Из опыта работы по программе "Перспектива"

В Концепции модернизации образования  «…модернизация  предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся  определенной суммы знаний,  но и на развитие его личности,  его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная  школа  должна формировать целостную систему универсальных знаний,  умений,  навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

    От меня, как от  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

    Следовательно, мне необходимо  изменить атмосферу занятий, учебное  содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь,  следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.         

 

Целью  моей  работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

          Задачи:

  • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить;
  • сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

     Работая по УМК «Перспектива», в моей профессиональной деятельности  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества.

Этот методический комплект помогает развить в ребенке интеллектуально – творческую личность.  В УМК «Перспектива»  реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости.   Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах.

Учебные книги, входящие в комплект, обеспечивают личностную ориентацию обучения. Важными являются не только знания, которые нужно усвоить, но и специально разработанные способы усвоения и переработки учебной информации. Деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.

     Выбор данного комплекта  обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к  деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка, процессами гуманизации образования.
К каждому учебнику комплекта имеются рабочие тетради, что вносит разнообразие в работу над учебным материалом и снимает усталость детей от письма.
 Реализация одной из ведущих идей УМК «Перспектива» личностно- ориентированного подхода к процессу обучения позволяет мне организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне.  Построение содержания учебного материала в учебниках создает условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, обеспечивает ситуацию успеха за счет мер по преодолению трудностей обучения (логика построения содержания, способы, средства и формы организации учебной деятельности детей, система учебных заданий с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста).
      Это, в свою очередь, дает мне возможность повышать свой профессионализм, искать новые методы и формы организации урока.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  я стала внедрять в свою практику элементы технологий, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход  используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.  В изучении современных образовательных технологий я вижу пути совершенствования своей педагогической деятельности.

 В организации учебной деятельности придерживаюсь также преимущественно классических форм учебных занятий и планирую уроки в зависимости от их целей и содержания. Прежде всего - это урок изучения нового материала; урок закрепления изученного; уроки выработки умений и навыков; повторительно-обобщающие уроки; уроки контроля (проверки) знаний, умений и навыков; комбинированные уроки, включающие сообщение новых знаний, закрепление, контроль и рефлексию; уроки развития речи; нетрадиционные уроки: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-игра. На уроках применяю коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Из всего многообразия современных педагогических технологий и методов, которые помогают реально достичь цели образования в новых социальных условиях я считаю целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционными методами обучения,  среди которых я использую следующие: практический,  наглядный, методы контроля и самоконтроль.