Моя история развития в вычислительной технике

Шептунов Алексей Сергеевич

 

        Первое мое знакомство с ВТ произошло на 4 курсе в институте. В рамках научно-исследовательской работы студентов (НИРС) я работал на полставки лаборанта в ВЦ, проводил регламентные работы по устройствам, набивал информацию на устройстве подготовки данных на перфоленте и перфокартах для БЭСМ-6. На 5 курсе при подготовке к государственным экзаменам при написании выпускной работы выполнял несложные работы по программированию задачи решения системы линейных дифференциальных уравнений на Фортране.

     Одновременно с интеллектуальной приходилось выполнять и черновую работу: на смену устаревшим устройствам приходила новая, более современная вычислительная техника. Помещения ВЦ очищались от "старья", планировались и подготавливались под новые поступления. Поэтому не только перфокарты чемоданами и перфоленты бабинами пришлось перетаскивать, нередко "работали" молотком и зубилом, сбивая элементную базу, чтобы облегчить в целом монтажные стойки и шкафы, а потом перетащить эти килограммы и тонны железа на свалку. Таким образом развивался не только интеллект, но и мышечная масса, ведь недаром шутили в те годы, что "советские ЭВМ - самые большие ЭВМ в мире".


      Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс" застало меня в 1985 г. в должности заведующего очным отделением Кудиновского машиностроительного техникума (КМТ). В то время кроме обычных древних (на ламповых индикаторах) калькуляторов типа Электроника Б3.02 в распоряжении преподавателей общетехнических и специальных дисциплин находилось несколько личных программируемых калькуляторов Электроника МК-54. Особенной потребности в ВТ преподаватели механики, резания, станков и т.п. и не испытывали, поскольку прекрасно владели самым лучшим во все времена вычислительным инструментом - логарифмической линейкой (преподаватели механики Бекаревич В.К., резания Кудрявцев А.Ф. прекрасно вычисляли и в уме), а выполнение педчасов завотделениями обсчитывалось на счетах. С начала учебного года были закуплены программируемые ПМК Электроника МК-56 и самые первые учебники "Основы информатики и вычислительной техники" - таким образом пришлось познакомиться очень близко и с обратной польской логикой и с Ершолом.

 

      В декабре 1985 г. благодаря гостеприимству Косенкова С.М. я в качестве заместителя директора техникума по учебной работе (1985 - 1991 г.г.) совершил очень занимательную экскурсию в цехи завода "Экситон" в Павловском-Посаде, где воочию увидел процесс создания первых учебных компьютеров БК-0010. ИВУ были очень симпатичные, именно такие, как на рисунке, с шильдиковой (мембранной) клавиатурой. И уже в марте 1986 г. в КМТ появился целый КУВТ-86 (комплект учебной вычислительной техники), в состав которого входили 12 "бэкашек" с цветными телевизорами в качестве мониторов, учительский ДВК2 с накопителем на ГМД и принтером. КУВТ имел разнородное ПО: ОС РАФОС на ДВК, встроенный в ПЗУ ИВУ Фокал. Работа с программами и файлами на рабочих местах учеников и преподавателя осуществлялась по локальной сети (2 платы КТЛК) и в автономном режиме с использованием магнитофонов, подсоединияемых непосредственно к БК. Небогатый набор из 14 команд Фокала и спартанский интерфейс командной строки ДВК (_>ASS MX0: DK:) доставлял немало радости преподавателям и студентам на уроках и отнимал тучу времени в случае отказов, поиска и устранения неисправностей. В 1987 г. благодаря усилиям и неудержимому энтузиазму первопроходца в компьютеризации школьного образования и дошкольного воспитания в г. Электроугли преподавателя КМТ Ужусениса А.К. в техникуме появился второй класс КУВТ-86 на базе модернизированных БК-0010Ш с встроенным Бейсиком. К этому времени у нас уже был накоплен богатый арсенал учебных и развлекательных программ, а также необходимый опыт использования ВТ на уроках информатики и других дисциплин в рамках межпредметных связей. Появились и первые студенты - участники олимпиад Грубец Сергей и Попов Илья.

 

