Методические разработки уроков

Аясмаа Александровна Лакпар

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе по теме: "Доказательства эволюции человека от животных"

Презентация о самоанализ проведенного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologichekaya_karta_11_klass_otkrytyy_urok.doc243 КБ
Файл 11_klass_biologiya.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор-разработчик

Лакпар Аясмаа   Александровна

Учебная дисциплина

Биология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Класс

11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Формируемы   е компетенции

                                                                 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Осуществлять                                                                                                                                                      поиск информации,  необходимой для эффективного применения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       полученных биологических знаний                                                                                                                                                                                                                задач.

Тема раздела рабочей программы

Антропогенез

Тема урока

Доказательства происхождения человека от животных.

Вид урока

Открытие новых знаний

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Сформировать понятия

- гоминиды;

- антропогенез;        

- эмбриогенез;

-палеонтология;

-атавизмы;

- рудименты.

Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.  Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии.

Методы обучения

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод построения кластера.

Результаты обучения

Освоенные умения

Усвоенные умения

Знать систематическое положение человека в органическом мире.

Сравнение различных признаков биологических признаков.

Знать понятия  семейство гоминиды, эмбриогенез, палеонтология, атавизмы и рудименты. Уметь различать доказательства происхождения человека, определять сходства и различия человека и животных.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Технические средства обучения

Дидактический материал

литература

Наглядные пособия

Персональный компьютер, мультимедиа проектор,

тематическая презентация, задания для закрепления

Задания для прохождения этапов урока.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов,Н.И.Сонин

10-11 кл.Общая биология.

Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/.- М.: Дрофа, 2004.-141

Дрофа 1999 г. C.466-468.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

1-2 минуты

Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга (хлопаем в ладоши), сегодня пожелаем  друг другу плодотворной работы.

Спасибо, садитесь, пожалуйста.  

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Актуализация знаний.

5-7 минут

Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера

Продолжаем изучение раздела “Эволюция органического мира”, но прежде чем перейти к изучению сегодняшней темы, давайте вспомним материал предыдущей. Что такое филогенез ? Историческое развитие организмов у нас отражает филогенетическое древо животного мира. Вы получали домашнее задание нарисовать филогенетическое древо развития органического мира. Пожалуйста кто-сделал домашнее задание сравните его с эталоном.

Теперь найдите пожалуйста  здесь человека. Какое положение он занимает   среди огромного разнообразия органического мира?

Задание: Сделать систематику положения человека в системе животного мира. Используя учебник на странице

466 обосновать принадлежность человека к определенному таксону. (Работа у доски 1 учащийся)

Царство Животные

Тип    Хордовые

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек Разумный

Критерии таксона вывести на слайд

Вспоминают ранее изученный материал.

Высказывают суждения.

Выполняют проверку домашнего задания  дополняют своими примерами.

Постановка темы и  целей урока

5 минут

Так, ребята сейчас для того  чтобы приступить к нашей теме я прочитаю вам стихотворение Эразма Дарвина

Мы откуда появились?

Звезд далеких порожденье?

Или все ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил душой создатель?

Или разум как зарница,

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!

Скрыто тайной все навеки…

Но откуда не взялись б мы

Раз, возникнув человеком,

Надо, чтоб мы им остались.

Ответьте на вопросы:

1.О чем идет речь в данном стихотворении?

2. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Сформулируйте цель урока.

Используя опорные слова:

1.Ознакомиться с основными группами доказательств происхождения человека от животных

2. Сравнивать человека с другими животными

3. Применять теоретические знания на практике.

Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы.

Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.

Формируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняют причину возникшего затруднения (т. е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с преподавателем главный вопрос занятия.

 Осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения

Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Работают в парах.

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и обсуждают его с преподавателем.

Изучение нового материала

(метод построения кластера)

15 минут

Споры о происхождении человека не прекращаются на протяжении столетий. Это одна из самых интригующих глав эволюции жизни на Земле. А вообще в современном цивилизованном обществе мысль о естественном происхождении человека широко распространилась чуть больше ста лет назад, после выхода в свет замечательной работы Ч.Дарвина “Происхождение человека и половой отбор”.

Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с

Доказательства происхождения человека от животных.

Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных;

Эмбриологические – сходные этапы зародышевого развития и человека и животных;

Палеонтологические – находки останков древних человекоподобных существ;

Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных;

Сравнительно – анатомические – единый план строения тел человека и животных, наличие у человека рудиментов и атавизмов;

Генетические – сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.

Вывести в слайд схему кластера.

Вот ребята мы изучили наши доказательства.

Какую мы поставили вторую цель?

Теперь посмотрим  от каких животных мы могли унаследовать признаки?

Задание: На доске сравнить в виде таблицы признаки человека сопоставить с рисунками

Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

Генетический код митохондрий

Прокариоты

Двусторонняя симметрия тела

Предшественники ранних хордовых

Костный скелет

Рыбы

Пятипалые конечности

Земноводные

Легочное дыхание

Земноводные и пресмыкающиеся

Удлиненные конечности, дифференцировка зубов, Теплокровность.

Примитивные млекопитающие

Плацента, живорождение.

Ранние плацентарные животные

Составляют кластер занятия, дают определение понятиям «- гоминиды;

- антропогенез;        

- эмбриогенез;

-палеонтология;

-атавизмы;

- рудименты», сравнивают с образцом, при необходимости корректируют свои записи.

Закрепление

10 минут

А сейчас вы, в процессе самостоятельной работы, ответите на вопросы, которые мы все вместе обсудим и сделаем выводы. 

Задания на карточках разделившись на три группы.

Вопросы: Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

Пояснение.

1) Признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;

2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены переходят в "спящее" состояние и признаки не проявляются в фенотипе;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение развития организма, проявляются признаки древних предков.

 2 вопрос: Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

 

МЕТОД

А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля

Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития

В) рудимент тазового пояса питона

Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека

Д) филогенетический ряд моллюсков

Е) окаменелость белемнита

 

1) сравнительно-анатомический

2) эмбриологический

3) палеонтологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

3 группа:

Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?

Пояснение.

1) Увеличение первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышц. Гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, а также сжимать их с необходимой силой и точностью.

2) Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, позволило освоить профессии: врача хирурга, ювелиров.

3) Большой палец противопоставлен всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.

Проведение физкультминутки если время останется.

Работают в группе.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксируют в тетрадях свои ответы

Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самоконтроль.

Корректируют свои записи.

Анализируют информацию, дают обоснование.

Подведение итогов урока

5 минут

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия.

Стимулирует участие всех обучающихся. Корректирует ответы.

Рефлексия

2

минуты

Теперь оценим себя

Для оценивания своей деятельности нам нужно наше дерево знаний:

Записывают на листке :

Я узнал

Я могу

Я Хочу

И прикрепляют на доску

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формируют и записывают то, что узнали на уроке.

Домашнее задание

1-2 минуты

В качестве домашнего задания  вы можете:

  1. Подготовить сообщение « В мире фактов о Человеке»
  2. Творческое задание: взять интервью у учителей истории и географии что говорят эти науки о происхождении человека.

Ребята, таким образом  мы сегодня прошли тему: Доказательства происхождения человека от животных»

Я нам всем  пожелаю  чтобы эволюция никогда не превратила нас назад в человекоподобных обезьян.

Спасибо всем за урок

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.


Приложение 1

Сделать систематику положения человека в системе животного мира. Используя учебник на странице

466 обосновать принадлежность человека к определенному таксону. (Работа у доски 1 учащийся)

Царство Животные

Тип    Хордовые

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек Разумный

Критерии таксона вывести на слайд

Эразм  Дарвин

Мы откуда появились?

Звезд далеких порожденье?

Или все ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил душой создатель?

Или разум как зарница,

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!

Скрыто тайной все навеки…

Но откуда не взялись б мы

Раз, возникнув человеком,

Надо, чтоб мы им остались.

Приложение 2.

          2. Задание: На доске сравнить в виде таблицы признаки человека сопоставить с рисунками

Генетический код ядра

Первые одноклеточные эукариоты

Генетический код митохондрий

Прокариоты

Двусторонняя симметрия тела

Предшественники ранних хордовых

Костный скелет

Рыбы

Пятипалые конечности

Земноводные

Легочное дыхание

Земноводные и пресмыкающиеся

Удлиненные конечности, дифференцировка зубов, Теплокровность.

Примитивные млекопитающие

Плацента, живорождение.

Ранние плацентарные животные

Работая с учебником заполните таблицу

Приложение 3.

Задания на карточках разделившись на три группы.

1 группа

Вопрос: Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните.

Пояснение.

1) Признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;

2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены переходят в "спящее" состояние и признаки не проявляются в фенотипе;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение развития организма, проявляются признаки древних предков.

   2 группа

    Вопрос: Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР

 

МЕТОД

А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля

Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития

В) рудимент тазового пояса питона

Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека

Д) филогенетический ряд моллюсков

Е) окаменелость белемнита

 

1) сравнительно-анатомический

2) эмбриологический

3) палеонтологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

1) сравнительно-анатомический: В) рудимент тазового пояса питона; Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека (как атавизм);

 

2) эмбриологический: Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития;

 

3) палеонтологический: А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля; Д) филогенетический ряд моллюсков; Е) окаменелость белемнита

3 группа

Вопрос: Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью?

Пояснение.

1) Увеличение первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышц. Гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, а также сжимать их с необходимой силой и точностью.

2) Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, позволило освоить профессии: врача хирурга, ювелиров.

3) Большой палец противопоставлен всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.

Биологический словарь

Гоминиды- (лат. Hominidae) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян

- антропогенез- это раздел антропологии, изучающий происхождение человека

- эмбриогенез- внутриутробное развитие организма, начиная с момента зачатия  до рождения.

-палеонтология- наука изучающая ископаемые останкаи растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид

-атавизмы- появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам

- рудименты- органы, утратившие свое основное значение в процессе эволюционного развития организма

Литература:

1. В. В. Пасечник . Биология. 11 кл. Общая биология: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141

Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.


Самоанализ урока


Урок проходил в 11 классе, предмет биология, в классе 6 человек, на уроке присутствовало 6.

Тема урока: «Доказательства происхождения человека от животных.

Тип урока:  усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Цель урока:

Задачи: 

Обучающие: Способствовать формированию основных биологических понятий на базовом уровне, понятий: - гоминиды; антропогенез; эмбриогенез; палеонтология; атавизмы; рудименты.

 Умения решать ситуационные  задачи на применение биологических закономерностей и приводить примеры доказательств происхождения человека от животных.

Развивающие задачи: Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умение давать обоснованный и развернутый ответ, для получения баллов в заданиях ЕГЭ по биологии. 

Воспитательные задачи: Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.  Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, беседа, работа с текстом учебника и метод кластера, сравнение биологических понятий.

На уроке формировались следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования путем проведения  рефлекции.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.

Урок состоит из  этапов:

1.Организационного -  задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы -эмоциональный и психологический настрой.

2. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.

Учащимся предлагается найти положение человека в филогенетическом древе. Описать его положение в системе органического мира. Дать обоснование принадлежности к определенному таксону. Для ответа на поставленный вопрос на доске расположены  таксоны для систематики - один учащийся определяет систематическое положение человека, распределяя по таксонам. Другие работая с учебником дают обоснование принадлежности к таксонам.

4. Изучение нового материала.

В процессе объяснения через каждые несколько минут задаю интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, доказательства происхожения человека от животных. На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.

5. Первичная проверка усвоения знаний. Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме «Биологического словаря».

6. Контроль и самопроверка знаний. Работа в группах, выполнение заданий с взаимопроверкой.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке. Проведена в виде беседы и заполнения дерева знаний «Я знаю…Я могу…Я хочу». Создавалась ситуация успеха и самооценки ученика.

