Рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

 Топчий Валентина Афанасьевна

УМК «Школа России» 3 класс

УМК «Школа России» 3 класс состоит из следующих предметных УМК (учебники включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников):
Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
Литературное чтение. 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 
Математика. 3 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  
Информатика. 3-4 классы. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.  
Окружающий мир. 3 класс. Плешаков А.А. 
Изобразительное искусство. 3 класс. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
Музыка. 3 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. 
Технология. 3 класс. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
Физическая культура. 1-4 классы. Лях В.И.
- Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Изобразительное искусство»

3 класс

Составитель: 

Топчий В.А.

учитель   высшей квалификационной категории

 

г. Нижневартовск

2019 год

                                                                                                               


                                   

Содержание

Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы по изобразительному искусству к УМК для 3 класса Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская.

Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства  в 3 классе – 34 часа (1 урок в неделю)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных  результатов освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; 4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей; 5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству: 1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; 3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; 5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести; 6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов; 7) развитие интереса к искусству разных стран и народов; 8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли; 9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства; 10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; 11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; 12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. ·

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству

По окончании третьего класса ученик научится:
·
различать основные и составные теплые и холодные цвета;
·
узнавать отдельные выдающиеся отечественные и зарубежные произведения искусства и называть их авторов;
·
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражение собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
По окончании 3 класса ученик может научиться: понимать: · основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;· известные центры народных художественных ремесел России;· ведущие художественные музеи России; применять средства художественной выразительности (линию, цвет, тон, объем, композицию) в изобразительной деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу и др.);
Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике образовательного учреждения. В курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению программы в 4 классе, да и в основной школе. Программа направлена на воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений. В результате происходит развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности. Дети осваивают разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна. Происходит обогащение детей выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире, развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Содержание учебного предмета

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

    Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности, оборудование

По плану

Фактически

1

Освоение человеком природного пространства

Учебник с. 6-11

Урок изучения нового материала

Разнообразие, красота природы. Язык живописи и графики

Презентация

2

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

Учебник с. 12-15

Композиция «Пространство колокольного звона» Комбинированный

Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Презентация

3

Разнообразие природных объектов в творчестве художника.

Учебник с. 16-19

Комбинированный урок

Воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир. Создание цветовых графических композиций.

Презентация

4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

Учебник с. 20-23

Комбинированный урок

Каждый предмет имеет своё строение. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе

Изображение природного ритма. Создание плоскостной композиции на тему

5

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры

Учебник с. 24-27,

Комбинированный урок

Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики.

Презентация

6

Перспектива как способ передачи пространства на картине.

Учебник с. 28-29

Урок - исследование

Передача графическими средствами воздушной перспективы. Выбор и освоение картинной плоскости.

7

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера.

Учебник с. 30-31

Урок-проект

Экспериментирование со светом: выполнение растяжек получение новых цветов.

Презентация

8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Учебник с. 38-39

 Урок комбинированный

Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Презентация

9

Передача движения.

Учебник с. 76-77

Умение работать с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (стоит, идёт, бежит). Умение работать в одной цветовой гамме.

Презентация

10

Передача объёма в живописи и графике

Учебник с. 40-41

Урок комбинированный

Овладение приёмами работы различными графическими материалами. Передача объема, формы предметов с помощью штриха.

Презентация 

11

Понятие стилизации.

Учебник с. 62-65

Урок исследование

Представление о стилизации в изобразительном искусстве.

Презентация

12

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)

Учебник с. 56-57

Урок комбинированный

Понятие, представление и передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина).

Презентация

13

Передача динамики в объёмном изображении.

Урок-практикум

Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению

14

Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины.

Комбинированный урок

Использование простого каркаса из проволоки и палочек. Передача ритма и динамики при создании художественного образа.

Презентация

15

Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа

Учебник с. 58-59

Комбинированный урок

Работать в группах. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках).

Презентация

16

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.

Создание предметов для интерьера с учетом его особенностей. Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера.

17

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, голубые, малиновые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например, «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

Презентация

18

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Урок-исследование

Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. Определение и передача настроения.

