Внеурочная деятельность и достижения моих учеников

Горина Светлана Геннадьевна

Олимпиадные задания школьного тура "Юные интеллектуалы Среднего Урала". Экономика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Олимпиадные задания школьного тура

ЭКОНОМИКА 5–6  класс

Дорогие друзья!

Приветствуем вас как участников школьного тура олимпиады по экономике. Вам предлагаются разнообразные задания. Мы надеемся, что вы покажете хорошие знания основных экономических понятий, эрудицию и смекалку.

Время на выполнение всех заданий – 1,5 астрономических часа (2 урока).

Максимально возможное количество баллов – 75.

Желаем успехов!

Тест №1. Выберите единственный верный ответ

(1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

1. Заработная плата является основным видом доходов большинства российских семей.

1) Верно 2) Неверно

2. Человек, не имеющий семьи, но проживающий в отдельной квартире, имеющий свои источники доходов может рассматриваться как отдельное домашнее хозяйство.

1) Верно 2) Неверно

3. Прибыль фирмы определяется как произведение цены на количество, проданных единиц продукции.

1) Верно 2) Неверно

4. Наличные деньги состоят из монет и купюр.

1) Верно 2) Неверно

5. Спрос – это все, что отражает потребности людей.

1) Верно 2) Неверно

1

2

3

4

5

Тест №2. Выберите единственный верный ответ

(2 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

6. С экономической точки зрения пословица «Без труда не выловишь рыбку из труда» иллюстрирует:

1) альтернативные издержки;

2) безграничность потребностей;

3) структуру семейного бюджета;

4) ограниченность ресурсов;

5) самый важный фактор производства.

7. Какие из благ, скорее всего, относятся к свободным:

1) дождевая вода;

2) вода из-под крана;

3) вода в бутылке в магазине;

4) вода в бассейне;

5) газированная вода.

8. Заработная плата, в зависимости от количества изготовленной продукции называется:

1) повременной;

2) реальной;

3) сдельной;

4) номинальной;

5) временной.

9. Плата за пользование деньгами называется:

1) прибылью;

2) рентой;

3) процентом;

4) дивидендами;

5) заработной платой.

10. Экономическая система, в которой товары и услуги производятся по технологиям, предписываемыми государственными органами управления экономикой, называется:

1) рыночной;

2) плановой;

3) традиционной;

4) смешанной;

5) индустриальной.

6

7

8

9

10

Тест №3. Выберите все верные ответы:

(3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты (и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)

11. Назовите преимущества использования денег в обмене продуктов:

1) трудности равной оценки продуктов;

2) участие более двух сторон обмена;

3) возможность поиска приемлемых вариантов обмена;

4) снижение покупательной способности денег из-за инфляции;

5) удобство хранения.

12. Назовите функции денег:

1) средство достижения целей;

2) средство обращения;

3) средство платежа;

4) мера цен;

5) средство накопления.

13. Социальные трансферты семье могут включать:

1) заработную плату;

2) пособие по безработице;

3) налоги;

4) банковский депозит;

5) пенсию.

14. Евро представляет собой:

1) денежную единицу;

2) валюту Европейского Сообщества;

3) валюту Украины;

4) валюту США;

5) валюту Германии.

15. К коммунальным услугам относятся:

1) медицинские услуги;

2) ремонт квартиры;

3) вывоз мусора;

4) водоснабжение;

5) образовательные услуги.

11

12

13

14

15

Задачи. 4 задачи - 45 баллов

Задача 1 (15 баллов) (задача с развернутым ответом)

После школы Юра мог бы работать рабочим на стройке, получая 10 тыс. руб. в месяц. Он решил поступить на дневное отделение строительного факультета с ежегодной оплатой обучения – 80 тыс. руб., а на учебные принадлежности необходимо израсходовать 3 тыс. руб. в год. Ежемесячно Юра тратит на питание 5 тыс. руб., а на одежду и досуг уходит 12 тыс. руб. в год. Расходы на транспорт до университета составят 1 тыс. руб. в месяц.

1) Сколько денег израсходуют за год Юра и его родители, если он будет учиться в университете? (5 баллов)

2) Каковы его альтернативные издержки обучения за год? (5 баллов)

3) Есть ли способы их уменьшить? (5 баллов)

При ответах на вопросы 1 и 2 расчёт необходимо производить за 10 месяцев.

