Конкурс  педагогического мастерства -  2020. Конкурсное испытание эссе "Я - учитель"

Капустина Александра Евгеньевна

Конкурсное испытание эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel_.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Учитель.  Что стоит за этим словом?  Гордость за выбор жизненного пути. Понимание важности своей работы. Уважение детей, которым посвящаешь жизнь…

Учителями рождаются или становятся? И как надо работать, в том числе и над собой, чтобы по праву заслужить это звание, стать ориентиром для ребёнка, примером для подражания.

В мыслях часто возвращаюсь к началу своей педагогической деятельности. Что тогда стало для меня ориентиром  пути в школу.

Годы работы в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе-интернате глухих и слабослышащих детей в городе Армавире стали первым моим испытанием. В должности  воспитателя  мне предстояло работать в выпускном классе, в  котором  были в основном одни мальчики. Они каждый день испытывали мой характер на прочность.

Работать с такими детьми сложно. Мир глухого ребёнка очень ограничен. Эти дети более уязвимы, но и более восприимчивы к доброте и справедливости. Если завоевать доверие такого ребёнка, он раскроется, покажет свои способности. Спустя какое-то время, я смогла стать для этих ребят не просто педагогом, но ещё и близким человеком.

Работа в коррекционной школе многим отличается от преподавания в массовой школе.  Дети с нарушением слуха воспринимают всю информацию через призму своей глухоты полной или частичной.  Их словарный запас значительно ограничен, часто отсутствует логическое мышление, нарушены причинно-следственные связи. Учитель для них действительно является проводником в мир знаний. Бывает очень сложно вызвать у такого ребенка интерес к своему предмету. Огонёк понимания в глазах ученика – нет  большей награды для учителя коррекционной школы. А когда мои ученики участвовали в международных предметных олимпиадах, осуществляли долгосрочные проекты, выполняли лабораторные работы, огонёк в их глазах становился факелом.

 Мне нравилась моя работа в коррекционной школе, но всё познаётся в сравнении. С переездом в село  Красноселькуп моя жизнь изменилась на 180°.  И не только потому, что я поменяла юг России на Крайний Север.  Я продолжила свою педагогическую деятельность в МОУ КСОШ «Радуга» - общеобразовательной школе.  В такие моменты своей жизни начинаешь лучше понимать своих учеников, потому что оказываешься на их месте. Мне пришлось учиться работать заново, с детьми массовой школы.

Именно они становятся моими учителями.  Дети заставляют меня  улыбаться на уроках. Я  бываю и требовательной, и строгой. Но каждый раз я понимаю, что я работаю для них. Мне важно, чтобы они любили мой предмет, были увлечены им. Понимали его и умели пользоваться тем, что узнают на уроке.  

Как этого добиться…  Как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету,  какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели,  какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая мотивацию для дальнейшего развития личности? Для реализации поставленных задач, на мой взгляд, наиболее актуальными являются принцип сотрудничества и метод деятельностного подхода, который предполагает, что ученик не пользуется готовым набором знаний, умений и навыков, а сам учится добывать знания и  затем использовать их на практике. В этом и заключается роль современного учителя – научить детей добывать знания самостоятельно. А ещё научить  думать каждого ученика, рассуждать, анализировать; критически относиться к себе и другим.

Не секрет, что в одном классе учатся дети с разными способностями, памятью и мышлением. Поэтому  важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к обучающимся. Разнообразные формы учебной работы позволяют организовать взаимопомощь, когда сильный ученик курирует более слабого. Стараюсь на уроке успеть уделить внимание каждому, ведь все дети хотят, чтобы их выслушали и похвалили даже за самый маленький успех. Ведь маленьким этот успех может быть для всех окружающих, а для него это будет, возможно, самым большим достижением прошедшего дня. Помочь увидеть это достижение – ещё одна роль учителя.

В современной школе особое внимание работе следует  отводить  здоровьесбережению. Причём не только физическому, но и моральному, психологическому.  Учитель должен  создавать благоприятный психологический климат на уроке, следить  за осанкой, за своевременностью смены видов деятельности, выполнением  санитарно-гигиенические условий реализации учебного процесса.

Как много должен знать и уметь учитель. Чтобы успешно с этим справляться, нужно  постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Для этого я периодически обучаюсь на курсах повышения квалификации, посещаю семинары, мастер-классы. Это позволяет мне расширить кругозор, приобрести необходимые навыки работы с компьютером, современными программами. Только этого недостаточно. Учителю важно  не останавливаться на достигнутом, а критически относиться к собственным успехам и анализировать постигшие неудачи. Наконец, в современной школе просто недостаточно быть учителем – предметником. Учитель должен быть хорошим психологом, чтобы найти нужный ключик к каждому ребенку и не ранить его душу, а, напротив, помочь обрести свое собственное «я». Но самое главное в работе учителя – любить детей, уважать их и быть справедливым.

Профессия учителя ставит человека на особое место. И так было всегда. Учитель всегда был под пристальным вниманием общества. Раньше в учителе видели человека, знающего больше других. Уважали лишь за то, что он много знает. Сейчас учителю недостаточно быть носителем информации, ему трудно конкурировать с интернетом по количеству имеющихся данных и скорости её обработки.

Теперь от учителя ждут другого – он должен быть носителем этических,   моральных и нравственных норм поведения. Поэтому осуждают все промахи учителей, забывая о том, что он тоже живой человек. Со слабостями и недостатками. Думаю, родители, и дети всегда хотят в учителе видеть особого человека, который может научить хорошему и светлому. И чем больше проблем в обществе, тем больше надежд на учителя.

Быть учителем – очень ответственная роль, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка. «Инженеры человеческих душ», - так называл учителей советский  партийный деятель Михаил Иванович Калинин. Так оно и есть. Как деятельность механизмов зависит от инженера, так и от учителя зависит то, как будет жить и трудиться человек. Каждая грань его души должна быть отшлифована учителем, а для этого надо вложить много сил, особенно душевных.

Я считаю, что нельзя сравнивать нашу профессию с другими. Все профессии важны  и значимы по-своему, но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они могут ранить душу ребёнка на всю жизнь. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно и дети в норме, и дети с ограниченными возможностями здоровья ставят справедливость, как качество души человека, порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Ведь, как я уже говорила, учителем может быть не каждый. Учитель – это призвание, потому что кроме знаний, полученных в стенах педагогического ВУЗа, нужно ещё желание любить детей и быть любимым. Учитель должен быть примером для подражания, ориентиром в нашем сложном и неспокойном мире.

Хочу пожелать всем нам, учителям, любить свою работу, своих учеников, понимать их, прощать за шалости и ошибки, радоваться их успехам. А успешные ученики – это лучшая награда для любого учителя.