Презентация

19

Зарождение замысла на основе предложенной темы.

Комбинированный урок

Смысловая зависимость между форматом и материалом. Понимание и передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

20

Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

Учебник с. 36-37

Определение характера и формы творческой работы по теме. Выбор формата, материала изображения.

21

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

Учебник с. 62-65

Комбинированный урок

Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Создание книжки-раскраски.

22

Взаимосвязь содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Учебник с. 66-67

Комбинированный

Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Презентация

23

Художник в театре.

Виртуальная экскурсия

Создание сюжетных объемно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки.

Презентация

24

Изменение пространственной среды (звуковое, визуальное оформление) в зависимости от ситуации.

Комбинированный урок

Коллективное создание необычного игрового пространства, оформление уголка в классе.

Презентация

25

Передача настроения в форме

Комбинированный урок

Представление декоративной формы\, её условный характер.

Презентация

26

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.

Виртуальная экскурсия

Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Создание коллективной композиции.

Презентация

27

Освоение разнообразия форм в архитектуре.

Урок исследование

Понимать и передавать разнообразие, раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.

Презентация

28

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Урок комбинированный

Передача ритмического характера, повторов слов: скороговорки, песен в декоративном орнамент с помощью условных изображений.

Презентация

29

Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция

Учебник с. 34-35

Урок исследование

Умение выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства.

Презентация

30

Использование музыкального и литературного материала

Комбинированный урок

Общие и различное в языке разных видов искусства. Понятие специфике выразительного языка каждого из них.

Презентация

31

Художественная форма произведения изобразительного искусства

Виртуальная экскурсия

Использование различных материалов для передачи собственного замысла в живописи или графике.

32

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Произведение искусства по их видам и жанрам. Ведущий художественный музеи России, ХМАО.

Своеобразие и особенности произведений ДПИ.

33

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

34

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры.

Виртуальная экскурсия

Связь архитектуры с природой. Архитектурные памятники нашего города, региона, их история.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Технология»

3 класс

Составитель: 

Топчий В.А.

учитель   высшей квалификационной категории

 

г. Нижневартовск

2019 год

                                                                                                               


Содержание

           Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Пояснительная записка

Программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по технологии и программы по технологии к УМК для 3 класса Е.А.Лутцева.

Учебный план в МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение технологии  в 3 классе – 34 часа (1 урок в неделю)

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных  результатов освоения учебного предмета «Технология»

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

•        отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

•        проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;

•        испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;

•        принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;

•        опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

•        совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

•        совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

•        совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;

•        самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

•        коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества

•        выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

•        выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

•        С помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

•        открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

•        преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

•        Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать-,

•        слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

•        уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

•        уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1.        Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать:

•        о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;

•        соблюдаггь правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2.        Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

•        названия и свойства, наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

•        последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

•        основные линии чертежа (осевая и центровая);

•        правила безопасной работы канцелярским ножом;

•        косую строчку, её варианты, их назначение;

•        названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление:

•        о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;

•        традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно:

•        читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

•        выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;

•        подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;

•        выполнять рицовку;

•        оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

•        находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет);

•        решать доступные технологические задачи.

3.        Конструирование и моделирование

Знать:

•        простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь:

•        конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

•        изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•        выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.

4.        Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать:

•        названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;

•        о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

Уметь с помощью учителя:

•        включать и выключать компьютер;

•        пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);

•        выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);

•        работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.

  1. Содержание учебного предмета
  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание — правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10ч)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т. д.

  1. Конструирование и моделирование (5 ч)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком.


Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ урока

Дата проведения

Тема урока

 

Основные виды учебной деятельности, оборудование

По плану

Фактически

1.

Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство. Панно-коллаж.

Учебник с. 40-50

Рассказывать о созидательной деятельности человека. Понимать связь времен в основных строительных, архитектурных технологиях, одежде. Понимать особенности профессии архитекторов, строителя, модельера.

2

Постройки Древней Руси.