Задача 2 (10 баллов) (задача с коротким ответом)

Однажды Буратино получил 10000 золотых от Карабаса Барабаса. На эти деньги Буратино хотел купить одежду для папы Карло, но мудрая Лиса Алиса посоветовала положить ему деньги под сложный процент, чтобы через два года Буратино мог купить театр для папы Карло. Какую сумму получит Буратино через два года, если годовая ставка процента равна 10%?

Задача 3 (10 баллов) (задача с коротким ответом)

Проведенное маркетинговое исследование показало, что в кинотеатр «Зенит» на сеанс приходит: при цене билета 150 руб. – 300 зрителей, при цене билета 100 руб. – 600 зрителей, при цене билета 70 руб. – 1200 зрителей, при цене билета 40 руб. – 2000 зрителей. Всего в зале кинотеатра может поместиться 2000 зрителей

Определите, при какой цене следует продавать билеты, чтобы получить наибольшую выручку.

 

Задача 4 (10 баллов) (задача с коротким ответом)

В промтоварный отдел магазина зашел покупатель и попросил подобрать ему  шапку. Подошла шапка за 4000 рублей. Покупатель протянул продавцу пятитысячную купюру. Сдачи у продавца не оказалось, и он пошел разменять эту купюру в продовольственный отдел. Вернувшись с разменянными деньгами, он отдал покупателю сдачу и вручил ему покупку. Покупатель ушел. Через несколько минут в промтоварный отдел влетел разгневанный продавец – продовольственник, который разменивал деньги. В руках у него была пятитысячная купюра, оказавшаяся фальшивой.

На какую сумму пострадал продавец промтоварного отдела? (Не забудьте учесть, что ему придется уплатить за шапку и возвратить деньги продавцу – продовольственнику).



Предварительный просмотр:

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Олимпиадные задания школьного тура

ЭКОНОМИКА 6–7  класс

Дорогие друзья!

Приветствуем вас как участников школьного тура олимпиады по экономике. Вам предлагаются разнообразные задания. Мы надеемся, что вы покажете хорошие знания основных экономических понятий, эрудицию и смекалку.

Время на выполнение всех заданий – 1,5 астрономических часа (2 урока).

Максимально возможное количество баллов – 80.

Желаем успехов!

Тест №1. Выберите единственный верный ответ

(1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

1. Повышение заработной платы врачей и учителей гарантированно улучшит их материальной положение.

1) верно 2) неверно

2. Чем ниже цена, тем больше спрос.

1) верно 2) неверно

3. На рынке олигополии представлено несколько фирм.

1) верно 2) неверно

4. С увеличением объемов производства затрат на единицу продукции у фирмы всегда уменьшаются.

1) верно 2) неверно

5. Введение процедуры государственного регулирования цен на рынке должно привести к понижению рыночных цен.

1) верно 2) неверно

1

2

3

4

5

Тест №2. Выберите единственный верный ответ

(2 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

6. Какое из перечисленных благ не относится к общественным?

1) общее образование

2) городской транспорт

3) оборона

4) охрана правопорядка

5) организация правосудия

7. В традиционной экономической системе большая часть населения занята:

1) в сельском хозяйстве

2) в промышленности

3) в образовании

4) в машиностроении

5) в сфере услуг

8. Трудоемкость производственного процесса рассчитывается как:

1) отношение числа работников к количеству продукции

2) отношение числа работников к числу станков

3) отношение числа станков к числу работников

4) отношение количества продукции к числу работников

5) отношение количества продукции к числу станков

9. Деньги, которые корпорации выплачивают своим акционерам, называются:

1) рентой

2) налогами

3) трансфертами

4) прибылью

5) дивидендом

10. После Нового года цены на елочные игрушки снизились на 40%, а после Рождества новую цену уменьшились еще на 10%. На сколько процентов подешевели игрушки?

1) 44%;

2) 54%;

3) 64%;

4) 56%;

5) 66%.

6

7

8

9

10

Тест №3. Выберите все верные ответы:

(3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты (и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)

11. Цена находится по формуле:

1) сумма средних затрат и средней прибыли

2) разница между средней выручкой и средними затратами

3) сумма затрат и прибыли делённая на количество продукции

4) сумма затрат делённая на количество продукции

5) отношение выручки к объему произведенной продукции

12. Повышение цен на чай из-за засухи в Индии и Китае:

1) снизить спрос на чай

2) уменьшит величину спроса на чай

3) увеличит спрос на кофе.

