Доклад на тему: "Патриотическое воспитание на уроках английского языка."

Сульдина Надежда Васильевна

Патриотическое воспитание на уроках английского языка.

 

 

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше...

Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой.

 

 

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avgustovskuyu_pedagogicheskuyu_konferentsiyu.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках английского языка.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше...

Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Алексей Николаевич Толстой.

.

Одним из требований к воспитательной деятельности учителя, закрепленных в профессиональном стандарте педагога, является «формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

Федеральный государственный образовательный стандарт чётко определяет, каких выпускников требует современное российское общество:

  • любящих свой край и свое Отечество;
  • знающих русский и родной язык;
  • уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающих мир;
  • осознающих ценность труда, науки и творчества;
  • социально-активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями,
  • осознающих свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающих других людей;
  • умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

 В настоящее время от правильно сформированной гражданской позиции молодежи зависит очень многое. В первую очередь, это будущее нашей страны, ее политический и экономический рост. Поэтому сейчас так много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

В последние годы стало заметно снижение уровня духовной культуры молодежи. Молодые люди считают примером для подражания человека без определенной культуры, достаточно циничного, но преуспевающего финансово, умеющего достичь своей цели любым путем.

 В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества.

О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними призывами и словами проблему не решить. Задача педагога – найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой Родины.

Преподавание иностранного языка в современной российской школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа.

Английский язык является средством, с помощью которого  можно рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своём личном мире. Эффективными формами воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка являются знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном селе, городе; формирование у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений. Поэтому на уроках английского языка важно стремиться подбирать такой материал, из которого обучающиеся могли бы почерпнуть знания о традициях, быте, истории и людях своей страны и изучаемого языка, использовать такие упражнения, которые способствуют развитию у учащихся умений сопоставлять факты и делать выводы. Так, к примеру, учебники для средней школы (УМК «Радужный английский») содержат разделы, посвященные разным аспектам российской культуры. Текстовые материалы о России разных жанров и форматов (текст-описание, биография) служат базой для дальнейшей речевой деятельности обучающихся с переносом на личный опыт. Среди тем этого раздела, например, встречаются такие тексты: «Факты о России» (5 кл.);  «Две столицы» (6 кл.), тексты о Екатерине II, Михаиле Ломоносове, Валерии Чкалове (8 кл.) и другие. Задания после текстов способствуют формированию ценностных ориентаций и повышают мотивацию к практическому пользованию английским языком.

Вот несколько примеров заданий, воспитательные задачи которых решаются с учетом возрастных особенностей школьников.

Учебник «Радужный английский» 5, Модуль 6 «О России»: На протяжении всего раздела мы говорим о климате, географии, ресурсах, значимых городах, а также об известных людях нашей страны. В конце модуля школьникам предлагается подготовить рассказ о России.

Учебник «Радужный английский» 6, Модуль 1 «Две столицы»:

В этом разделе мы обсуждаем достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, говорим о исторической значимости этих двух городов. В конце модуля школьникам предлагается выполнить проектную работу на тему: «Город, в котором я живу».

Учебник «Радужный английский» 7,  Модуль 1 «Школа и школьная жизнь: разобравшись в системе британского образования, школьники должны рассказать о российской системе образования.

Учебник «Радужный английский» 8,  Модуль 4 «Весь мир знает их»: В этом разделе мы обсуждаем как российских выдающихся людей, так и зарубежных. Учащимся предлагается рассказать о каком-либо выдающемся человеке, который внес вклад в развитие культуры или науки.

Учебник «Радужный английский» 9,  Модуль3,4

В этих разделах мы работаем над текстами о российских выдающихся ученых, космонавтах, актерах, затрагивается тема «Расизм». Обсуждаем детские и молодежные объединения такие как октябрята, пионеры, комсомольцы.

Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов, с помощью материалов различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантной к иностранной культуре, но и способной в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Главная цель учителя — привить учащимся уважение и любовь к своей Родине, приобщить к культуре стран изучаемого языка, а также расширить знания о культурном наследии родной страны, что позволит учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

1) Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.ug.ru/new_standards/6

2) Трубинова Е. А. Патриотическое воспитание на уроках английского языка и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1050-1053. — URL https://moluch.ru/archive/89/17823/ 

3) ФГОС ООО URL: http://standart.edu.ru/

4) УМК «Радужный английский» 5-9 кл. О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова. – М.: Дрофа, 2018