Здоровый образ жизни

Корсунова Татьяна Евгеньевна

Предварительный просмотр:

план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект открытого занятия по валеологии в средней группе.

Тема: «Моё здоровье, моё богатство».

Цель: Формировать представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно - гигиенического поведения, определить и закрепить знания о полезных и неполезных продуктах питания; дать знания об органах чувств. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

Образовательные области

Познавательное развитие: формировать познавательные действия и первичные представления об объектах окружающего мира;

Совершенствовать умения различать и называть предметы личной гигиены;

Закреплять сформированные культурно - гигиенические навыки;

Закрепить органы чувств их свойства.

Речевое развитие: обогащать активный словарь

(жидкое мыло, стиральный порошок, гигиена, микроб, органы чувств).

Развивать связную речь, память;

Продолжать формировать умение детей последовательно отвечать на вопросы воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие:

Вовлекать в игровую ситуацию;

Побуждать к решению проблемы;

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Физическое развитие:

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, выполнение основных движений по цитируемому тексту.

Оборудование:

Кукла- грязная, игрушка-ёжик, дерево с яблоками из картона, картинки с полезными и вредными продуктами питания, предметы личной гигиены, корзина с яблоками, Мойдодыр из картона.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Приходит в группу грязная кукла.

Кукла: «Здравствуйте ребята, я хочу с вами дружить! Меня зовут Катя».

В.: «Ой, посмотрите какая она грязная, чумазая и неопрятная. Разве вы будете дружить с такой куклой?»

В.: «Мы подружимся с тобой, но прежде мы научим тебя следить за чистотой своего тела и одежды».

В: «Дети, если не мыться, не следить за чистой своего тела, мы будем здоровыми?»

В.: «А что такое здоровье?» (Это когда мы сильные, ловкие, делаем зарядку, дружим с витаминами и т. д.)

В.: «Давайте научим куклу Катю правилам личной гигиены».

2. Основная часть.

Беседа о КГН.

В.: «Ребята, а вы знаете, чтобы быть здоровыми, нужно не только кушать витамины, но и ещё нужно знать правила личной гигиены».

В. - Посмотри-ка на ребят

Не сутулятся сидят

Все умыты, все опрятны

И наверно аккуратны.

В.: «Дети, а кто живёт в грязи?» (Микробы)

Они то и вредят нашему здоровью.

Дети: Умываемся мы быстро

Вытираемся мы чисто

Так опрятны, аккуратны

Что смотреть на нас приятно!

В.: «Давайте прогоним микроба».

Игра «Предметы личной гигиены»

В.: «Какой персонаж К. Чуковского, нас учил чистоте?» (Мойдодыр).

Вот он то и проверит, как вы можете следить за чистотой.

Выходит Мойдодыр, здоровается.

Дети должны найти и показать предметы для мытья своего тела, а потом для стирки белья.

Органы чувств.

В.: «Ребята, вы хорошо следите за чистотой своего тела, а теперь давайте расскажем и покажем кукле наши органы чувств».

В.: «Дети, зачем человеку нос?»

(Чтобы слышать запахи, дышать)

Что может услышать наш нос? (запахи цветов, вкусной еды)

Проводится дыхательная гимнастика «Цветы» (дети нюхают цветы).

Игра «Чудо нос».

Дети с закрытыми глазами определяют по запаху (лук, апельсин, духи).

В.: «Зачем человеку глаза?»

(Чтобы смотреть телевизор, на небо, солнце, читать книги)

Чтобы наши глазки были здоровыми, мы сделаем зрительную гимнастику «Ночь, день» (2-3 раза).

В.: «Что вредит здоровью глаз?» (если долго смотреть телевизор, играть в телефоне)

В.: «Дети, а для чего человеку уши?»

Чтобы слушать музыку, звуки, разговор…

Как мы должны заботиться о своих ушах? (Не слушать громко музыку, одевать в холодную погоду шапку, чистить уши от воды и грязи.)

Игра «Кто позвал?»

Саша, ты стоишь в кругу

Мы зовём тебя: «Ау»

Глазки закрывай

Кто позвал тебя, узнай. (2-3 раза).

В.: «Дети, а зачем нам язык?»

(Чтобы разговаривать, определять вкус пищи)

Игра  «Какой на вкус»

Показать картинки:

Лимон какой? (кислый,

Торт какой? (сладкий,

Чай (горячий,

Мороженое (холодное).

Артикуляционная гимнастика

Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот

(дети зевают прикрыв ладошкой рот)

А весёлая мартышка

Губы сжав, читает книжку.

(дети сжимают губы)

Полезные и вредные продукты питания.

В.: «Дети, а ещё нам нужен рот, чтобы пережёвывать пищу. Вся ли пища бывает полезной?»

Игра «что лишнее»

В.: «Ребята, посмотрите у нас выросло дерево!» Как называется дерево на котором растут яблоки? (яблоня).

Но яблоня у нас необычная, на ней растут

Яблоки с полезными и вредными продуктами питания. Давайте поможем ёжику, который собирает яблоки. Будем собирать в корзинку только яблоки с полезной пищей. (на яблоках наклеены картинки с полезной и вредной пищей)

Дети, а почему вы не собирали вот эти яблоки (эти продукты вредные: газированная вода, чипсы, сухарики, много сладостей…)

Вот и научили мы куклу Катю, как следить за своим здоровьем.

Воспитатель говорит кукле: «Нам тебя, грязнуля жалко! Дарим тебе мыло и мочалку!»

В.: «Каждый твёрдо должен знать:

Здоровье надо сохранять

Нужно правильно питаться

Нужно спортом заниматься

Руки мыть перед едой

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой

Вот тогда все люди в мире

Долго- долго будут жить

И запомните, здоровье в магазине не купить!»

3 Итог занятия.

Чему мы научили куклу Катю и ёжика?

В знак благодарности, Мойдодыр вам дарит мыло душистое, а ёжик яблоки.

Опубликовано 19.12.2018 - 22:27 – Коновалова Ирина Александровна

Обучение детей культурно-гигиеническим навыкам.



Предварительный просмотр:

Картотека дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет

Разработала: Захарова М. А. 19. 04.2021 г.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка!

          Думаете, что это не так? Вас одолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.

  Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система вашего малыша будет развиваться правильно.

 К тому же, если ребенок не здоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:

- улучшает кислородный обмен в организме;

- стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

- помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то. 

         А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

- вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

- выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).    

       Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

- дышит слишком часто;

- резко побледнел или покраснел;

- жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

- начали дрожать кисти его рук

. Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).

    Предлагаю Вашему вниманию игровой комплекс дыхательных упражнений, который мы с успехом используем в нашей группе, в период послеобеденного сна. Специально разработанный комплекс упражнений поможет малышу, перенесшему воспаление легких быстрее восстановить свой организм не заболеть вновь!

 

«Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

«Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

«Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

«Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

«Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

«Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

«Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

«Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

«Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

«Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

«Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

«Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

«Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

«Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

 «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

«Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Бегемоты»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемоты, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

«Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

«В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

«Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

«Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

«Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

«Боевой клич индейцев»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише – громче».

«Ныряльщики за жемчугом»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.