4) увеличит предложение чая.

5) сократит предложение чая

13. Выделите функции коммерческого банка.

1) приём вкладов от населения

2) выдача кредитов предприятиям

3) организация расчетно-кассового обслуживания

4) эмиссия денег

5) осуществление интервенций на валютном рынке

14. К вопросам, которые не изучает микроэкономика, относятся:

1) экономический рост

2) монополия

3) безработица

4) обращение денег

5) формирование цены на продукт

15. Факторами повышения производительности труда являются:

1) рост численности работников

2) повышение интенсивности труда

3) повышение уровня образования и квалификации работников

4) снижение тяжести труда

5) рост технической вооруженности труда

11

12

13

14

15

Задачи. 4 задачи (50 баллов)

Задача 1 (20 баллов)

Ирина, Полина и Ольга, высококвалифицированные специалисты по составлению контрольных заданий по экономике. За восьмичасовой рабочий день Ирина может составить 4 задачи или 24 тестовых вопросов, Полина – 8  задач или 24 тестовых вопроса, Ольга – 6 задач или 30 тестовых вопроса. Постройте кривую производственных возможностей команды, состоящей из Ирины, Полины и Ольги (10 баллов). Определите минимальное время, необходимое или на составление экзаменационного задания, состоящего из 50 тестовых вопросов и 10 задач (10 баллов). При этом предполагается, что каждая задача, и каждый тестовый вопрос имеют только одного составителя.

Задача 2 (15 баллов)

Скрудж Макдак решил вложить часть своих денег в производство шоколада. Для этого он организовал фабрику «Кряк Дак». Он нанял 8 рабочих, заплатил им в сумме 88000$ в год. 64000$ ушло на покупку какао бобов и другого необходимого сырья. В начале года Скрудж закупил оборудование на сумму 50000$, сроком службы 10 лет. Для того чтобы финансировать покупку оборудования Скрудж, будучи скрягой, нашел банк, где дают кредит на 10 лет под 12% годовых. В качестве фабрики он использовал ангар, за  который он мог бы получать, сдавая в аренду своему другу Зигзагу Мокряку, 20000$ в год. Конкуренты Скруджа братья Кряки предлагают ему работу управляющего с зарплатой 30000$ в год. Годовая  выручка шоколадной фабрики Скруджа составила 252000$ в год.

  1. Рассчитайте величину годовых амортизационных отчислений

(5 баллов).

  1. Бухгалтерскую прибыль (5 баллов).
  2. Экономическую прибыль (5 баллов).

Задача 3 (5 баллов) (задача с коротким ответом)

Маша выбирает сок, стоя перед витриной магазина. Перед ним два вида упаковок. На одной написано «25 % сока бесплатно, цена 81 рубль, объем 1,8 л», на другой написано «Цена 100 рублей, объем 2 л». Если считать, что вторая упаковка сока продается по рыночной цене, то сколько сока в процентном отношении Маша, действительно, получает бесплатно, если покупает первую упаковку?

Задача 4 (10 баллов) (задача с коротким ответом)

Королевство кривых зеркал расположено в глубине огромного леса, поэтому основным ремеслом в стране является строительство и торговля древесиной. В королевстве есть единственная фабрика «Елки-Палки» по обработке древесины и производству досок предназначенных для строительства. Жители страны используют эту древесину в личных целях.

Функция спроса на древесину Qd = 800 – 15Р, а функция предложения Qs = 200 + 10P, где Qd и Qs соответственно величина спроса и предложения в тыс. куб. м, а Р цена в тугриках/ куб. м.

Найти равновесную цену (Pe) и равновесное количество на рынке древесины (Qe).



Предварительный просмотр:

Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Олимпиадные задания школьного тура

ЭКОНОМИКА 9–11 класс

Дорогие друзья!

Приветствуем вас как участников школьного тура олимпиады по экономике. Вам предлагаются разнообразные задания. Мы надеемся, что вы покажете хорошие знания основных экономических понятий, эрудицию и смекалку.

Время на выполнение всех заданий – 1,5 астрономических часа (2 урока).

