устроено?». И, конечно, малыш стремится повторить заинтересовавший его предмет, сделать такой же, но на свой лад.                

  Таким образом, появляются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим.

Полезные советы.

Чтобы получился настоящий шедевр, и ребёнок получил от своей работы удовольствие, есть несколько практических советов:

1) Научить отщипывать, катать шарики и правильно прикреплять их на картон (самым маленьким педагог может заранее заготовить мелкие детали)

2) Освоить несколько приёмов лепки:

  • Скатывание – кусочек пластилина круговыми движениями в   ладонях скатывается в шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
  • Сплющивание - чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
  • Заглаживание- применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами (их лучше слегка смочить) или. Одновременно можно удалить излишек пластилина стекой.
  • Вдавливание - рисунок по поверхности нужно выполнить нажимом пальцем или стекой.
  • Прищипывание–собранными в щепотку пальцами детали прикрепляются друг другу.

3) Смешивание пластилина: нежелательно использовать более трёх цветов. Нужно научить детей смешивать прямо на поверхности рисунка, накладывая один цветной кусочек на другой слегка внахлёст, двойными мазками.

4) Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

5) Для работы с детьми выбирайте пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный.

6) Основа – плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям.

7)Для создания пластилиновой картины потребуется сюжеты, которые можно взять из жизни, сказок, подводного мира, можно изобразить животных, природу, любимых героев.

 8) Необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики

9) Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук и не касаться уже покрытых пластилином участков поверхности.

10) Пластилиновые картины не должны подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Приёмы рисования пластилином:

  • рисование пластилиновыми верёвочками или «червячками»;
  •  рисование мазками или размазывание;
  • заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;
  • процарапывание по пластилину;

вырезание отдельных заранее картин (трафарет), заполнение дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Рекомендации по организации совместной деятельности с детьми

1. Предоставлять ребёнку больше самостоятельности.

2. Не критиковать неумелые действия, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы.

3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах.

4. Образовательная деятельность должна содержать игровые ситуации и действия.

5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление.

6.Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой ребёнка во время совместной деятельности.

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Снегирь на ветке» (пластилинография)

Цель: Формирование самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства.

Задачи:

-учить использовать контурный рисунок как основу изображения;

-закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии (отщипывание, скатывание, размазывание на основе, разглаживание); передавая  в рисунке особенности внешнего вида птицы.

- развивать мелкую моторику, сенсорные навыки, глазомер.

- воспитывать трудолюбие усидчивость аккуратность.

Оборудование: телевизор, аудиозапись: музыка и звуки природы, плотный (тонированный) картон (1/2формата А4), образец воспитателя; контур снегиря, набор пластилина, влажные салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрации с изображением снегирей.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах; чтение и заучивание стихотворений,  загадок;  наблюдения за птицами на прогулке на участке и в лесу; дидактические игры:  «Кто прилетел на кормушку», «Угадай по описанию», «Чьи следы?»

Сюрпризный момент: Сорока приносит новость. 

                                  Ход

         1.Организационная часть

Воспитатель:

 Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. 
-Ребята, с наступлением зимы, хочется поговорить о наших пернатых друзьях.      (Звучит фонограмма птичьего пения).

Послушайте стихотворение:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе

Яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится –

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!     Т.Шорыгина

  - А как выглядит снегирь?  (Дети отвечают)

      Воспитатель:

 Снегири –птицы величиной чуть крупнее воробья, с ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Зимой у самцов грудки ярко- красные, а у самок – серо-розовые.

Воспитатель: А вы помните, какие животные зимой меняют цвет своих шкурок? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, а вы знаете что снегири меняют свой окрас летом и перед зимой? Летом оперение у этих птичек становится более тусклым, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, пока они растят птенцов. А зимой снегири снова становятся яркими, сидя на ветках, они похожи на яркие фонарики

А сейчас давайте проведём небольшую физкультминутку.

Птички прыгают, летаю,

Крошки птички собирают.

Пёрышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

Дальше полетели

И на место сели.

Воспитатель:

 Ребята, кто знает, чем питаются снегири? (дети высказывают предположения)

 Они питаются ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений.

    Живут снегири в гнездах, которые строят на ветвях ели. Гнезда имеют чашеобразную форму.

  • Как мы можем помочь этим птицам зимой? (ответы детей)

Обобщение воспитателя:

Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу. Но в период холодов, сильных морозов мы можем подкармливать снегирей семечками, зернами, но ни в коем случае не давать им сладкие, солёные и жареные продукты

  (показ изображение снегиря на экране телевизора, но на экране появилась силуэт нераскрашенных птиц) 

                               (Влетает сорока)

Воспитатель:  ребята, наверное, что – то случилось.  

Сорока:  Всюду я летаю,

               Всё на свете знаю,

              Знаю каждый куст в лесу,

              Новость на хвосте несу.

               Может быть меня за это

               И зовут «лесной газетой»     (С. Погореловский)

Воспитатель:

- Здравствуй, сорока, какую новость ты нам принесла?

Сорока:

- Слышали, слышали?! В нашем лесу случилась беда. Злой волшебник превратил всех снегирей в белые листочки. Нужно снять злые чары.

Воспитатель:

-Ребята поможем птицам? (ответы детей)

Воспитатель: Дорогая сорока,  мы готовы помочь.

2.Практическая часть.

       Воспитатель:

Посмотрите, у вас на столах лежат шаблоны снегирей (снегири не раскрашенные, белые.) Нам надо их раскрасить не красками, не карандашами, чтобы снять злые чары мы с вами раскрасим птиц пластилином. Мы с вами уже знакомы с этой техникой- пластилинографией.

  Воспитатель:   вспоминаем порядок наших действий. Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, примазываем аккуратно тонким слоем по поверхности и обязательно его нужно разглаживать, то есть делать поверхность ровной и гладкой. Для грудки возьмём пластилин красного цвета, отщипываем кусочек и намазываем на грудку. Замазываем чёрным пластилином головку, хвост и лапки птицы. Клюв делаем серым, а глаз будет из бусинки.

Во время работы, проводится пальчиковая гимнастика

«Птичья кормушка».
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
(Дети имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.)
3. Заключительная часть.
Воспитатель:

 Вы замечательно сегодня поработали, очень старались и у всех получились чудесные, красногрудые снегири. У вас получилась целая стая птиц.

Сорока:

 Полечу, разнесу эту радостную новость по всему лесу.

Воспитатель:

В заключении, Кирилл нам расскажет стихотворение В.Сибирцев «Снегирь».

 


Предварительный просмотр: