Результаты педагогической деятельности

Колмакова Людмила Михайловна

Выступление  на Республиканской научно-практической конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ГБОУ «СКОШИ №62 III-IV ВИДА», КАК МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Колмакова Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы, тифлопедагог.

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 62 III-IV вида»,

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ.

E-mail: lud.colmackova@yandex.ru 

 

Любая деятельность может быть творческой, если человек относится к ней заинтересованно, нестандартно, с вдохновением. Раньше развитие творческих способностей считали уделом детей способных, одаренных, именно с ними и строилась такая работа, но по исследованиям Ю.Б. Гатанова, автора программы курса творческого мышления, оказалось, что творческое мышление возможно развить у всех нормальных и даже у отстающих в развитии детей [1]. Это связано с тем, что при выполнении творческих заданий не существует неправильных ответов, поэтому каждый учащийся способен справиться с ними на своем уровне и в собственном темпе. Каждый ребенок может творить, используя имеющиеся у него знания и опыт, его личные переживания - а это вместе с основными формами деятельности являются главными факторами развития.

Традиционно развитие творческих способностей связывается с дополнительным образованием (танцы, музыка, изобразительное искусство и т.д.), однако творческая активность может проявляться и на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности на уроках русского языка и литературы для детей с особыми образовательными потребностями предоставляет:

  • ресурс для обучения;
  •  повышение учебной мотивации;
  •  развития позитивной самооценки и чувства самореализации [2].

Основной механизм развития творческого потенциала – не обучение какому-либо ремеслу (хотя и это тоже важно), а осознание слепого и слабовидящего ребенка, с помощью взрослых, себя творцом. В связи с этим, очень важна на уроках русского языка и литературы поддержка его инициатив и направление их в русло продуктивной деятельности. Такая поддержка оказывается, например, с помощью сочинения стихов, метода проектов по описанию пейзажа писателями, художниками, композиторами, участия во внеурочных мероприятиях.

Также для развития творческой активности ребенка с нарушением зрения очень важна позиция партнерского общения на уровне «Взрослый-Взрослый», на равных, как с коллегой, на уровне наставничества - фасилитаторства «Учитель – ученик».

Всем детям нужно читать и заучивать наизусть стихи, чтобы развивать память, воображение, интеллектуальные способности. Кроме того, знакомясь с поэзией, обучающийся, наверняка, попробует сочинять свои собственные стихотворения.

При наличии таланта и тяги к стихосложению человек с помощью поэзии может уже в детские годы определиться со своим будущим призванием. Своеобразие восприятия слепых детей оказывает влияние на формирование представлений. Представления незрячих людей обеднены и фрагментарны.  Проведенное А.А. Крогиусом исследование памяти слепых позволило ему утверждать, что процесс заучивания как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Объем памяти у слепых по сравнению со зрячими, увеличен на 0,7 процентов для слов, обозначающих зрительные образы, и на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.

Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого материала. Имеются трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, которые связаны с нечетко воспринимаемыми качествами объектов. Есть трудности дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводящие к недостаточности логической памяти.

В связи с этим, зрительные предметные представления у лиц с нарушением зрения становятся схематичными и фрагментарными. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию. Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования характерны также  и для воспроизведения.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира в процессе становления личности. Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения – мимика, пантомимика, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Но слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют такие же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от зрячих. Поэтому незрячие дети могут свободно сочинять стихи, рисовать словесные рисунки на любые текстовые произведения, а также сравнивать музыкальные произведениями с любым пейзажем, принимать участия в конкурсах выразительного чтения стихотворений.

А.М. Матюшкин утверждает, что основу развития творческой активности составляют не тренировка и обучение, а поощрение самих актов творческой активности. Одна из педагогических задач - диалогичность взрослого и ребенка в процессе общения [3].

Несмотря на то, что исследования показывают на то как знания и возможности детей в процессе обучения растут, желание проявлять творческие способности от дошкольного возраста к последнему классу школы падает, развитие творческой активности детей с особыми образовательными потребностями является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования. Современный быстроменяющийся мир требует от выпускника нашей школы обладания способности быстро ориентироваться в информационном потоке, делать осознанный выбор и ставить цели, принимать самостоятельные решения, то есть быть творческой личностью..

 

Список литературы:

  1. Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления. - Санкт-Петербург. -1999.
  2. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция. - М. – 2006.
  3. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы педагогики.- № 482.