Мои педагогические идеи и находки

Мацкевич Елена Иннокентьевна
 

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография  помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Сузунский детский сад № 2»

        





Творческая мастерская

по лепке «ВОЛШЕБНЫЙ КОМОЧЕК»

во второй младшей группе

на 2019-2020 уч. год.







Воспитатели:  Мацкевич Е.И.,  Колычева Н.А.

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография  помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность темы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Младший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Польза этого вида творчества для развития ребёнка включает в себя пользу от рисования и от лепки. К тому же, ребёнок, создавая картину из пластилина, раскатывает и размазывает пластилин, благодаря чему учится чувствовать свои руки лучше и увереннее ими управляет.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Совместная деятельность воспитателя и ребёнка направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, стимулирует формы самовыражения личности, обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Целесообразность темы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

 - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Этап №1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитател.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Структура занятий:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Ожидаемые результаты:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы.

 К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Занятия проводятся 1 раз в неделю:

15 минут во 2 младшей группе;

Занятия проходят как с подгруппой детей,так и индивидуально в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.


План занятий по пластилинографии на 2019-2020 год

Сентябрь

1.«Волшебный пластилин»

Познакомить с пластилином, его свойствами. Познакомить с некоторыми приёмами использования пластилина (раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание)

2."Колобок катится по дорожке"

Учить раскатывать шарик круговыми движениями между ладоней, сплющить его, преобразуя в диск, прилепить полученного колобка к дорожке.

3."Яблочки на тарелочке"

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином.

4.Грибочки"

Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: раскатывать шарик, сплющивать его (шляпка гриба), раскатывать колбаску (ножка гриба), соединить обе части, разместить на полянке (картон зеленого цвета), формировать умение делать предмет из двух частей, правильно их соединять.

Октябрь

1.«Овощи для засолки»

Продолжать учить раскатывать шарики(помидоры) круговыми движениями рук, сплющивать их и размещать их в «банке». Закреплять красный цвет.

2.«Осеннее дерево»

Продолжать осваивать приемы пластилинографии: на нарисованном дереве прилепить осенние листья: отщипывание пластилина от большого куска, раскатывание маленьких шариков, прикрепление их к веточкам. Закрепить названия цветов, учить пользоваться разными цветами, закрепить представления о деревьях осенью.

3.«Украсим кукле платье»

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять « горошины» на одинаковом расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

4.«Клубочки для котёнка»

Учить раскатывать «колбаски» прямыми движениями рук.

Учить приёму «сворачивания» длинных колбасок по спирали, получая клубочки для котёнка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать  навыки самостоятельности.

Ноябрь

1.«Конфетки на тарелочке»

Продолжать формировать навыки работы с пластилином: раскатывать шарики (стараться делать их одинаковыми), прилеплять их на основу (картон), действовать по образцу воспитателя; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

2.«Колёса для машины»

Продолжать осваивать приёмы пластилинографии: размазывание пластилина, не выходя за контур (круглое колесо). Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Развивать силу пальчиков.

3.«Лесенки» 

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску.

4.«Миски для медведей».

Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

Декабрь

1.«Снежинки»

Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение оригинальности в создании снежинок.

2.«Снег идёт»

Продолжать учить приёму отщипывания маленьких комочков, раскатывать шарики, сплющивать их, располагать на общем листе картона тёмно- синего цвета. Закреплять белый цвет. Воспитывать чувство коллективизма, учить работать подгруппой.

3.«Новогодняя игрушка»

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Повторить приемы раскатывание шарика, колбаски, размазывание. Развивать творческое воображение детей.

4.«Украшаем ёлочку»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением пальца

Январь

1.«Мячики большой и маленький»

Закрепить понятие величины (большой и маленький). Закрепить приемы раскатывание шариков круговыми движениями ладоней, сплющивание их, придавливание на плоскости. Развивать силу пальцев, воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
2.«Волшебная змейка» (игрушка-забава)

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином.

Февраль

1.«Самолет в небе»

Продолжать осваивать приемы пластилинографии: раскатывание колбасок, расплющивание их на шаблоне (небо), сплющивание хвоста самолета. Работать по образцу воспитателя, радоваться полученному результату, воспитывать аккуратность в работе.

2.«Флажок»

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять « горошины» на шаблон флажка. Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

3.«Витаминки в баночке»

Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики разного цвета на одинаковом расстоянии друг от друга. Формировать интерес детей к работе с пластилином.

Март

1.«Бусы для Люси»

Продолжать учить лепить бусы (маленькие шарики)пальцами рук,  использовать разные цвета-красный, жёлтый, зелёный, синий. Развивать чувство ритма. Воспитывать желание подарить красивые «бусы» куколке.

2.«Солнышко лучистое»

Продолжать освоение приемов пластилинографии.  Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на шаблоне, раскатывать колбаски (лучики), прилеплять к шаблону. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику.

3.«Сосульки плачут кап-кап-кап»

Закреплять приемы работы с пластилином: раскатывание палочек разной длины, придавливание их к картону, побуждать делать капельки: отщипывание маленьких кусочков, раскатывание двумя пальцами, придавливание к сосульке.

4.«Заборчик для домика». Закреплять приемы пластилинографии: раскатывание колбасок (одинаковых), присоединение их друг к другу возле нарисованного домика. Развивать силу пальцев.

Апрель

1.«Цветы для Мишки»

Продолжать учить приёмам раскатывания и надавливания маленьких комочков пальцами рук, получая различные варианты цветов.  Развивать мелкую моторику рук, познавательные процессы,творчество.Воспитывать аккуратность,усидчивость,навыки самостоятельности и самоанализа.

2.«Светофор»

Закрепить цвета светофора. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на шаблоне (светофор) раскатывать палочку, прилеплять к шаблону. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику.

3.«Облачко»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, размазывания).

4.«Украшаем пасхальное яйцо»

Познакомить с праздником Пасхи. Закреплять приемы пластилинографии: отщипывание маленького кусочка, раскатывание шариков двумя пальцами, придавливание к шаблону яйца. Побуждать использовать несколько цветовдля создания яркого красочного образа. Вызвать желание порадовать близких людей.

Май

1.«Набухают почки- распускаются листочки»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски, длинные и короткие веточки дерева. Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки.

2.«Салют Победы»

Познакомить с праздником День Победы, с праздничным салютом, закрепить приемы пластилинографии: раскатывание разноцветных колбасок, раскатывание шариков, придавливание их к основе (картон). Развивать силу пальцев.

3.«Гусеница»

Учить детей действовать по показу – скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

4.«Божья коровка»

Закреплять приемы пластилинографии: раскатывание шарика большого и маленького, сплющивание, придавливание к шаблону (листик), отщипывание маленьких кусочков, раскатывание шариков двумя пальцами (черные точки) придавливание шариков к туловищу, для завершения образа сделать усики и лапки.