Курс «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» http://университетроссии.рф/dkoo/lenta/priority/news/category=131

Гудкова Александра Александровна
Пояснительная записка

Настоящая программа «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» направлена на совершенствование и (или) получение новой профессиональной компетенции (в зависимости от потребности слушателя) и повышение профессионального уровня в рамках уже имеющейся компетенции.
Программа повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» разработана с целью развития личностных способностей слушателей, формирования активной гражданской позиции, удовлетворения индивидуальных потребностей в самовыражении и самореализации, полноценной социальной и профессиональной адаптации, актуализации и повышении профессиональных знаний, умений и навыков, совершенствования интеллектуального, нравственного, профессионального и физического уровня граждан, а также повышения их деловой культуры и дисциплины.
Профессиональная компетентность работника (специалиста) - это, в первую очередь, совокупность его профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности. Именно от развития профессиональной компетентности работника (специалиста) зависит развитие его творческой индивидуальности, профессиональной активности, самостоятельности и восприимчивости, трудовой дисциплины, а также умение адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды и способности принимать решения в конкретной ситуации в ходе трудовой деятельности.
В рамках возрастающей конкуренции на рынке труда, увеличения запросов социальной среды и требований работодателей к своим работникам (специалистам) возрастает также необходимость повышения работниками (специалистами) своей профессиональной квалификации, т.е. получения дополнительного профессионального образования, которое способствует повышению профессиональных навыков и профессиональных компетенций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности.
Возможностью реализации права на образование в течение всей жизни, т.е. правом непрерывного образования, обладают все граждане, и вопрос о получении ими дополнительного профессионального образования, в связи с запросами социума, возрастающей конкуренцией на рынке труда и высокими требованиями профессионализма работодателей к сотрудникам, является на сегодняшний день весьма актуальным.
Комплексную характеристику образования, выражающую степень его соответствия потребностям заказчика (работодателя, общества), в том числе степень достижения планируемых результатов освоения дополнительной профессиональной образовательной программы, определяет качество образования. Получение качественного образования характеризуется, в том числе, освоением новых технологий в связи с возрастающими требованиями к профессиональным качествам, знаниям, умениям, компетенциям будущего специалиста в соответствии с задаваемыми государством и социумом целями и приоритетами.
Дополнительное профессиональное образование может в полной мере справиться с задачей предоставления населению качественного образования, способного удовлетворить требования государства, социума и работодателя, а также повысить профессиональный уровень работника (специалиста) в конкретной сфере деятельности.
Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.
Дополнительное профессиональное образование граждан направлено исключительно на удовлетворение их образовательных и профессиональных потребностей. Это, в первую очередь, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям его профессиональной деятельности и социальной среды, в которой он функционирует, а также удовлетворение запросов общества и государства. Обучение поможет работнику усовершенствовать, развить и (или) дополнить свои профессиональные знания, умения, навыки, а также профессиональные компетенции для совершенствования работы специалиста в сфере его профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством комплексной реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации).
Следует отличать программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или приобретение новой квалификации, от программ повышения квалификации, которые направлены на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках уже имеющейся у работника (специалиста) квалификации.
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» ориентирована на повышение квалификации работников (специалистов) в целях совершенствования их профессионального инструментария в определенной сфере деятельности.
Повышение квалификации является одним из основных видов получения дополнительного образования. Оно представляет собой не только совершенствование профессиональной компетенции, но также формирование новых компетенций работников (специалистов) и получение специальных знаний в области своей деятельности.
Повышение квалификации открывает перед участниками рынка труда новые возможности. Это, прежде всего, эффективный инструментарий для усовершенствования своих профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций и, соответственно, повышения своей конкурентоспособности в области профессиональной деятельности.
Освоение программы повышения квалификации – это прекрасная возможность получить новые дополнительные ресурсы, необходимые для профессионального труда в интересующих областях деятельности.
Актуальность программы повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» обусловлена, прежде всего, тем, что федеральные проекты с каждым годом получают всё большее финансирование, охватывают всё большее количество участников, требуют всё большее количество дистанционных кураторов. В нормативных документах всё большую роль приобретают дистанционные внештатные кураторы социально значимых проектов, увеличивается их роль в эффективности реализации данных проектов.
Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» ориентирована:
- на совершенствование у работников компетенций, обеспечивающих повышение уровня их профессиональной грамотности, трудовой культуры и дисциплины, приобретаемых профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных установок;
- на приобретение опыта в профессиональной деятельности;
- на развитие профессиональных компетенций определенного объема и сложности;
- на совершенствование интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека;
- на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей и интересов специалиста (работника).
Данная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» разработана в соответствии с требованиями, установленными к дополнительным профессиональным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).
Основной целью реализации программы повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» является осуществление образовательной деятельности, направленной на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности куратора, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Помимо этого, программа повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» предусматривает также достижение следующих целей:
- осуществление единой политики, направленной на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей лиц, желающих осваивать дополнительные профессиональные программы (слушателей программы);
- личностное и профессиональное развитие человека;
- реализация трудовых функций работника (специалиста), т.е. системы трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- совершенствование набора взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда, т.е. развитие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять в ходе практической деятельности.
Под квалификацией специалистов в данном случае следует понимать характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности уровень знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, т.е. динамическую комбинацию знаний и умений, а также способность их применения на практике для успешной профессиональной деятельности и решения поставленных задач.
