Методические копилка

Акавова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цель: создать на уроке условия для обобщения знаний об изученных признаках имени существительного

Задачи: 

Образовательная – совершенствовать орфографические навыки правильного написания имени существительного и навыки обобщения материала.

Развивающая – развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь.

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения, чувство сотрудничества, доброжелательность, толерантность, аккуратность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  Личностные:

  • Формировать  положительную учебную мотивацию;
  • способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения

Метапредметные:

              Коммуникативные:

  • Формировать умение строить понятные для партнёра высказывания.
  • Формировать умение слышать и слушать.
  • Взаимодействовать . в паре, работать в коллективе.
  • Соотносить учебное действие с известным правилом.
  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами.

             Регулятивные:

  • Формировать умение  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  •  Развивать способность планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
  • Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

             Познавательные:

  • Развивать интерес к восприятию новой информации.
  • Формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, на основе анализа объектов делать выводы,  обобщать и классифицировать по признакам , устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построения рассуждений.
  • Активно использовать  речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных  знаний

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование:  учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор,  мультимедийная презентация урока; карточки для парной  и  индивидуальной работы;

        Методы:  метод стимулирования и мотивации, проблемно- поисковый, коммуникативный, объяснительно- иллюстративный; словесные, практические, работа с книгой,  использование ИКТ.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока

1.Слово приветствие. 

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!                        

2.Психологический настрой на урок 

Улыбнитесь друг другу.

Пожелайте хорошего настроения.

 -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

- Сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуем их  и давайте покажем, как мы умеем работать.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают стихотворные строчки

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!         

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

личностные: внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

личностные: внимание, уважение к окружающим;

    II. Актуализация знаний.

Цели:

-организовать актуализацию умений;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности 

- уточнить тип урока

III.Введение в тему урока.

Цели:

- организовать постановку темы и  цели урока;

IV.Формулирование темы и задач урока.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, соберите пословицу. (на слайде разбросаны части пословицы)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы ?

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья

Предположите, для чего нам это нужно?

Какой же сегодня урок: урок знакомства с новым или урок закрепления и повторения?

А что же мы будем повторять и закреплять, вы мне скажете сами, поработав в парах со схемой:

 Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

глагол

частица

предлог

 Вспомните правила работы в парах.  (слайд)

 Какой вывод вы сделали?          

Значит, тема нашего урока «Повторение об имени существительном». Давайте выберем, каких целей мы  будем добиваться на уроке.

(дерево)

Повторенье - мать ученья

Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!

Чтобы определить тип урока.

Урок закрепления и повторения?

Работа в парах.

Больше всего мы знаем об имени существительном.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Познавательные (логические): анализ объектов с целью выделения  общих признаков

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: целеполагание

Регулятивные:

формирование умения  понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Личностные:

формирование интереса к процессу познания

V. Обобщение и систематизация знаний

VI. Минутка чистописания. 

Цель:

-формировать навыки каллиграфически правильного красивого письма;

-развивать творческие способности обучающихся .

VI.Словарная работа.

Цель:

- организовать работу по поиску информации в орфографическом словаре.

Составление  кластера «Имя существительное».

Имя существительное

Вопросы   значение  признаки

 Разминка пальцев.

Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они?

-Кто же наши помощники в письме?

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

Мы для пальчиков гимнастику начнем,

 Упражнение для пальцев проведем,

Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук,

Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг.

Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

1       3         5

а       В        ?

Итак, повторяем написание строчной буквы д. Посмотрим образец написания и постараемся сами красиво написать.

1.Знакомство с новым словом

Тишина стоит в зимнем лесу. И лишь голос этой птицы можно услышать. (звучит голос дятла)

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит, он их просто клювом лечит.

Как правильно написать слово дятел? Где мы можем найти правильное написание ?

2.Поиск нужной информации в орфографическом словаре.

3.Заучивание написания слова.

4.Запись слова в тетради.

5.Составление предложения по картинке и запись его в тетради и  на доске с комментированием.

(На слайде)

Скажите все про слово дятел.

6. Картинный диктант.

Я бы хотела, чтобы вы записали слова в 2 столбика. По какому признаку мы можем это сделать?

Кто?            Что?

Ученик, береза, лисица, яблоня, яблоко, сорока, осина, корова, ягода, медведь.

Какой признак существительного мы повторили? Заполните  в кластере.

Коллективная работа

(Правильная посадка, положение тетради и ручки)

(Наши пальчики)

Будем писать строчную букву д, т.к. в алфавите 1 буква а, третья буква  - в, значит, 5 буква – д. Чередуются буквы – строчная, заглавная, строчная…

Дятел

В словаре.

