Материалы к конкурсу "Учитель-дефектолог 2023"

Катанова Нина Михайловна

Методическая разработка на тему: мастер-класс для педагогов «Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
  2. Способствовать развитию педагогического мышления;
  3. Создавать благоприятную атмосферу для всех участников игры;
  4. Создавать условия для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов.

Оборудование: ноутбук, экран мультимедиа, калейдоскоп, разрезные фигуры, полукруг, зеркало, красный, желтый, зеленый конверты с наполнением, по количеству участников, ручки.

 

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда по использованию игровой технологии - логосказка с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие маленькой Капельки».

Видео фрагмент занятия:

https://rutube.ru/video/830ccb9ae938069b089521469eac79f6/

Цель: автоматизация звука [Р] в словах, фразах и предложениях.

Образовательные задачи: учить детей точно и полно отвечать на вопросы; формировать лексико – грамматический строй; совершенствовать грамматический строй речи; автоматизировать в речи звук [Р]; совершенствовать слоговой и звукобуквенный анализ и синтез; расширять словарный запас; совершенствовать навык составления «Синквейна».

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух и фонематическое восприятия; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; совершенствовать артикуляционную моторику; совершенствовать психофизическую сферу; развивать умение понимать и выполнять простые и сложные инструкции; развивать мелкую моторику, координацию движений; активизировать и актуализировать активный словарь.

Воспитательные задачи: формировать положительные установки на участие в занятиях; формировать умение слушать сверстников и логопеда; воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам); воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях; воспитывать инициативность, самостоятельность; воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: бусины, шнурки, изображение Капельки, изображение радуги, изображение эмоций (грусть, радость, восхищение, печаль), зеркала, коробки с песком, картинки со звуком [Р], коктейльные трубочки, картинки цветов со звуком [Р] по цветам радуги, синие, зеленые, красные магниты, магнитная доска, фломастеры, изображение солнышка, схема синквейна.

 

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Кейс-метод «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  • Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
  • Формировать у детей представления о том, как вести себя в трудных и запутанных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.

ОО «Речевое развитие»

  • Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
  • Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.
  • Пополнять словарный запас.
  • Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.

ОО «Познавательное развитие»

  • Развивать способность к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
  • Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация.

Материалы: портрет В.Г. Сутеева; книга с иллюстрациями сказки «Палочка-выручалочка».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://dc-tur.ru/wp-content/uploads/2021/07/MOMO.pngгерб района

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. о. КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 17

Методическая разработка на тему:

Мастер-класс

«Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».

               

 Подготовила: учитель-логопед

Катанова Нина Михайловна

г.о. Красногорск 2023 г.

Мастер-класс:

«Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.

Задачи:

  1. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
  2. Способствовать развитию педагогического мышления;
  3. Создавать благоприятную атмосферу для всех участников игры;
  4. Создавать условия для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов.

Оборудование: ноутбук, экран мультимедиа, калейдоскоп, разрезные фигуры, полукруг, зеркало, красный, желтый, зеленый конверты с наполнением, по количеству участников, ручки.

Ход мастер-класса:

Организационный момент: добрый день уважаемые члены жюри/коллеги. Я приглашаю к участию в лаборатории педагогических компетенций 5 человек.

Актуализация: итак, мы с вами в лаборатории. Почему именно лаборатория? В лабораториях мы проводим эксперименты, делаем открытия, ставим опыты. Объектом исследования в нашей лаборатории будет инклюзивное (совместное) образование. Сегодня для многих педагогов это сложное понятие.

- Для вас образование, не инклюзивное, а просто образование это что? (система воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и т.д.).

- А каким должен быть педагог в процессе инклюзивного образования, чтобы обеспечить результат совместного бытия разных детей? (уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, быть толерантным, обладать навыками и умениями и т.д.).

Именно поэтому предметом нашего исследования будет педагог и его профессиональные компетенции. Какой же инструмент мы возьмем для этого? А инструментом нам сегодня послужит калейдоскоп. Почему же инструментом исследования мы выбираем калейдоскоп? Этот оптический прибор, позволяет встряхнув один и тот же набор разноцветных стеклышек создать что-то новое. Вращая его, мы сможем увидеть различные грани нашей удивительной профессии.

Практическая часть: I. Мы начинаем наш первый лабораторный практикум. Он называется «Многообразие ощущений».

- Возьмите, пожалуйста, красный конверт и достаньте из него фигуры. Посмотрите на них, потрогайте. Они разные? Попробуйте доказать, что они разные и не подходят друг к другу? (они разной формы, разной фактуры, сделаны из разного материала, разного цвета, разные на ощупь и т.д.). Вы правы, действительно они разные...

- А теперь давайте посмотрим на них по-другому: попробуйте найти в них общее, чем они подходят друг другу? (они совместимы, оттенки одного цвета, имеют одинаковую изнаночную сторону и т.д.).