8. Информация о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение

  • 1.Подготовить сообщение « В мире фактов о Человеке»
  • 2.Творческое задание: взять интервью у учителей истории и географии что говорят эти науки о происхождении человека.

Творческое задание дано для установление взаимосвязи биологии с другими школьными предметами.

Вывод: Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся поддерживалась разнообразными заданиями.

 Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Считаю, что урок цели достиг. По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок учащимся понравился.

Одно из самых немаловажных акцентов на уроке- упор на задания ЕГЭ по разделу «Эволюция».                                    


 МБОУ СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,  

а факел, который надо зажечь

Плутарх

Разработка открытого урока по биологии

на тему:

«Доказательства происхождения человека от животных»

                                                                            Составила: учитель биологии

                                                                                                         Лакпар А.А

Суш 2020г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филогенетическое древо животного мира

Слайд 2

Положение человека в системе органического мира Царство Животные (гетеротрофы по способу питания) Тип Хордовые (формирование хорды в эмбриогенезе) Класс Млекопитающие ( Живорождение, постоянная t тела, вскармливание молоком) Отряд Приматы (есть сходство с обезьяно Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек Разумный

Слайд 3

Мы откуда появились? Звезд далеких порожденье? Или все ж планете нашей Мы обязаны рожденьем? Наделил душой создатель? Или разум как зарница, Вспыхнул в теле наших предков ? Как могли мы появиться?! Скрыто тайной все навеки… Но откуда не взялись б мы Раз, возникнув человеком, Надо, чтоб мы им остались.

Слайд 4

Your footer here 4 Доказательства Палеонтологические Эмбриологические Физиологические Биохимические Сравнительно-анатомические Генетические Атавизмы Рудименты

Слайд 8

Примеры сравнительно-анатомических доказательств в современное время Хвост у людей — это атавизм. Его формирует зародышевая ткань в том случае, если развитие человеческого зародыша слегка отклоняется от нормы, а происходит это редко. В то же время хвост у человека как атавистический отросток — это наглядное доказательство, что у далеких предков homo sapiens хвост, без сомнения, присутствовал.

Слайд 9

Волосатость тела у человека

Слайд 10

Биологический словарь Гоминиды - (лат. Hominidae ) — семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян - антропогенез- это раздел антропологии, изучающий происхождение человека - эмбриогенез- внутриутробное развитие организма, начиная с момента зачатия до рождения. -палеонтология- наука изучающая ископаемые останкаи растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид -атавизмы- появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам - рудименты- органы, утратившие свое основное значение в процессе эволюционного развития организма

Слайд 11

Умение рассуждать и излагать свою точку зрения 1 группа Вопрос: Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы? Ответ поясните. Пояснение. 1) Признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека; 2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены переходят в "спящее" состояние и признаки не проявляются в фенотипе; 3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и происходит нарушение развития организма, проявляются признаки древних предков.

Слайд 12

ПРИМЕР МЕТОД А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития В) рудимент тазового пояса питона Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека Д) филогенетический ряд моллюсков Е) окаменелость белемнита 1) сравнительно-анатомический 2) эмбриологический 3) палеонтологический А Б В Г Д Е 3 2 1 1 3 3 2 группа Вопрос: Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Слайд 13

3 группа Вопрос: Укажите эволюционные черты передних конечностей у человека. Какие изменения в передних конечностей позволили человеку овладеть трудовой деятельностью? Пояснение. 1) Увеличение первого пальца руки со сложной дифференциацией его мышц. Гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, а также сжимать их с необходимой силой и точностью. 2) Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, позволило освоить профессии: врача хирурга, ювелиров. 3) Большой палец противопоставлен всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.

Слайд 14

Признак Генетический код ядра Первые одноклеточные эукариоты Генетический код митохондрий Прокариоты Двусторонняя симметрия тела Предшественники ранних хордовых Костный скелет Рыбы Пятипалые конечности Земноводные Легочное дыхание Земноводные и пресмыкающиеся Удлиненные конечности, дифференцировка зубов, Теплокровность. Примитивные млекопитающие Плацента, живорождение. Ранние плацентарные животные От кого унаследован?