Работа в парах

Проговаривают слово 5 раз орфографически правильно.

Имя существительное, ед.числа, одуш, нариц., словарное слово.

Части речи, одушевл. или неодуш., мн. или ед. число.

Одушевленные или неодушевленные имена существительные.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

Познавательные:

формировать умения сравнивать и классифицировать информацию, делать вывод и обобщать

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

формирование умения строить понятные для партнёра высказывания

Коммуникатавные:

формирование умения слышать и слушать

Познавательные:

формировать умения сравнивать, делать вывод и обобщать

Личностные:

формирование доброжелательного

отношения к товарищам

Предметные:

умение работать со словарем

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

VI.Физминутка

Цель: снятие статического напряжения и поддержка положительного эмоционального поведения.

VII.Работа по теме урока.

Цели:

- организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы ;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

VIII.Самопроверка знаний.

Цель: выявить уровень знаний учащихся.

1.Гимнастика для глаз с использованием лазерной указки.

2. Стихотворную физминутку проводит ученица.

Посмотрите на доску. Какое задание можно выполнить к данной записи?

           

1.Воздушный (ш,Ш)арик зацепился за ветку. Громко залаяла собака (ш,Ш)арик.

2.Котенок (С,с)нежок весело мурлыкал. Пушистый (С,с)нежок тихо падал на землю.

Какой признак существительного мы повторили? Заполните  в кластере.

Выборочное письмо.

Посмотрите на доску. Какое задание можно выполнить к данной записи?

Какое задание мы будем выполнять? Я предлагаю девочкам выписать имена существительные ед.числа, а мальчикам – во мн. числе.

На доске: мыш(и,ы), реч(ь,?)ка, стр(е,и)жи, ска(з,с)ка, ст(о,а)лы, туч(я,а), л(е,и)сник, стол(п,б), лист(?,ь)я, др(а,о)зды, но(ж,ш), дерев(?,ь)я.

Оцените работу ваших товарищей.

На партах у вас листочки для  самопроверки знаний. Заполните их.

Самостоятельная работа  по вариантам с последующей  проверкой по эталону.

1.Распределить слова в 2 столбика: мн. и ед. число.

2.Одушевленные и неодушевленные.

Взаимопроверка тетрадей.

Самостоятельная работа

Оценивают свои знания.

Личностные:

формирование доброжелательного

отношения к товарищам

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность, умение работать по коллективно составленному плану

 

регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность 

личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Рефлексия.

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

X. Информация  о домашнем задании

Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Закончите предложения.

Мне интересно было…..

Я затруднялся (лась) …….

Я смогу различить ……..

Я смогу помочь товарищу в …….

(На слайде)

А теперь вернемся к нашему дереву. Все ли задачи мы выполнили на уроке?

-А я приготовила письмо для вас, ребята. Хотите знать, что в нем находится?  (раздаю конверты, в которых находятся слова восхищения работой обучающихся,  дифференцированное домашнее задание.)

Обучающиеся дают адекватную оценку своей деятельности.

познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности

регулятивные:

волевая саморегуляция,

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 коммуникативные: умение выражать свои мысли;

 оценивание качества своей и общей учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим

регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 коммуникативные: умение выражать свои мысли;

 оценивание качества своей и общей учебной деятельности

XI. Итог урока.

 Вы, ребята, молодцы!

 Все вы трудности прошли.

  Существительное повторили,

Орфограммы не забыли.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

Какие бывают растения (УМК «Школа России»)

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели урока

Планируемые результаты

Образовательная:

- формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

-  формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

Развивающая:

-  создать условия для развития внимательности, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

-  обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;  

Воспитательная:

-   создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

-  способствовать  воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.

Личностные:

 Создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу.

 Осознавать значение учебной деятельности.

 Принимать ценности мира.

Метапредметные.

 Регулятивные: 

Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.

Понимать инструкции и следовать им в практической работе.

Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения; вносить необходимые коррективы.

Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

 Познавательные: 

Ориентироваться в своей системе знаний.

Понимать схемы, приведённые в учебнике.

Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Осознанное и произвольное строить  речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Извлекать необходимую информацию из разных источников.

Коммуникативные: 

Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.

 Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.

Основные понятия

Разнообразие растений, деревья, кустарники, травы.

Методы и приёмы обучения

Частично – поисковый

Формы работы

Фронтальная, групповая, парами,  индивидуальная

Образовательные ресурсы

Книгопечатная продукция:

- Плешаков А. А.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1;

- Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1;

- Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель для учащихся начальных классов.

-Плешаков А. А. Окружающий мир . Тесты. 2 класс.