Эти фигуры не стали другими, а что изменилось? Другим стало наше желание посмотреть на них.  Изменилась наша точка зрения.  Иногда стереотипы мешают нам увидеть что-то новое, по-другому взглянуть на привычные вещи. Видеть не различия, а особенности…А учитель-логопед, это тот педагог, который ломает эти стереотипы и умеет видеть сильные стороны в любом/каждом ребенке. Должен подобрать те технологии, которые нужны именно этому ребенку.

- Теперь я предлагаю вам из наших фигур сложить узор. Я его начну, а вы продолжите. Мы сложили единый узор. А теперь, давайте возьмем зеркало и посмотрим, что у нас получилось? (шар, круг, калейдоскоп и т.д.). Конечно, у нас получился цветной калейдоскоп, очень похожий на детский коллектив. А учитель-логопед — это специалист, который воспринимает, преломляет и отражает всё красивое многообразие детства. И в этот калейдоскоп мы принимает детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Они как цветные стёклышки, порой, символизируют ноющие осколочки в сердцах своих пап и мам. И для нас инклюзивное образование – это калейдоскоп, в котором всё это многообразие отражает семьи и их детей.

II. Когда вы складывали узор, вы обсуждали, помогали друг другу, советовались, использовали жесты и различные виды коммуникации.

- И теперь, я попрошу вас, для следующего эксперимента, который называется «Понять непонятное», открыть жёлтый конверт. Достать из него большую карточку и попробовать прочитать что там написано. Вы не смогли? (я не могу, абракадабра, я не владею этим языком и т.д.).

- А какие эмоции вы испытали? (недоумение, интерес и желание узнать, непонимание и т.д.). Эти фразы написаны на японском языке, но мы им не владеем. Иногда, такие же эмоции испытывает и ребенок, которого не понимают, который не понимает нас.

- А теперь достаньте из белых кармашков маленькие карточки. И с их помощью попробуйте расшифровать и прочитать ту фразу, которая здесь написана (я слушаю вас, мы работаем вместе и т.д.). Сейчас вы проговорили мой маленький эмоциональный портрет на сегодня.

- Вы молодцы, расшифровали фразы. И какие эмоции вы испытали сейчас? (радость, облегчение, гордость за себя, я читаю на японском и т.д.). А помогла нам в этом технология АДК (альтернативной дополнительной коммуникации). Она включает в себя не только мимику и жесты, но и символы, знаки, которые вам сегодня помогли, различные технические средства. Палитра АДК очень обширна и разнообразна.

III. Наш следующий эксперимент «Моделирование личного портфолио». Мы смогли в разном увидеть общее, смогли понять непонятное. Мы прикоснулись к элементам технологии совместного образования: командной работе, АДК. Мы с вами разные, но были вместе. Мне хочется, чтобы мы сейчас соединили все, о чем говорили, слушали, делали, ощущали, видели в портфолио наших профессиональных компетенций.

- Я предлагаю вам поле профессиональных компетенций. Прочитайте и выберите из представленных компетенций те, которые для вас наиболее близки в технологии совместного образования (не более 5).

- Выберите одну компетенцию, из сделанного вами выбора, которую вы считаете самой важной для себя. Назовите её. Спасибо за ваше мнение.

- А теперь откройте зелёный конверт. Сегодня мы сформируем с вами наше портфолио профессиональных компетенций. Туда вы вложите те компетенции, которые вы выбрали сегодня. Может быть, у вас есть собственные технологии, которыми вы владеете и хотите их добавить, поделиться ими. Так же, ваше портфолио сможет продолжится вашими профессиональными связями. Переверните, пожалуйста, визитницу. Там есть пустые карточки для того, чтобы вы могли обменяться своими данными друг с другом. Я свою визитку уже положила. Сегодня у нас установилось паутинка командного взаимодействия. Мы натянули ниточки профессионального партнёрства. Я надеюсь, что они будут вам интересны и важны.  

Рефлексия: Я испытала сегодня такой калейдоскоп чувств: тревогу и волнение с утра, сосредоточенность…удовлетворение от работы с вами…радость, что на сегодня для меня испытание заканчивается. Калейдоскоп учителя-логопеда — это разнообразие детей, разнообразие технологий и разнообразие профессиональных компетенций, которыми профессионал должен владеть. Калейдоскоп, компетенция, коррекция. Какой первый звук во всех этих словах? (звук [К]). Предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем мастер-классе словами, которые начинаются на звук [К] (креативно, коммуникативно, красиво и т.д.). Я благодарю вас за участие, за командную работу, за креатив и вашу поддержку. И говорю вам спасибо (жестом).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. о. КРАСНОГОРСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 Лаборатория педагогических компетенций « К А Л Е Й Д О С К О П » мастер-класс учителя-логопеда Катановой Нины Михайловны

Слайд 2

педагог Поле исследования инструмент исследования -КАЛЕЙДОСКОП kalos — прекрасный, eidos — вид skopeö — смотрю, наблюдаю объект исследования предмет исследования

Слайд 3

Лабораторный практикум «Многообразие ощущений» 1. Внимательно посмотрите на фигуры. 2. Опишите их, обосновывая, что они разные.