Выполнение макета крепости

Учебник с. 51-58

Понимать историю мастерства в Древней Руси на примере русского зодчества. Рассуждать об особенностях конструкций крепостного комплекса, обращать внимание на природное происхождение используемых в те времена материалов. Называть профессии древнерусских мастеров.

3

Постройки Древней Руси.

Выполнение макета крепости

Учебник с. 51-58

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Рассказывать об особенностях постройки первых русских крепостей.

4

Плоские и объемные фигуры.

Учебник с. 59-68

Находить сходство и различие у плоских и объемных предметов. Понимать, что такое трёхмерность и проекция. Анализировать способы изготовления объемной фигуры, игрушки. Понимать особенности чертежей объемных фигур. Придумывать и изготавливать игрушку.

5

Делаем объемные фигуры. Объемная открытка.

Учебник с. 59-68

Объяснять различие развертки и чертежа. Читать чертеж развертки. Выполнять развертку коробки с опорой на её чертеж. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-измерительные и вычислительные задания.

6

Изготовляем объемные фигуры. Изготовление куба.

Учебник с. 59-68

Анализировать последовательность изготовления развертки коробки. Находить рисунок и развертку коробки. Определять дно, борта, клапаны развертки. Понимать назначение клапанов. Соотносить развертку и чертеж. Сравнивать рисунок и чертеж.

7

Доброе мастерство.

Лепка и украшение дымковской игрушки.

Учебник с. 69-73

Знакомится с ремеслами на Руси в древние времена. Обсуждать ремесла, которыми славится место, где мы живем (поселок, край, город, республика). Прослеживать связь времен. Рассказывать о современных производствах, возникших в нашем крае из старинных ремесел, традиционных для данной местности.

8

Разные времена – разная одежда.

Учебник с. 73-82

Знакомиться с культурой народов, отраженной в одежде. Рассказывать о свойствах натуральных тканей. Понимать важность сохранения национальных традиций. Читать текст, рассматривать образцы изделий и композиций. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать её.

9

Разные времена – разная одежда. Какие бывают ткани.

Учебник с. 83-85

Анализировать, из чего изготавливали ткани наши предки, из чего изготавливают ткани сегодня. Понимать значение использования ткани в повседневной жизни человека. Познакомиться с информацией об искусственных и синтетических тканях.

10

Разные времена – разная одежда. Застежка и отделка одежды. Вышивка крестом.

Учебник с. 85-89

Анализировать и характеризовать виды отделки одежды. Приводить примеры застежек, которые использовали в одежде в разные времена. Подготовить мини-проект «Из истории пуговицы». Различать конструктивные особенности пуговиц.

11

Разные времена – разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок.

Осваивать новые виды стежков, упражняться в выполнении шва «косая строчка». Понимать значение вышивки на одежде, предметах быта. Выполнять косую строчку по опорному рисунку. Определять последовательность выполнения работы. Выполнять тренировочное упражнение на пленке.

12

От замысла к результату: семь технологических задач. Блокнот.

Учебник с. 90-91

Понимать особенности работы организации работы над проектом. Осознавать задачи, которые предстоит решить каждому автору проекта. Находить сходство и различие в работах взрослых и школьников при выполнении проекта.

13

От замысла к результату: семь технологических задач. Игрушка с подвижным соединением деталей.

Учебник с. 91-92

Анализировать конструктивные особенности разных изделий. Приводить примеры изделий с разным количеством деталей. Объяснять, что такое разборная и неразборная конструкция. Выполнять задания по выбору.

14

От замысла к результату: семь технологических задач. Геометрические фигуры из конструктора.

Учебник с. 93-96

Анализировать способы соединения деталей – подвижно или неподвижно. Читать информацию в учебнике, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Обсуждать особенности и основные правила изготовления.

15

От замысла к результату: семь технологических задач. Модель парашюта.

Учебник с. 96-98

Приводить примеры разных способов соединения деталей. Выбирать технологически оправданный способ соединения деталей в зависимости от назначения изделия и материала. Выбирать лучший способ.

16

Новогодняя мастерская.

Изготовление новогодних игрушек и открыток.

