Статья

Халилова Регина Фановна

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRIMARY GENERAL EDUCATION

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл halilova._statya.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRIMARY GENERAL EDUCATION

Халилова Регина Фановна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ д.Кабаково,

Кармаскалинский район,

Республика Башкортостан

Аннотация. В статье рассказывается о цифровой образовательной среде в начальном общем образовании.

 Abstract. The article describes the digital educational environment in primary general education.

Ключевые слова: начальное общее образование, цифровая образовательная среда, младший школьный возраст.

Keywords: primary general education, digital educational environment, primary school age.

  Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает возможности для передачи, хранения и поиска информации. Эти компетентности развивают самостоятельность у младших школьников.

  Хотим мы или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу жизнь. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без гаджетов, без выхода в онлайн режим.

  Одна из задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должны быть в том числе и умения по использованию средств информационно-коммуникационных технологий для решения познавательных задач; умение различными способами поиска информации (в справочных источниках, открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).

  Младший школьный возраст хорош для того, чтобы дать основу для умения и желания учиться, правильно уметь вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности. Готовясь к урокам, каждый день думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний. С помощью современных технологий мы можем сделать не только урок интересным, но и даем возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров развивать свои знания.

  Заинтересовать в процесс обучения «рожденного в цифре ребенка» без естественной для него среды, становится все сложнее и сложнее. Но учитель, как никто другой понимает, что самое эффективное обучение - это обучение, связанное с жизнью. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды, которое сегодня имеет уникальные возможности для повышения качества обучения, стало весьма актуальным.

   ЭОР - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [6].

Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме для использования которого необходимы средства вычислительной техники [1, с.10].

Доступность электронных ресурсов обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними бесплатно в любое удобное время. Особенно актуально при работе с детьми, которые обучаются дома, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу.

Использование ЭОР дает учителю возможность, обеспечить его такими средствами, которые позволяет решить не решавшиеся ранее проблемы, например:

- повышают качества самоподготовки после уроков;

- электронные ресурсы помогают там, где у учителя не хватает времени для устранения пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

- средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

- открывает доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.

Для учителя электронная среда даёт наибольший эффект при использовании:

– в проектной деятельности, при создании материалов к урокам, презентаций, повышается наглядность предъявляемого материала, расширяются рамки урока за счёт использования всего богатства электронной среды;

– в качестве контроля, применяя различные виды тестирования;

– при выступлении на родительских собраниях, педсоветах, методических объединениях, семинарах, появляется возможность обмениваться актуальной информацией, и т.

Учащимся электронная среда помогает в следующих случаях:

– для более глубокого восприятия учебного материала, самостоятельному усвоению дисциплин, повышению мотивации к изучению тем;

– выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности;

– овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

– для контроля качества самообразования; и т.

   Интернет предоставляет такое огромное количество программных и коммуникационных возможностей, что иногда теряешься в этом океане современных сервисов. Выделю некоторые из них, которые я использую в своей работе.

   В наше время актуально сетевое взаимодействие педагогов в условиях информационно-образовательной среды. Существует много сайтов для учителей, я пользуюсь сайтами «Мультиурок», «nsportal.ru» где могу выкладывать свои методические разработки, воспитательные планы, внеклассные мероприятия, статьи.

  Я использую Яндекс. Учебник — это сборник заданий по математике и русскому языку для учеников 2-4 классов. С его помощью можно существенно сократить рутинную работу учителя. Ещё Сухомлинский говорил, что свободное время учителя — важнейшее условие его духовного роста. Все задания Яндекс. Учебника составлены с учетом ФГОС и примерных рабочих программ по предметам. Можно быстро найти задания, как для всего класса, так и для отдельных групп и учеников.  Благодаря этой платформе учитель может посмотреть в каких заданиях допустил ученик ошибки, а какие задания выполнил правильно. Здесь мы видим даже количество потраченной  времени на выполнение задания.  Платформа легка в использовании и совершенно бесплатна.

   Следующая платформа которая мне очень нравится - это Учи.ru. Для поддержания интереса к учебе так важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно поэтому принципу построена работа на платформе «Учи.ru». Выстраивается индивидуальная траектория для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с оптимальной скоростью и количеством повторений и отработок [8]. Мои ученики работают на данной платформе дома, они выполняют различные задания. Очень удобно, что я могу посмотреть в каких заданиях ученик допустил ошибку, сколько попыток он использовал. Сама создаю проверочные работы и система автоматически проверяет, ставит оценки, также можно выдать работу над ошибками ученику, который не правильно решил. На этой платформе мы можем с учениками участвовать во внутренних, и во всероссийских олимпиадах.  

  После уроков проводим  внеурочную деятельность, различные ее формы, где широко используются современные технологии: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеклассных занятий, классных часов, игр с использованием компьютерных технологий. Одним из видов использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, используют для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи.

  Сегодня в школе также появилась возможность взаимодействия с родителями через электронную среду. Электронные дневники позволяют донести единую информацию до всех родителей, учитель и родители могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители могут видеть результаты обучения своих детей и оценку учителя с помощью электронного дневника.

  Таким образом, уроки с использованием электронной образовательной среды – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования и повышение мотивации к обучению.

Литература

  1. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. - 320 с.
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
  3. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
  4. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. – 12 с.
  5. https://infourok.ru/konspekt-eor-kak-sredstvo-obucheniya-868307.html
  6. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27431
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-kak-instrument-obucheniya
  8. https://multiurok.ru/files/interaktivnaia-obrazovatelnaia-platforma-uchi-ru-k.html