Методическая страничка для коллег

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty_nad_tekstom_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного, на основе разнообразия форм, методов и видов работы, установление межпредметных связей урока литературного чтения с другими урокам, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Задачи:

- учить ребенка продумывать в ходе чтения смысл каждого слова;

- учить задавать вопросы и находить ответы на них в тексте;

- учить размышлять и сопереживать;

- учить элементарному анализу прочитанного;

- научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.

Чтобы решить вышеперечисленные задачи важно сформировать у учащихся тип правильной читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг. Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиться высоких результатов обучения.

Итак, 3 этапа работы с текстом:

1. До начала чтения

2. В процессе чтения

3. После чтения.

Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

I. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия.

Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

/Детям на уроках важно показать, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Это общение через текст, созданный автором. Нужно детям показать смысловую роль знаков препинаний; то, что сама последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно/.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст (главу), про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать.

Комментарии учителя должны быть короткими, но емкими, не уводящими далеко от читаемого. Т.е. дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором.

3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.

4. Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующими главами текста.

Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно предложить детям дома прочить про себя следующую главу, а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста можно прочитать вслух учителю, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий и героев.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла «спрятанного между строк».

2. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, т.к. именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть иллюстрация ко всему тексту в целом?) Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим и т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Виды творческих заданий для работы с текстом после чтения.

1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.

2. Серия рисунков к одному тексту.

Каждый ученик получает задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения. Потом рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.

3. Портрет героя.

Каждый ученик рисует портрет героя, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее?». Все портреты рассматриваются, читаются соответствующие отрывки из текста, определяется победитель.

4. Изобрази, как представляешь.

Могут быть составлены словесные портреты героев произведения (н-р, Лета, Весны и др.) Это написание сказок, стихотворений о временах года, о явлениях природы и т.д.

5. Конкурс «Сами с усами».

Составление и написание рассказов о своих четвероногих друзьях, об игрушках и т.д. сочинение историй, о том как они помогли нам.

6. Пишем, подражая автору.

Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Заявленное чтение - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.

Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений.

Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать, ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.

Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать.

Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Таким образом, если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по приказу учителя и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - нужна особая стратегия чтения художественной литературы, которая соответствовала бы виртуальной природе словесных образов и их восприятия. Эта стратегия предполагает:

- готовить ребёнка с самого начала к чтению художественной литературы как к таинству претворения мертвых строк текста в духовную энергию его собственной личности учить "раскодировать" текст;

- пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению и создавать условия для их реализации;

- стимулировать творчество детей как ответную реакцию на прочитанное; накапливать образцы творческого чтения, делать их достоянием учащихся; учить на этих образцах восприятию художественных образов;

- помогать ребёнку удивляться; движущую силу духовного развития детей средствами литературы искать не в общих рассуждениях о писателе и его творчестве, не в открытых кем-то смыслах произведений, а в самой образной ткани произведения в его конкретности, которая и является возбудителем сотворчества читателя.

«Читать - значит думать ещё одной головой, кроме своей собственной», Артур Шопенгауэр (немецкий философ);

- поддерживать в читающем ребенке самобытность его суждений о прочитанном;

исключать стереотип мнений и оценок - показатель отчуждённости от словесных образов.

В сущности, мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст.