Мастер-классы для педагогов

Мастер – класс для педагогов 

На тему: «Применение квест – технологии в образовательном процессе ДОУ».

                                                                         

Цель: формирование готовности педагогов к применению квест – технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи.

1. Сформировать у участников мастер класса представление о квест – технологии.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением квест – технологии.

3. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в квест – игре.

Ход мастер класса.

1.     Вступительная часть.

Уважаемые участники мастер – класса!!! Разрешите подарить Вам частичку успеха, эти предметы наполнены энтузиазмом, творчеством, идеями, которые помогут вам в вашей педагогической деятельности. Кисть – символ творчества, перо – символ науки, карандаш – символ обучения. А это и есть формула успеха! Желаю всем успеха!

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Применение квест – технологии в образовательном процессе ДОУ».

2.     Основная часть.

Квест – это игровая педагогическая технология, способствующая решению определенных задач на основе выбора, для достижения какой – либо цели.  По – другому, это «поиск», «выполнение поручений», путешествие участников к определенной цели через преодоление трудностей.

         В квесте всегда предполагаются интеллектуальные, двигательные или творческо - ориентированные коллективные задания. Особенность  организации такой игровой деятельности состоит в том, что участники, выполнив одно задание, получают подсказку (фрагмент картинки, букву, сообщение, предмет, карту) к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также мотивационную готовность участников повышает право выбора того или иного задания.

         Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии с воспитанниками. В педагогической практике я применяю различные формы квест – игр, это спортивные, экологические, познавательно – исследовательские, интерактивные квесты.  Мною были разработаны и реализованы следующие квесты:

1.     Квест – игра спортивно – оздоровительной направленности с детьми подготовительной к школе группы. На тему: «В поисках здоровья!»

2.     Эко – квест на основе кубанских народных подвижных игр для детей подготовительной к школе группы. На тему: «Знатоки природы!» (животные и растения кубанского леса).

3.      Квест – игра спортивно – оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста, посвященная празднику 9 мая «День Победы». На тему: «По дорогам Великой войны!».

4.     Квест – игра спортивно – оздоровительной направленности для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, посвященная «Дню защиты детей». На тему: «В поисках ключа к здоровью!».

Данная технология нашла свое отражение и при взаимодействии с семьями воспитанников.

Ø Интерактивная квест – игра спортивно – оздоровительной направленности с родителями и детьми подготовительной к школе группы. В рамках мероприятия «День открытых дверей». На тему: «В гостях у Забиваки!».

Ø Познавательно – исследовательский эко - квест спортивно – оздоровительной направленности для родителей и детей подготовительной к школе группы. На тему: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!».

В результате проведения данных квест - игр, получив большой эмоциональный заряд, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания, творчество, повысить познавательно – речевую, двигательную активность. А это помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив.

3.     Практическая часть.

- Уважаемые коллеги, сегодня я на практике покажу вам, что педагогическая деятельность в формате квест – технологии замечательно вписывается в концепцию заданную ФГОС ДО. Это отличная возможность для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. 

Чтобы понять, как работает данная технология, я предлагаю вам вместе со мной пройти фрагмент интеллектуальной квест – игры «Поиск модели современного педагога».

 - Часть интеллектуального квеста уже разгадана (педагог обращает внимание участников на слайд), и мы видим, что современный педагог — это исследователь, новатор, организатор, профессионал.  Мне нужна ваша помощь для того, чтобы пройти оставшийся. В этом мне помогут педагоги, которым достался красный карандаш. Пожалуйста, прошу Вас выйти в зал.

(участники выходят в зал, присаживаются за столы)

- Уважаемые коллеги, под каждым не разгаданным элементом находится задание, выполнив которое мы узнаем, каким необходимо быть современному педагогу в педагогической деятельности.

- Предлагаю вам совместно принять решение и выбрать цвет элемента.

(участники выбирают цвет с заданием)

Творец

- Говорят, что музыка живет в сердце, и она может выглядеть вот так! (внимание участников обращается на слайд). Или так! А я предлагаю изобразить музыку, так как слышите ее вы. С помощью графического изображения, нарисуйте музыку на листе бумаги в соответствии цветом нотки.

(участники выполняют задание)

- Друзья мои подскажите, а что помогло вам выполнить это задание? (Ответы участников). Конечно же, это ваше творчество! Вот и наша модель дополнилась еще одним элементом, ведь современному педагогу просто необходимо проявлять свое творчество.

(после выполнения задания участники снова выбирают цвет элемента модели и переходят к выполнению следующего)

Эрудит.

- Каждый день мы, педагоги сталкиваемся с необычными ситуациями, с неожиданными детскими вопросами. А еще ребята могут рассказать вам по – своему свою любимую сказку. Попробуй, угадай! (участники выполняют задание)

- Я думаю, вы отлично справились с заданием, если мы выполнили все верно, то на модели появится еще один элемент. Проверим!

- Конечно, только эрудированный педагог сможет ответить на разнообразные детские вопросы.

(после выполнения задания участники снова выбирают цвет элемента модели и переходят к выполнению следующего).

Универсал.

- Педагог умеет все. Он и артист, и художник, и музыкант и ученый. А сколько игр знает!!! Предлагаю каждому участнику из предложенных предметных картинок, разгадать по одной игре и назвать ее (участники выполняют задание).

- Пройдя это задание, педагоги продемонстрировали свое умение создавать игры из ничего, из самых обычных предметов, при самых обычных условиях.

- Обратимся к нашей модели, появится ли следующий элемент?

Участники обращают внимание на слайд, модель собрана.

- Друзья мои, вот мы и пришли к цели,  собрали все недостающие элементы нашей модели современного педагога, а это значит, что в нашей команде работают самые интеллектуальные педагоги.  Конечно же, это один из вариантов модели, ведь педагог должен быть коммуникативным, тактичным, находчивым, сообразительным, обладать нестандартностью мышления, иметь чувство юмора, а также от души любить детей и быть преданным своему любимому делу.

4.     Рефлексия.

- А сейчас уважаемые коллеги, взгляните в окно. Я думаю, что на улице температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, атмосферное давление в норме. Термометр моего настроения показывает благоприятную психологическую атмосферу в аудитории, возможность приобретения новых знаний.  А чтобы выяснить, насколько плодотворной и полезной была наша встреча, для вас, предлагаю поставить отметку на вашем термометре настроения.

(каждому участнику предлагается выразить свое мнение о мастер – классе, на изображенном термометре, сделав отметку фломастером возле соответствующего участка шкалы. Для ориентации шкала термометра маркируется в верхней части – «Я загорелся этой идеей», в центре – «От этого мне было ни жарко, ни холодно», в нижней части «Я остался холоден» части. Образуется некоторое количество значков, по которому можно судить о распределении мнений и оценок по предложенной теме).

- Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!

                                                                                 

 

 

         Список используемой литературы.

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.

2. Анашкина Л.П. Методическое руководство развитием движений детей. // Дошкольное воспитание.-1984, №10.

3. Актуальные проблемы обучения и воспитания. / Под ред. С.Ф 0 Петрушкина. - Брянск, БГПУ, 1999.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр "Академия", 1997.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1977.

6. Бадалян Л., Миронов А. Воспитание двигательных способностей. // Дошкольное воспитание. - 1980, №10

7. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном - 2006 г.

8. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.

9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- 5-6. - С. 41.