Мультимедиа:

- электронная презентация  «Какие бывают растения»

 Дидактические материалы к уроку: карточки – задания

Технология обучения

Этап/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

         - Снова  прозвенел звонок –

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Наши ушки на макушке

Глазки смотрят хорошо.

Улыбнёмся мы друг другу,

Чтоб работалось легко.

- Проверьте, как организовано ваше «рабочее место».

- Повторим девиз урока: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал».

Повторяют  с учителем слова стихотворения.

Массаж ушек, поглаживание глаз.

Проверка рабочего места.

Повторение девиза урока.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

2.Актуализация знаний  и фиксация затруднений в деятельности

Цель: актуализация знаний о природе.

- Какое значение имеет вода для животных, растений и человека?

- Почему загрязняется вода?

Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

-Кто придумал свою загадку про воду?

 -Кто подготовил фоторассказ на тему «Красота воды»?

- Предлагаю вам выполнить тест по теме «…И про воду» на стр. 18 – 20, № 41, 42, 43, 44.

- Сверьте результаты с данными на доске, оцените свою работу.

-К какой природе относится вода?

- Прочитайте на слайде и назовите предметы, которые относятся к живой природе. (Берёза, одуванчик, шиповник, ёлка, колокольчик, рябина, малина, ромашка, смородина).

-Как можно их назвать одним словом?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Что вы уже знаете по этой теме?

-А что ещё можно узнать?

-Попробуйте  распределить данные растения  на группы.

-Почему возникли затруднения?

Ответы детей

Дети зачитывают свои загадки о природе.

Дети показывают свои работы на тему «Красота воды».

Выполняют тест. Проверяют по эталону, данному учителем. Оценивают свою работу условными значками.

Ответы детей.

Выделяют объекты живой природы.

Ответы детей.

У детей могут возникнуть затруднения при решении данной проблемы.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ориентирование в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3.Введение в тему урока

Цель: определение темы и целей урока.

- Откройте учебник на  стр.56. Прочитайте тему и задачи урока.

-Какие учебные задачи поставим перед собой?

Формулируют тему урока.

Узнать: какие бывают группы растений, их признаки.

Коммуникативные:

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные:

 совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

4.Открытие нового знания

Цель: устранение возникшего затруднения

Физкультминутка

Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.

-Ребята, ответы на трудные вопросы лучше искать одному или с друзьями?

 Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж, установка на сотрудничество.

- Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал.  (Шаблон схемы на слайде).

Нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленной каждой группой.

Дети работают в группах. Изучают материал по учебнику на стр. 56, используя план.

План:

1.Название группы растений

2. Схематический рисунок.

3.Особенности данного вида ( на какие группы делятся).

4.Названия растений – представителей данной группы.

На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группе (используют атлас – определитель)

Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили.

Делают выводы.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: понимать инструкции и следовать им в практической работе.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из разных источников;

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных , несущественных);

понимать схемы, приведённые в учебнике;

формулирование простейших выводов, создание схематического рисунка.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог;

формулировать собственное мнение и позицию;

принимать другое мнение и позицию;

допускать существование различных точек зрения.

5.Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Цель: усвоение нового материала.

-Откройте учебник на стр.57. Прочитайте задание. Давайте ответим на вопросы.

Дети коллективно выполняют задание.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, структурировать знания.

 

6.Самостоятельная работа

Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает

Организует деятельность по применению новых знаний.

 -Сейчас вы поработаете  самостоятельно.

-Выполните задание №1,  №2  в тетради на стр. 39.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибку?

- Почему?

- Над чем надо поработать?

- Сейчас я вам предлагаю поработать парами и выполнить задание в тетради на стр. 39, №3. Можно пользоваться «Атласом – определителем».

-Прочитайте в учебнике на стр. 58 рассказ «Красота растений». Давайте обсудим его.

-Какую пользу человеку приносят растения?

-Какой вывод из этого можно сделать?

Дети самостоятельно выполняют задания.

Дети работают в парах.

Высказывают мнение о прочитанном.

Дети дают ответы.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

принимать ценности мира.

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог;

формулировать собственное мнение и позицию;

принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности  и после её завершения, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: анализируют объект, выделяют главное;

извлекают необходимую информацию из разных источников, рисуют схемы;

7.Рефлексия деятельности

Цель: осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы

-Какую тему мы сегодня изучали?

-Что узнали по этой теме?

- Кому интересно было работать на уроке?

- Чем запомнилось занятие?

- Какие трудности испытывали?

- Что ещё вам хотелось бы узнать о растениях?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Домашнее задание:

-Стр. 46 – 48 –читать, отвечать на вопросы;

-Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений»;

- Подготовить индивидуальные сообщения о необыкновенных растениях нашей планеты.