Мацелевич Татьяна Николаевна

                                                                Воспитание и образование.

     В современном понимании воспитание и образование детей неотделимо друг от друга, и эти два направления дополняются и обогащаются. Никто из современных родителей не будет спорить на тему- хочет ли он или нет, чтобы его ребенок стал смелым, благородным, прямодушным, учёным, сильным, хладнокровным в любой ситуации, имел опрятный внешний вид, был деликатным и приятным в общении с другими людьми.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова определяет воспитание как навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Образование- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

 

        Проблемами воспитания человечество интересовалось давно. Идея ясна- воспитание человека идеального во всех отношениях. Разумеется, что аристократия, средний класс и бедный люд должны были воспитываться по разным критериям и, следовательно, методикам. Бедному люду и вообще некогда было думать о воспитании детей- хворостину в руки в 5 лет, и иди- паси гусей. А по мнению Рабле- знаменитого французского писателя начала XVl в., одна из главных функций образования и воспитания состоит в том, чтобы молодые аристократы росли «как растения на солнце. Современному же человеку трудно понять это высказывание. Если только как- цветок, как известно, не вырабатывает собственных путей решения своих проблем, чтобы ему было максимально комфортно расти. Исключение- подсолнечник, который поворачивается к солнцу, да ещё некоторые другие цветы, например бархатцы. Шотландской королеве Марии Стюарт, жившей почти пятьсот лет назад (родилась в 1542г.), очень понравилась идея Рабле, и она сделала цветок бархатцев своей эмблемой. Она, не проявляя и не стремясь проявлять выдающиеся способности в учёбе, была живой и сообразительной, быстро училась и обретала уверенность в себе. Она с детства следовала только собственным инстинктам и сосредотачивалась только на том, что ей лично нравилось. Её родственница королева Англии  Елизавета l свободно говорила на французском и итальянском языках, знала и испанский, хорошо изъяснялась на латыни и «средне на греческом». Она виртуозно владела клавесином, а Мария Стюарт уверенно, хотя и не блестяще, но любила играть на лютне. У них были отличные учителя, посвятившие их детству и отрочеству все свои лучшие годы.

     Один из наставников сына Марии Стюарт Джеймса Стюарта в качестве метода воспитания включил регулярные физические наказания, те мальчика регулярно пороли, чтобы «поощрять его стремление к учёбе», и это средство оказалось таким действенным, что Джеймс (будущий король Англии и Шотландии) до конца своей жизни помнил наизусть отрывки из произведений классических авторов. По свидетельству современников, он получил лучшее по тем временам образование и воспитание. В частности, латынь он освоил раньше, чем научился разговаривать. Также он свободно говорил с детства по-французски и по-гречески.

       У нас, в России, тоже детей пороли. Максима Горького и его двоюродных братьев самолично порол родной дедушка Каширин по субботам.

       Таким образом, известно, что секли почти всех королевских детей, детей лавочников, простолюдинов. Императрица Мария Фёдоровна - жена Павла l велела генералу Ламсдорфу- воспитателю младших сыновей (будущего императора Николая 1 и его брата Михаила) сечь их по «надобности». Дочерей же она не велела сечь, но они так были вымуштрованы маменькой, что в её присутствии не смели не то, что слово вымолвить, но даже сесть.

В романе М.Твена «Принц и нищий»  введен персонаж- мальчик для битья, которого пороли, когда наследник престола провинится. Посмотрите на благонравных юных девиц Марию Стюарт и Елизавету Тюдор! Как кратко и воспитанно они выглядят в своих 13-15 лет! Они являли миру свои безукоризненные манеры, они преклоняли колени перед родителями, они были прекрасно воспитаны, что не мешало им, повзрослев, интриговать, ненавидеть, изменять мужьям, заводить фаворитов. И всё это было итогом безупречного воспитания. «Кроткая милая сестрёнка»-так мальчик, король Эдуард называл свою сводную сестру Елизавету. Не тогда ли- в отрочестве Елизавета научилась лицемерию? Мария Стюарт же хотела получить именно то, что нравилось ей лично, а не другим.

Когда она выросла, многие считали её чуть ли не исчадием ада, участвующим в убийстве мужа, отца её сына. Другие же не скупились на нелестные эпитеты для Елизаветы l. Несомненно, что обе часто вели себя отнюдь не так, как полагается поступать разумным, воспитанным и имеющим совесть женщинам. Понятие же «совесть» не меняется с веками и является одним из признаков правильно воспитанного человека. Елизавета Петровна, дочь императора Петра l, будучи несомненно набожной женщиной, не стеснялась бить приближённых по щекам и отрезать украшения на их платьях и прическах, если они ей не нравились или она завидовала этим удачным чужим украшениям.

Итак, до конца XlX века детей воспитывали по- старинке, применяя установившиеся методики, смотря для каких целей воспитывалось то или иное чадо. Ход педагогического мышления в ХХ веке в основном определялся коротким списком выдающихся педагогов-всего 4 педагога:

-Джон Дьюи (1859 – 1952гг)

-Георг Кершенштейнер (1854-1934гг)

-Антон Макаренко (1854-1934гг)

-Мария Монтессори (1870-1952гг).

В XXl веке наиболее популярна последняя. Кто же это Мария Монтессори и в чем чудо её идей воспитания?

      У нас  в руках книга Е.И.Тимошенко «Чудо Монтессори или учение без мучение и воспитание без оценок, наград и наказаний» (заметки для родителей, изд-во ФОРУМ, М.; 2014).

