Дистанционное обучение 02.04.20г, география, Мастер НХП, 1 курс

Хертек Долбан Дуюговна

География 02.04.20г Мастер НХП, 1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : История формирования его политической карты

 

ЦЕЛИ:

- выявить особенности влияния различных исторических эпох на формирование политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги,

- рассмотреть формы государственного строя и государственного устройства на примере отдельных стран.  

ЭПИГРАФ:

 «Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире или их внутреннюю политико-административную структуру. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии».

ХОД УРОКА:

  1. Мотивационный блок.
  • В чем же заключается главная функция политической карты мира?
  • Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе, вы согласны?
  • Какие процессы не отражает (и не способна отразить) политическая карта мира? Почему?

(Прежде всего: это районы межнациональных конфликтов, уровень экономического развития, форму государственного устройства и правления, межгосударственные союзы и международные политические организации и другие.)

II. Содержательно-процессуальный блок.

  1. Этапы формирования политической карты мира.
  • В своем развитии политической карты мира условно выделяют несколько периодов ее формирования:

А) древний период (до V века),

Б) средневековый период (V-XV века),

В) новый период (XV-XVI века),

Г) новейший период:

  • появление социалистических стран (с 1917 года),
  • распад колониальных империй (с 60-х годов),
  • образование новых суверенных государств (с 90-х годов).

       Тем не менее, главные средства территориальных изменений мало менялись на протяжении смены общественных формаций.  На конкретных примерах докажите или опровергните эту мысль.

  • На протяжении ХХ века изменения на политической карте происходили (и происходят) значительно чаще, чем в предыдущие периоды. С чем это связано?
  • Изменения на политической карте носят различный характер. Прежде всего, специалисты отмечают ее количественные и качественные изменения. Какие из указанных сдвигов на политической карте характерны для России?
  • Какие из них – отмечались в прошлом?
  • Какие из указанных качественных и количественных изменений для России не характерны? Почему?
  1. Государство и территория государства.  

       Государство – результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества.

       Территория государства  – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом  определенной страны. В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды (в том числе территориальные – 12 миль)  и, лежащие над сушей и водами, воздушное пространство. Международное право запрещает нарушение границ  другого государства и тем более, насильственный захват чужих территорий. Все территориальные споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами.

  1. Государственный строй и государственное устройство.

       Главные объекты политической карты мира – суверенные государства.

1900 год – 55 суверенных государств

1914 год – 71

1947 год – 81

1959 год – 92

1990 год – 171

1994 год – из более 200 стран – более 180

  • Существует  какая - либо  закономерность в количественном росте суверенных государств в ХХ веке?
  • Какие факторы влияют на их рост?

       Вывод: образование, становление, развитие независимых государств, как и распад или ликвидация их суверенитета, установление, изменение или перекройка границ – сложнейшие исторические процессы, определяемые множеством внутренних и внешних факторов – политических, социальных, экономических, этнических, конфессиональных и других. Часто при этом на многие годы, иногда на века, остаются не решенными сложные проблемы жизни стран и народов. Нередко в их числе противоречия по территориальным, пограничным и связанным с ними вопросам.    

  • Какие формы организации государства имеют суверенные страны?

-   Приведите примеры стран с разными формами государственного строя.

                                 Монархия

   Республика

   (более 140)

Абсолютная

Конституционная

  Теократическая

Бруней, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман и другие.

Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и другие.

Ватикан

Россия, США, Китай, Иран, Афганистан, Египет, Эфиопия и другие.

  • Приведите примеры различных форм правления республикой.

Парламентская форма  правления

Президентская форма правления

Смешанная форма правления

Италия, Германия, Австрия, Ирландия, Индия.

Россия, США, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Коста–Рика.

Франция, Португалия, Финляндия.

  • Приведите примеры стран с различным государственным устройством.

Унитарное

Государство

Федеративное

Государство

     Конфедерация – форма федеративного государства

Великобритания

Франция

Италия

Япония

Венгрия и другие

Россия, Австрия, Бельгия, Германия, Югославия, Индия, Малайзия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан, Коморские острова, Нигерия, ЮАР, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Австралия, Микронезия.

Швейцария – союз суверенных государств (союз независимых кантонов, объединившихся для проведения единой политики нейтралитета и защиты страны от внешних врагов).

Типология стран.

  1. Главные критерии типологии стран.
  2. Группировка стран.
  3. Характеристика отдельных групп стран (по выбору учащихся и учителя).

Например, страны мира, не имеющие выхода к открытому морю.

Ближнее    Зарубежье

Зарубежная   Европа

Африка

Зарубежная  Азия

Латинская  Америка

Армения

Казахстан

Кыргызстан

Туркменистан

Узбекистан

Молдова

Андорра

Австрия

Венгрия

Лихтенштейн

Люксембург

Македония

Чехия

Словакия

Швейцария

Боствана          Буркина-Фасо

Бурунди           Замбия

Зимбабве          Лесото

Малави             Мали

Нигер                Руанда

Свазиленд         Уганда

ЦАР                  Чад

Эфиопия

Афганистан

Бутан

Лаос

Монголия

Непал

Боливия

Парагвай

          ВВП (валовой внутренний продукт)  –  стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия.

        ВНП (валовой национальный продукт)  – это ВВП за вычетом прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей.

ООН классифицирует страны по величине ВВП на душу населения  следующим образом:

  • богатые страны – более 20 000 долларов в год (Швейцария, Швеция, Бельгия, Дания, Исландия),
  • состоятельные страны – 15 000-20 000 долларов в год (США, Норвегия, Япония, Канада, Финляндия, Великобритания),
  • страны среднего достатка – 10 000-15 000 долларов в год (Франция, Австрия, Нидерланды),
  • страны удовлетворительного достатка – 5 000-10 000 долларов в год (Россия, Испания, Ирландия),
  • бедные страны – 3 000-5 000 долларов в год (Греция, Польша, Румыния, Португалия),
  • очень бедные страны – 1 500-3 000 долларов в год (значительная доля стран в Африке и Азии),
  • беднейшие страны – до 1 500 долларов в год  (Буркина-Фасо, Мали, Сомали, Чад, Эфиопия, Бангладеш).

       Кроме того, развитые страны подразделяются:

  • страны – лидеры (высокоразвитые: США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР),
  • Западно -Европейские страны (Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария и другие),
  • НИС - новые индустриальные страны (Сингапур, Республика Корея, Аргентина, Бразилия и другие),
  • Республики бывшего СССР и большинство стран Восточной Европы.

       Развивающиеся страны подразделяются:

  • на страны, совсем недавно освободившиеся от колониального гнета на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании,
  • государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии интенсивной трансформации.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

  • С какими трудностями вы сталкивались при классификации стран?
  • Что удалось? С чем на сегодняшний день не справились?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать реферат на тему: Географическое положение и границы России