        В 1987-88 г.г. продолжалось развитие учебно-материальной базы - развернут уже 3-й класс ВТ на базе УКНЦ Электроника МС0202 (12+1 рабочих мест, загружаемый по сети Бейсик), завкабинетом назначен выпускник МГУ Сорокин Н.Е., начало его работы в техникуме отмечено непрерывной сквозной подготовкой студентов в области использования ВТ с 1 по 4 курс. Стали поступать профессиональные ПЭВМ Robotron-1715 (ОС CP/M, Бейсик, электронные таблицы SC, СУБД dBase), Искра-226, ДВК-3,  для их размещения был отведен целый учебный кабинет, на базе которого впервые в учебных заведениях Минтяжмаша СССР был создан учебно-производственный информационно-вычислительный центр, который я возглавил в 1991 г. Было разработано отраслевое положение об УПИВЦ ССУЗа Минтяжмаша, определены задачи по внедрению ВТ в учебный процесс и управление (АСУ-техникум), накоплению и распространению опыта в этой области среди техникумов отрасли. В УПиВЦ появился свой штат (инженер-электронщик Спелов Ю.М., операторы Нефедова Е.А. и Карев Н.С.) Одной из первых инженеров-программистов стала Сапожникова Н.И., ею разрабатывались программы учета учебной работы, бухгалтерского учета, тестовое и учебное ПО. В дальнейшем наши разработки по мере поступления новой техники мы переносили и модернизировали для работы на Искре-226, ДВК-3 и ЕС-1840. Большую помощь в это время оказывали профессиональные программисты завода Электроугли Козловский Сергей и Рыжов Виталий. Такое взаимодействие было очень плодотворно и реально доказывало практическую, а не только учебную направленность работы в области информатизации образования. В 1987 г. во время выборов депутатов в Совет депутатов города (председатель Совета - Бобров В.И.) я в качестве председателя городской избирательной комиссии осуществлял компьютерную поддержку обработки протоколов и результатов выборов в участковых избирательных комиссиях. Неоценимую помощь в развитии учебно-методического обеспечения оказал родной институт МОПИ, кафедра информатики и вычислительной техники, возглавляемая в то время Ваграменко Я.А. (впоследствии проректор МОПИ, директор Института информатизации образования, президент Академии информатизации образования), и ВЦ института (Продувной В.Г. и Лисицын С.Б.)

         В 1989 г. мы получили 3 комплекса АРМ Автограф-840 с ПМК Автограф-845 (конструктор) и ПМК Автограф-847 (технолог). Неисчислимое количество машино-часов было потрачено на изучение технических особенностей комплексов (железо, графические мониторы, принтеры, дигитайзеры) и их программного обеспечения (БОС, СЧПУ 2Р22, НЦ31), последующее использование АРМов в учебном процессе, курсовом и дипломном проектировании (преподаватель Лапшин В.Н.), а также в подготовке программ для станков ЧПУ в учебно-производственных мастерских (Старовойтов Дмитрий, Былинкин Александр - выпускники, а впоследствии мастера производственного обучения, технологи-программисты УПМ).

 

        C 1991 года "пошла" IBM PC-совместимая техника, сначала ЕС-1840 (2 рабочих места на ВЦ) , потом целый класс (завкабинетом выпускник МВТУ Бекаревич А.В.) 10 штук 286-х (12 МГц) с EGA мониторами, 2-мя 5" дисководами и MFM винтами на 10(!) "метров" и ещё 3 286-х (16/20 Мгц, VGA, 80 МБ HDD). Я снова (1993 - 2000 г.г.) вернулся к исполнению обязанностей заместителя директора уже колледжа, который объединил 3 ССУЗа: КМТ в г. Электроугли, Купавинский химико-фармацевтический техникум в г. Старая Купавна и Промышленно-экономический техникум в г. Железнодорожный. Вот уж когда фантазиям да и возможностям использования ВТ в образовательном, производственном процессе и управлении не стало предела. Богатство "пиратского" ПО на любой вкус заманивало и затягивало в широкие просторы уже не компьютеризации, а именно информатизации образования. Прикладной софт Лексикон, Lotus 1-2-3, интегрированный пакет MS Works, СУБД dBase, Rebus и Clarion - все это скурпулезно изучалось, отбирались материалы для обучения студентов и применения в управлении. Стало появляться много уже не "самиздатовской", а нормальной компьютерной литературы, свет увидел первые журнальные издания "Информатика и образование" (с 1986 г.), "КомпьютерПресс" (с 1989 г.). Много интересного и полезного для учебы, работы и развития своих профессиональных компетенций было почерпнуто из этих источников компьютерных знаний.


        Дальнейшее развитие событий происходило очень стремительно. Усложнялась и усовершенствовалась техника, расширялся перечень периферии, в учебных кабинетах "поднимались" локальные сети на базе компьютерных классов, которые потом объединялись в единую информационную сеть, пристального изучения и тщательного отбора требовало шагающее семимильными шагами ПО: ОС MS Windows, MS Office, сетевые оси MS и Netware. Большинство учебных дисциплин практически всех специальностей имели компьютерную составляющую и поддержку. Особенно мы продвинулись в компьютеризации бухгалтерского учета, изучали со студентами и работниками бухгалтерии ПО "Финансы без проблем", 1С:Бухгалтерия, "Парус" и т.п. Несомненно, мы проявляли большой профессиональный интерес к современным тенденциям в области информатизации образования, разработкам коллег, периодически принимали участие в работе экспозиций, выставок и конференций. Особо значимыми всегда были живые контакты и изучение передового опыта в формате мастер-классов во время проведения ежегодной международной конференции-выставки "ИТО". В 1998 г. аттестационной комиссией Минобраза был отмечен высокий уровень профессиональной компетенции педагогических и административных кадров в области информатизации, и было принято предложение по открытию новой специальности СПО "Автоматизированные системы управления и обработки информации".