Мария Монтессори была ровесницей многих педагогов новаторов - конца XlX -XX вв. она была родом из состоятельной итальянской семьи и с детства отличалась целеустремленностью и пытливостью. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной- врачом, но уже в 1998 году стала возглавлять первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишённых детей- а это были страшные заведения, судя по отзывам современников. И она в кротчайшие сроки полностью изменила порядки в этом карцере, а сами дети сумели сдать обычные школьные экзамены по программе для нормальных детей. Она начала изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями и пришла к выводу- проблемы подобных детей скорее педагогические, а не медицинские. Отсюда вывод-необходимо создавать детские сады и школы. Далее она посвятила свою жизнь разработке собственной педагогической системы.

В 1900 году она возглавила первую свою школу для детей с ограниченными возможностями. Результаты были удивительными уже через 3 месяца.

В 1907 году в Риме открылся первый в мире «Дом ребенка», реализующий принципы Монтессори- для бедных детей  окраин Рима. Невзирая на поведение детей, она учит их вежливости, уходу за собой, пытаеться раскрыть личность каждого ребенка.

В 1908 году открылась вторая школа, а затем через год- проведен курс по подготовке монтессори-учителей, что приводит к проникновению идей М. Монтессори в многие страны.

Далее вышла книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики», а в Санкт-Петербурге (ул.Шпалерная,7)- открылся монтессори -сад. В 1929 году она открывает Международную  Монтессори Ассоциацию.

 Увы, в 1926 году в России сады Монтессори были запрещены; также в Германии, Италии и Испании. После войны Мария Монтессори вернулась в Европу. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета, а она пишет свои главные труды и много выступает до 1952 года.

Что-же такое система Монтессори?

Её основу составляет три фундаментальных понятия:

1.      РЕБЕНОК ( и особое отношение к нему),

2.      УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК (но совсем не такой, как в традиционной школе),

3.      СРЕДА (т.е. обстановка, которая ребенка окружает),

И в книге «Чудо Монтессори» три её главы посвящены РЕБЕНКУ, НАСТАВНИКУ, СРЕДЕ.

В приложении в книге приведены практические рекомендации по организации отдельных занятий с детьми дома.

       В настоящие время отмечен рост интереса к педагогической системе М.Монтессори. Писатель Габриэль Гарсия Маркес, Жаклин Кеннеди, внуки английской королевы, Франсуа Миттеран, актер Джорж Клуни, миллиардеры Сергей Брин и Лэри Пэйдж, внуки Льва Толстого и Билла Клинтона, Зигмунта Фрейда, Томаса Эдисона- все они или лично или их дети и внуки воспитывались по методу М.Монтессори или были его сторонниками и  активно пропагандировали её идеи свободной педагогики.

 Методика это учит:

-период от рождения человека до 6 его лет очень важен;

-свобода малышу очень нужна;

-надо воспитывать, не наказывая и не поощряя;

-следует учить малыша, не исправляя его ошибок;

- воспитывать самостоятельность и ответственность;

- использовать педагогические принципы системы М.Монтессори, ежедневно общаясь со своим ребенком.

Всё это несомненно интересно для родителей, однако у, педагогов и воспитателей неизбежно возникает множество вопросов:

- как использовать эту методику в нашей стране; где традиционно используется только классическая методика воспитания?

-годится ли эта методика для всех имущественных прослоек общества или была разработана в основном только для элиты?

-почему некоторые из вышеуказанных личностей явно не являются высоконравственными людьми с нашей (русской, народной) точки зрения, хотя и воспитывались в Монтессори-школах?

И многие другие вопросы.

     Например, что такое свобода ребенка?

Вот показывают по телевизору наследника трона европейской страны, учившегося в мантессори- школе, а сейчас ему хорошо за 40 лет - но не в брюках, а в плавках. Он на светском приеме, в орденах. Ведь его учили быть свободной личностью! Он и свободен на всю оставшуюся жизнь!

      Как обстоит дело со свободой в нашей русском детском саду?

Пример: Саша (2 года 11 месяцев) бьет Мишу (3 года 2 месяца) по голове деревянной лопаткой. Воспитатель спрашивает.

-Ты за что его бьёшь? Что он тебе сделал?

     Ответ будет такой:

-Он нехолосый. Он отоблал у Саши мячик.

Воспитатель опять спрашивает:

-А если он тоже будет драться?

И так до бесконечности. А если удар по голове приведет к синяку? Ведь в нашей стране будут отвечать взрослые- воспитатели или родители. Интересно, кто будет в этом случае отвечать в мантессори-саду?

Пример 2. :шестилетняя внучка с радостью показывает русской бабушке грамоту за участие в концерте. Вы что- должны её не поздравить, не порадоваться за неё, вытащить шоколадку и не вручить её девочке?

Пример 3. трехлетний мальчик любит мучить котенка, тот мяукает жалобно, пытается улизнуть. Что, папа не должен приструнить негодника? А что будет потом, когда шалун вырастет?

В заключение приведем высказывания Марии Монтессори:

«…Главная задача ребенка - это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»:

«Нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года своей жизни».

«Разум человека не появляется на пустом месте. Он строится на фундаменте, который ребенок закладывает во время своих сенситивных периодов!»:

«Воля не сможет развиваться, если в сознании не созреет порядок, ясность, если мы будем туманить ум ребенка нагромождением идей, уроками, которые приходится  учить наизусть, если мы помешаем детям принимать решения, решая всё за них».

     Вроде в этих цитатах все правильно, все ясно наверняка в вопросе- не пора ли нам в наших детских садах и школах переходить от классической педагогики методики М. Монтессори рано ставить точку.

     

 

 

                                                                                    

Добавить запись

Защита от спам-роботов