Повторять и закреплять приемы работы с циркулем, выполнять чертежно-графические работы с помощью циркуля. Рассматривать и анализировать графическую инструкцию. Решать задачи, связанные с освоением нового способа построения формы звезды.

17

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. Изразец для печи.

Учебник с. 100-105

Знакомиться с основными стихиями (силами) природы и их ролью в жизни человека. Рассматривать иллюстрации в учебнике. Анализировать, в каких технических устройствах работают стихии.

18

Главный металл.

Учебник с. 105-108

Понимать «секреты» металла. Характеризовать металл как искусственный материал. Представлять происхождение, свойства, виды и применение металлов. Работать с текстом как с источником информации.

19

Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. Ленточный транспортер из деталей конструктора.

Учебник с. 108-114

Исследовать, в каких сооружениях и для чего используется энергия ветра. Объяснять, что такое «передаточный механизм», как устроены разные передаточные механизмы.

20

Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. Ленточный транспортер из деталей конструктора.

Учебник с. 108-114

Исследовать, в каких сооружениях и для чего используется энергия ветра. Объяснять, что такое «передаточный механизм», как устроены разные передаточные механизмы.

21

Вода работает на человека. Водяные двигатели. Водяная мельница

Учебник с. 114-116

Понимать особенность действия передаточного механизма в водяной мельнице. Открывать новое знание. Находить сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды.

22

Работа с разными материалами. Открытка к 8 Марта

Повторять и закреплять приемы работы с циркулем, выполнять чертежно-графические работы с помощью циркуля. Рассматривать и анализировать графическую инструкцию.

23

Вода работает на человека. Водяные двигатели. Водяная мельница

Учебник с. 114-116

Понимать особенность действия передаточного механизма в водяной мельнице. Открывать новое знание. Находить сходство и различие передаточных механизмов, работающих от силы ветра и от силы воды.

24

Паровые двигатели. Модель парового двигателя.

Учебник с. 117-119

Понимать значение термина «паровой двигатель». Приводить примеры паровых двигателей. Рассказывать о преимуществах парового двигателя в сравнении с ветряными и водяными двигателями.

25

Получение и использование электричества.

Учебник с. 119-122

Искать ответ на вопросы: какую роль играет электричество в жизни современного человека, где применяют электроэнергию?

26

Электрическая цепь.

Учебник с. 123-128

Понимать правила безопасного обращения с электрическими бытовыми приборами.

27

Какая бывает информация?

Учебник с. 6-11

Познакомиться со способами получения человеком информации об окружающем мире. Находить ответ на вопрос, как находить, хранить и передавать информацию. Характеризовать компьютер как современное техническое средство, позволяющее искать, хранить, создавать и передавать информацию.

28

Практикум овладения компьютером

Учебник с. 12-14

Познакомиться с компьютером как средством информационно – технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

29

Практикум овладения компьютером

Учебник с. 14-16

Познакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

30

Практикум овладения компьютером

Учебник с. 16-21

Познакомиться с компьютером как средством информационно-технологической поддержки деятельности человека, с основными профессиями, связанными с компьютерными технологиями. Повторить и закрепить приемы работы на компьютере.

31

Книга – источник информации. Изобретение бумаги.

Учебник с. 22-31

Представлять книгу как древнейший носитель информации. Понимать, о чем может рассказать книга. Приводить примеры книг в разные времена. Рассказывать, как появилась бумага. Уважительно и бережно относиться к книгам. Сравнивать виды бумаги в коллекции.

32

Конструкции современных книг.

Учебник с. 31-38

Знакомиться с технологией изготовления печатной книги, конструкцией современных книг. Выполнять несложный ремонт книги в обложке (брошюры). Объяснять необходимость уважительного и бережного отношения к книге.

33

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

Слушать и понимать сведения, полученные из печатных, визуальных и аудио-информационных источников. Анализировать историю техники, технологии. Собирать информацию для проекта во время экскурсии в политехнический музей.

34

Великие изобретения человека. Для любознательных. Цветочное убранство интерьера.

Учебник с. 130-151  

Выполнять коллективный творческий проект по собственному выбору. Распределять работу. Находить дополнительную литературу. Составлять эскизы. Подбирать растения.