К задачам настоящей программы можно отнести следующие:
- актуализация профессиональных компетенций, профессиональных знаний, умений и навыков куратора-оператора;
- совершенствование профессионального инструментария слушателя для обеспечения полноценного трудового процесса в целях минимизации профессиональных затруднений, решения профессиональных задач и достижение поставленных целей в работе куратора-оператора;
- повышение трудовой культуры и дисциплины;
- совершенствование профессиональных компетенций кураторов-операторов.
Содержание настоящей дополнительной профессиональной программы «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» и (или) отдельных ее компонентов направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
Содержание настоящей программы также учитывает:
 - профессиональные стандарты, т.е. характеристику квалификации, необходимой работнику (специалисту) для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;
- квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимые для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- современные образовательные технологии и средства обучения.
Срок освоения данной дополнительной профессиональной программы обеспечивает возможность достижения планируемых результатов, получение новой компетенции (квалификации), заявленной в программе, и составляет 72 часа.
По данной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации могут обучаться взрослые граждане Российской Федерации и других государств, проживающие на территории Российской Федерации, а также граждане, имеющие доступ к образовательным ресурсам при помощи сети «Интернет» и иных дистанционных образовательных технологий, без профессиональных, возрастных, гендерных или иных ограничений.
Для определения структуры настоящей программы и трудоемкости ее освоения применяется система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося (слушателя), включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу).
При разработке данной программы применялась форма организации образовательной деятельности, основанная на использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Таким образом, дополнительная профессиональная образовательная программа «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» реализуется в заочном формате с активной дистанционной поддержкой.
Дистанционная поддержка программы предполагает самостоятельное изучение слушателем дополнительных учебных материалов с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников, а также возможности получения слушателями консультаций у преподавателей данного курса в согласованное время.
Разработанные учебно-методические материалы должны стать основой для формирования, развития и (или) совершенствования профессиональной компетенции слушателей по направлениям их деятельности и подготовки работников (специалистов) к решению профессиональных задач.
Формы и методы работы с обучающимися (слушателями) направлены на приобретение и (или) совершенствование навыков работы в сфере работы кураторов-операторов, а также на актуализацию знаний и умений работы с источниками данных с целью обновления статистической информации и учета изменений в законодательстве РФ. Особое внимание уделено также разбору проблемных и дискуссионных вопросов овладения знаниями в сфере профессиональных интересов слушателя.
Планируются разные формы сотрудничества между слушателями и преподавателями, в том числе лекционные занятия и самостоятельная работа. Возможные в ходе повышения квалификации формы работы преподавателя со слушателями вытекают из целей и задач программы. К ним можно отнести лекции проблемного и обобщающего типа, практические занятия аналитического характера, анализ практических ситуаций, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа, тестирование.
В содержании разделов данной программы определено оптимальное соотношение лекционных и практических занятий.
Одним из условий успешности дополнительного профессионального образования работников (специалистов) является активная позиция каждого слушателя, поэтому освоение содержания программы предполагается в деятельностном режиме.
Программа повышения квалификации работников (специалистов) «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» разработана с учетом типовых особенностей профессиональной деятельности слушателей, требований профессионального стандарта, а также часто меняющихся требований к специалистам на рынке труда.
Образовательный процесс повышения квалификации работников будет эффективен при соблюдении следующих условий:
- познавательная активность слушателей;
- применение разнообразных актуальных форм и методов обучения;
- качественное учебно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы слушатели:
А) Знали:
- основные направления развития сферы деятельности, в которой им предстоит функционировать и совершенствоваться;
- условия повышения профессиональной компетентности;
- подходы к решению круга профессиональных задач и достижению максимальных результатов;
Б) Умели:
- учитывать основные пути и особенности развития профессиональной сферы деятельности куратора-оператора;
- решать практические профессиональные задачи при работе куратором;
- находить, в случае необходимости, нужную информацию из области своей профессиональной деятельности, анализировать и интерпретировать ее из различных источников.
В) Владели:
- техниками проблемно-ориентированного анализа и объективной оценки эффективности профессиональной деятельности куратора-оператора;
- основными принципами принятия оптимальных решений в процессе своей профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты повышения квалификации - профессиональная готовность работников (специалистов) к реализации задач, обеспечивающих повышение уровня их профессиональной компетенции и трудовых навыков при работе куратором.
Планируемые результаты освоения программы позволят слушателям успешно исполнять трудовые функции и выполнять трудовые действия, соответствующие запросам работодателя и общества в области конкретной профессии или специальности.
Приобретенный опыт и освоенные компетенции позволят:
- принимать эффективные решения в конкретной профессиональной сфере деятельности;
- справляться с профессиональными задачами разной направленности и различной степени трудности;
- совершенствовать профессиональные умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности;
- увеличивать свой профессиональный потенциал;
- повышать профессиональный рост, развивать общепрофессиональные и личностные качества;
- успешно и тактически грамотно действовать при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности на основе умений, знаний и практического опыта.
Программа повышения квалификации «Дистанционный куратор-оператор образовательных, просветительских, социально значимых проектов» предусматривает обучение работников (специалистов) механизму работы в сфере их профессиональной деятельности, формированию у слушателей общих профессиональных компетенций, трудовых навыков индивидуальной и групповой работы, общей трудовой культуры.
Изучение настоящей программы направлено на совершенствование необходимых в деятельности слушателей профессиональных компетенций, актуализацию знаний, умений, навыков, характеризующих подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, а также способствует формированию у них представлений о становлении и развитии сферы их профессиональной деятельности на современном этапе развития.