Материалы для родителей

Букнис Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ ОБ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

Речь в жизни каждого человека играет огромную роль, потому что помогает нам понимать друг друга. Очень важно, чтобы она была не только четкой и понятной, но и правильно выстроенной грамматически. Для того чтобы вовремя исправить речевые дефекты, родителям следует обращать особое внимание на следующие моменты:

  1. Первая речевая реакция – крик. Он должен возникнуть при рождении и в дальнейшем сопровождает потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.)
  2. С 3 до 6 месяцев кроха учится произносить сначала гласные звуки, затем соединяет их с согласными - «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» (гуление)
  3. В 6 месяцев появляется лепет - малыш начинает произносить слоги, которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит кроха, обращаясь именно к маме.
  4. К году ребенок понимает более 20 слов и произносит 5-10 облегченных (лепетных) слов
  5. С 1,5 лет малыш учится произносить полные слова, объединяя их между собой и образуя предложения.
  6. К 3 годам ребенок согласовывает слова в числе, падеже и роде.
  7. С трех до семи лет объем словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

В случае если у вашего ребенка выпал какой-либо из перечисленных этапов, следует незамедлительно обратиться к специалисту, который ускорит процесс становления речи и тем самым поможет достичь возрастной нормы.

Если ребенок прошел все стадии становления речи, но при этом отмечаются дефекты произнесения звуков, родителям рекомендуется дождаться 5-летнего возраста, потому что именно в этот период заканчивается развитие звуковой стороны речи в норме.

При желании родителей можно поставить и ввести в речь звуки и ранее, но это налагает дополнительную нагрузку на ребенка. Он в силу возраста еще не готов к занятиям психологически, поэтому процесс коррекции звукопроизношения будет более длительным и сложным.

Многие родители хотят осуществить преждевременную коррекцию звукопроизношения, потому что переживают, что не успеют закончить до школы, но это заблуждение, потому что ребенок, у которого речь формировалась вовремя, но нарушено произношение большого количества звуков, очень быстро исправляется и двух лет с 5-лнетнего до 7-летнего возраста ему вполне достаточно.

Заботьтесь о своих детях вовремя!



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Букнис О.В., учитель-логопед, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобра-зовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области

Результативность логопедической помощи ребенку напрямую зависит от взаимодействия всех участников коррекционного процесса - ребенка, родителей, педагогов. Так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, большая роль в исправлении речи отводится взаимодействию родителей с ребенком посредством осуществления рекомендаций учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Важными условиями в реализации этого направления являются заинтересованность и активное участие со стороны родителей. Наблюдая за удачами и неудачами ребёнка при выполнении заданий, взрослые без труда смогут определить, насколько дошкольник подготовлен к школе и на какие стороны подготовки следует обратить особое внимание. В сотрудничестве родителей и учителя-логопеда значительная роль отводится домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание - это рекомендации учителя-логопеда родителям по исправлению речи их детей в виде различных заданий, направленных на закрепление полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Большинство из них можно осуществить в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание ребенка. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции. Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям.

Обычно свои рекомендации учитель-логопед прописывает в специальной индивидуальной тетради ребенка, но если у родителей возникают вопросы по их выполнению - они могут обратиться к специалисту за помощью. В процессе индивидуальной консультации учитель-логопед подробно разберет все задания и разъяснит пути их выполнения.

Рекомендации логопеда

включают несколько направлений работы:

  • Задания на развитие направленной воздушной струи.
  • Задания на развитие артикуляционной моторики. К ним относят массаж, самомассаж и артикуляционную гимнастику. Чаще всего используется артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
  • Задания на развитие фонетико-фонематических процессов и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза, например, отгадать звуки музыкальных инструментов с закрытыми глазами; хлопнуть, как только услышит определенный звук; отгадать, чья песенка прозвучала (каждый звук – чья-то песенка) и др.
  • Задания на автоматизацию поставленного звука - правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка.
  • Лексико-грамматические игры и упражнения направлены на обогащение пассивного словаря, а главное - на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными, словоизменение при помощи приставок и суффиксов; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов, слов-наоборот и т.д.
  • Задания по развитию связной речи, например, построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  • Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму, например, обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений.
  • Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Основные правила работы при выполнении домашних заданий логопеда

  • Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
  • Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  • Обращайте внимание на то, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
  • Рекомендации учителя-логопеда ребенок выполняет с родителями в течение 10–20 минут ежедневно.
  • Не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу. Важно соблюдать последовательность выполнения заданий. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.
  • Перед началом работы следует внимательно прочитать задание, обсудить и проговорить с ребёнком его выполнение.
  • Не следует давать больше 2-5 заданий за одно занятие (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка).
  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток: проводите занятие в спокойной доброжелательной обстановке. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
  • Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
  • Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  • Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  • Не забывайте хвалить ребёнка не только за каждое, даже небольшое достижение, но и за старания.
  • Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка в тетрадь.
  • Артикуляционные упражнения и произнесение слогов и слов с изучаемым звуком нужно выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  • Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произнесении.
  • Если у ребенка не получается произнести четко какое-либо слово (например, «кувалда»), сначала объясните его лексическое значение (Кувалда – это ударный инструмент. Она похожа на молоток, но гораздо тяжелее и крупнее его. - Желательно показать на картинке), а затем помогите произнести по слогам, соединяя их между собой поочередно (ку-вал-да, кувал-да или ку-валда, кувалда).
  • Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью). Тетрадь со всеми заданиями сдается в понедельник и выдается на руки в четверг.
  • Графические задания ребёнок выполняет простым карандашом самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого, причем прописывает слоги, слова, предложения строго по клеткам (в старшей группе эти клетки чертит взрослый, 1 клетка = 4 клетки в тетради)
  • Все иллюстрации в тетради ребенок раскрашивает только цветными карандашами.
  • Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Литература:

  1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981. - 256 с
  3. Ефимов, О. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи / О. Ефимов. - М.: Диля, 2016. - 127 c.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998. - 320 с
  5. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в группе

компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет . — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 624 с

  1. Османова, Г. А. Логопед - родителям / Г.А. Османова. - М.: Каро, 2009. - 192 c.
  2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. Ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2007. - 224 с
  3. М.А.Поваляева Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», , 2002. - 448 с.
  4. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов / Авт.- сост. В.О. Йощенко. – М.: АРКТИ, 2008. - 248с.
  5. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия / Н.А. Седых. - Москва: Огни, 2008. - 288 c.
  6. Селиверстов, В.И. История логопедии. Учебное пособие для ВУЗов / В.И. Селиверстов. - М.: Академический проект, 2008. - 536 c.
  7. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 240 c.