Максимально возможное количество баллов – 80.

Желаем успехов!

Тест №1. Выберите единственный верный ответ

(1 балл за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

1. При прочих равных условиях благоприятные погодные условия в регионах выращивания кофейных деревьев к росту цен на кофе.

1) Верно 2) Неверно

2. Если номинальный ВВП растёт быстрее, чем реальный ВВП, то в стране будет наблюдаться инфляция.

1) Верно 2) Неверно

3. Бухгалтерские издержки включают в себя явные и неявные издержки.

1) Верно 2) Неверно

4. Если цена постоянного ресурса выросла, то изменятся функции всех издержек.

1) Верно 2) Неверно

5. Земельный налог относится к косвенным налогам.

1) Верно 2) Неверно

1

2

3

4

5

Тест №2. Выберите единственный верный ответ

(2 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)

6. Сокращение спроса на стоматологические услуги могло быть вызвано:

1) удешевлением стоимости материалов, используемых в стоматологии

2) снижением доходов населения

3) увеличением числа стоматологических услуг, предоставляемых в государственных поликлиниках по системе социального страхования

4) повышением заработной платы сотрудников стоматологических клиник

5) ростом числа людей, обращающихся в стоматологические клиники

7. Какой из приведенных активов является наиболее ликвидным:

1) депозит до востребования

2) обыкновенная акция «Газпрома»

3) золотые украшения, произведенные на ювелирном заводе в Советском союзе

4) краткосрочный депозит

5) 100-рублевая банкнота

8. Если за год номинальный доход человека вырос со 120 тысяч до 480 тысяч рублей, а уровень цен за этот же период удвоился, то реальный доход увеличился на:

1) 100%

2) 50%

3) 20%

4) 10%

5) 5%

9. В странах с двухуровневой банковской системой коммерческие банки имеют право:

1) лицензировать свою деятельность

2) осуществлять интервенции на валютном рынке

3) брать кредиты у Центрального Банка

4) нарушать требования Центрального Банка по норме обязательного

резервирования

5) изменять ставку рефинансирования

10. Производитель товара снизил цену на него 5 % в результате чего объем продаж вырос на 4 %. Спрос на этот товар является:

1) абсолютно неэластичным

2) неэластичным

3) с единичной эластичностью  

4) эластичным

5) абсолютно неэластичным

6

7

8

9

10

Тест №3. Выберите все верные ответы:

(3 балла за вопрос, если в точности указаны все верные варианты (и не отмечено ничего лишнего), 0 баллов в противном случае)

11. Инфляция в стране может быть вызвана:

1) увеличением реального объема производства

2) ростом занятого населения

3) чрезмерно быстрым увеличением предложения денег

4) увеличением тарифов естественных монополий

5) ростом безработицы в стране

12. Рост предложения персональных компьютеров может быть вызван:

1) запуском новых предприятий по их производству

2) ростом доходов населения

3) совершенствованием технологии их производства

4) ростом импортных пошлин на электронику

5) государственным субсидированием производителей компьютеров

13. Определите всех людей, которых по статистике можно отнести к категории занятого населения:

1) учащийся старших классов

2) учитель пенсионного возраста, подрабатывающий репетиторством

3) не работающий из-за участия в забастовке шахтер

4) нефтяник, работающий вахтовым методом

5) выпускник вуза, нашедший работу, но еще не приступивший к ней

14. Что из нижеследующего является примером человеческого капитала?

1) здоровье, поправленное работником во время санаторного лечения

2) собственный капитал предприятия

3) навыки, приобретенные дизайнером за годы работы по специальности

4) знания, полученные выпускником университета

5)  программное обеспечение, закупленное компанией чтобы повысить производительность труда персонала

15. С 2015 г. согласно налоговому законодательству в России:

1) ставка подоходного налога составила 13%

2) единый социальный налог с фонда заработной платы – 34%

3) ставка налога на прибыль – 20%

4) ставка налога на добавленную стоимость – 18%

5) веден акциз на минеральную воду

11

12

13

14

15

Задачи. 4 задачи (60 баллов)

Задача 1 (10 баллов).