      В 2002 г. в техникум "пришел" Интернет, сначала ArtX, потом Flex, реализовывались проекты мультимедийной поддержки образовательного процесса, элементов дистанционных форм обучения. В это время в должности заместителя директора по информационным и инновационным технологиям (2000 - 2005 г.г.) я принимал непосредственное участие в разработке учебных планов и программ, материально-техническом обеспечении подготовки специалистов СПО по направлению "АСОЭИ", являлся заместителем председателя ГАК по итоговой атестации выпускников. Являясь председателем экспертной комиссии и членом аттестационной комиссии колледжа (2000 - 2010 г.г.), руководителем методической секции информатизации ежегодной колледжной Научно-практической конференции, руководителем Центра дополнительного и дистанционного образования колледжа (2007 - 2010 г.г.), я осуществлял системную и планомерную работу по усовершенствованию учебно-методического обеспечения преподавания, повышению квалификации преподавателей, изучению и внедрению передового опыта по формированию и развитию информационно-коммуникационных компетенций.


        С 2011 г. я работаю учителем информатики в МБОУ сош № 30 г. Электроугли Ногинского муниципального района Московской области. Принимая кабинет, ощутил дежавю - 10 компьютеров "ИВК" 2002 г.: Целики 1,2 МГЦ, 128 метров SDRAM PC133, 20 гиг HDD, 52Х сидюк - из 10 "работает" только 8, да и то Вынь 2000-ая еле ворочается, т.к. вся в вирусах (Kido, Sality, Winfile, автораны и т.д., и т.п. и прочая...) Основная школа работает по И.Г.Семакину, а старшая - по Н.Д.Угриновичу. Ростелеком "кормит" 128 Мбитным каналом, который "то потухнет, то погаснет". Всю 1-ю четверть 2011-2012 учебного года апгрейдил и восстанавливал железо, ставил ХРюшу, Офис и Касперыча (благо, Ногинское УО снабжает лицухой), устанавливал принтеры, сканеры, вебки и мультимедиа, УМК (ЦОР И.Г.Семакина) 8-9 классов, 1С:Образование, 10 класс профиль, УМК Д.Тарасова для 10-11 классов базовый уровень. А ещё компьютеры учителей-предметников и администраторов (25 штук) "почистил" и теперь постоянно отслеживаю их здоровье. И всё-таки, я, наверное, слукавил - это не дежавю. Да, что-то уже похожее было в моей истории развития: старые ненадежные железки, слабые вычислительные ресурсы, непокорный вирусняк, медленнее, чем на мобильниках у учеников, работающий тормозной Интернет...Но ведь есть и такое, чего ещё не было! Это мои ученики, они каждый год новые, они растут и тоже, как и я, развиваются, стремятся изучить всё и понять, во всем разобраться. Они проектируют презентации по всем предметам,  web-страницы и БД, делают расчеты в таблицах, моделируют и строят диаграммы, компонуют видеоролики, программируют, серфингуют по просторам интернета, чатятся и постят в социальных сетях и на форумах, "цепляют" вирусняк и становятся жертвами блокировщиков, апрейдятся, сносят и инсталлят софт. И всем, в чём они успешны, они хвалятся мне, обо всём, что у них не получается, они спросят у меня. А значит, надо их вопросам-запросам соответствовать, поэтому "моя история развития в вычислительной технике" не заканчивается, и нет ей конца: я иду в школу, там меня ждут мои ученики, и я начинаю урок...

         И вместе со мною начинают урок мои соратники и единомышленники, мои последователи и мои бывшие ученики:
Сапожникова Наталья Ивановна - преподаватель колледжа высшей категории, стаж работы 24 года;
Бекаревич Александр Вячеславович - преподаватель колледжа высшей категории, стаж работы 23года;
Корсакова Екатерина Сергеевна - преподаватель колледжа высшей категории, стаж работы 16 лет;
Муза Валентина Геннадьевна - преподаватель колледжа высшей категории, стаж работы 15 лет;
Дубова Елена Викторовна - учитель информатики высшей  категории МБОУ сош № 39 п. Воровского Ногинского р-на МО, стаж работы 15 лет;
Матвеев Евгений Николаевич - преподаватель колледжа первой категории, стаж работы 13 лет;
Бруснов Андрей Викторович - преподаватель колледжа первой категории, стаж работы 13 лет;
Демина Лидия Владимировна - мастер ПО, преподаватель первой категории, стаж работы 12 лет;
Помэ Владимир Александрович - преподаватель колледжа первой категории, стаж работы 11 лет.