В цехе по изготовлению дверей и оконных рам работают три плотника:

  • первый изготавливает за смену 5 дверей или 7 рам;
  • второй изготавливает за смену 2 двери или 4 рамы;
  • третий – «стахановец» делает 10 дверей или 15 рам.
  1. Найти альтернативную стоимость производства рам (3 балла).
  2. Построить кривую производственных возможностей (4 балла).
  3. Аргументировать ответ на вопрос: Сможет ли пилорама выполнить за смену заказ школы, для которой нужно изготовить 10 дверей и 15 рам? (3 балла)

Задача 2 (20 баллов).

В стране N правительство решило для защиты отечественного производителя ввести дополнительную пошлину на ввоз легковых автомобилей импортного производства старше семи лет в размере 4000 у.е. за каждую машину. Известно, что в страну N из-за рубежа поставляются иномарки старше 7 лет, функция предложения которых до введения пошлины имела вид: QS = 2Р + 4 (QS – млн.шт., Р – тыс. у.е.),

а спрос на иномарки со стороны жителей страны N описывается уравнением QD = 16 – 2Р (QD – млн.шт., Р – тыс. у.е.).

В стране N основным и единственным производителем легковых автомобилей является завод «Автохлам», который из-за жесткого государственного регулирования не может вести себя на рынке как монополист, но имеет возможность предложить рынку любое количество продукции по цене 3000 у.е. К сожалению, автомобили отечественного производства характеризуются очень низким качеством, и «Автохлам» не может достойно конкурировать с импортными производителями.

Спрос на продукцию отечественного производителя описывается уравнением:

QD = 20 – 2Р (Q – млн.шт., Р – тыс. у.е.).

Жители страны N как всегда с радостью восприняли известие об очередной протекционистской мере, и все, кто по этой причине не смог приобрести машину на рынке иномарок, были вынуждены покупать автомобили отечественного производства. Руководство завода «Автохлам» не упустило возможности использовать данное событие и после введения пошлины повысило цену своей продукции до 4000 у.е.

Требуется определить, как изменились количество и цена автомобилей импортного и отечественного производства в результате принятой протекционистской меры и повышения цены продукции «Автохлама».

Задача 3 (15 баллов)

Мистер Томас из Огайо решил заняться железнодорожными грузоперевозками.  У него было 60000$ стартового капитала. Он купил паровоз и вагоны за 30000$. Остальные ежемесячные расходы составили:

  • дизельное топливо – 5000$;
  • ремонт вагонов – 500$;
  • аренда конторы – 1000 $/;
  • аренда склада – 3000$;
  • зарплата управляющего – 2000 $;
  • зарплата грузчика – 1000$.

Грузчиков было нанято 4 человека.

В первый же рабочий день поступило два предложения на постоянные перевозки:

а) Каждые 2 дня перевозить из Огайо в Харперс 50 тонн зерна по 10$/тонна, а забирать оттуда молоко 40 тонн по 20$/тонна.

б) Каждые 3 дня перевозить из Огайо в Вашингтон 40 тонн муки по 20$/тонна, а забирать строительный лес 50 тонн по 30$/тонна.

  1. Какое из предложений является более выгодным? (8 баллов)
  2. На основании сделанного выбора посчитать, через сколько месяцев мистер Томас сможет купить сталелитейный завод за 307000$? (для удобства считаем, что в месяце 30 дней).

Задача 4 (15 баллов).

На рисунке показан Т-счет коммерческого банка, который содержит только те статьи, по которым произошли изменения в балансе банка.

Баланс банка

АКТИВЫ

ПАССИВЫ (обязательства)

резервы   +18000

кредиты выданные         +82000

депозиты   +100 000

Используя данные Т-счета банка, найдите максимальную величину новых кредитов, которые может предоставить при данных условиях этот банк и вся банковская система (при условии, что население использует только безналичные расчеты и другие банки не имеют дополнительных резервов), при норме резервных требований равной 12 %.

Решение:

Из данных в условии видно, что резервы банка состоят из обязательных и избыточных резервов. Так как норма резервных требований 12%, то величина обязательных резервов равна 100 000 × 0,12 = 12 000. В активах банка резервы изменились на 18 000 при увеличении пассивов на 100 000. Поэтому избыточные резервы равны 6 000. Поэтому только их может выдать в кредит данный банк. А если этот кредит будет выдан, то вся банковская система в целом может предоставить кредитов на сумму 6 000 × 1/0,12 = 50000.