Слайд 4

Лабораторный практикум «Многообразие ощущений» 1. Снова посмотрите на эти фигуры. 2. Обоснуйте, почему они подходят друг другу?

Слайд 5

Интеллектуальная игра «Создаём общий узор» 1. Ваша пара фигур часть общего пазла . 2. Объедините их все в общей картине.

Слайд 6

Эксперимент «Понять непонятное» 1. Прочитайте текст на вашей карточке. 2. Достаньте подсказки из кармашка. 3. Прочитайте текст с их помощью.

Слайд 7

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это неязыковые системы общения, используемые для поддержки и замены языковой коммуникации. АДК Без использования вспомогательных средств (мимика, жесты) С использованием вспомогательных средств (предметы, символы, коммуникативные книги, коммуникаторы)

Слайд 8

Эксперимент «Моделирование личного портфолио» Мои профессиональные компетенции 1. Выберете из представленных компетенций не более 12-ти. 2. Назовите те, которые для вас приоритетны.

Слайд 9

joint education networking совместного образования Письменный практикум « Networking » (дело добровольное) 1. Можно создать личную визитку вашей профессиональной компетенции. 2. Предложить её участникам лаборатории.

Слайд 10

алейдоскоп омпетенция оррекция К



Предварительный просмотр:

Схема конспекта совместной деятельности учителя-логопеда по использованию игровой технологии - логосказка с детьми подготовительного к школе возраста.

«Путешествие маленькой Капельки»

Форма организации совместной деятельности в разновозрастной логопедической группе – подгрупповая.

Составитель конспекта: учитель-логопед – Катанова Нина Михайловна

Цель

Автоматизация звука [Р] в словах, фразах и предложениях.

Задачи

образовательные

  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Автоматизировать в речи звук [Р];
  • Совершенствовать слоговой и звукобуквенный анализ и синтез;
  • Расширять словарный запас;
  • Совершенствовать навык составления «Синквейна».

коррекционно-развивающие

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятия;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Совершенствовать психофизическую сферу;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные инструкции;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений;
  • Активизировать и актуализировать активный словарь.

воспитательные

  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формировать умение слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • Воспитывать контроль за собственной речью.

Условные обозначения:

* У – учитель – логопед.

* Д – дети.

При личностном обращении к ребёнку, в конспекте дети будут обозначены первыми буквами своих имён.

        ПЛАНИРОВАНИЕ

Дети подгруппы

подготовительного к школе возраста

Этап

Приветствие

Способы/средства

(задания)

Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться

Здороваются «Здравствуйте»

Этап

Вводная часть

Способы/средства

(задания)

«Организационный момент»

*У: Ребята, приготовьте ваши пальчики. Сейчас мы сделаем зарядку для них.

       Дождик, дождик, веселей!   Показываем, как капает дождик руками.

       Капай, капай, не жалей!       «Капаем» пальчиками в ладошку.

       Только нас не намочи,          Делаем «домик».

       Зря в окошко не стучи.        Стучим кулачком об кулачок.

       Брызни в поле пуще:            Показываем брызги капельками.

       Станет травка гуще!             Растопыриваем пальчики и качаем «травкой».

*У: Про что был этот стих?

*Д: Этот стих был про дождик.

*У: Правильно, а из чего состоит дождик?

*Д: Дождик состоит из капель.

*У: Всё верно. Давайте и мы сделаем свой дождик на нитке. (Берем по одной бусине и нанизываем на шнурок).

Этап

Основная часть

Способы/средства

(задания)

«Знакомство с Капелькой»

Мимические упражнения

*У: Сегодня я расскажу вам сказку, она будет называться «Путешествие маленькой Капельки».

*У: Жила была Капелька. Она была маленькая и не яркая. Упала наша Капелька под лист и на неё никогда не светило солнце. Поэтому она была очень грустная. Покажите, как грустила Капелька (печальное лицо).

*У: Однажды, она увидела на небе радугу и воскликнула: «Ах, какая ты прекрасная! Вот бы и мне стать такой же яркой и разноцветной!».

*У: Покажите, как Капелька восхищалась радугой (эмоция восхищения).

*У: Решила она отправиться в путешествие на поиски радуги, чтобы попросить у неё разных красок.

 «Лого бусины»

Артикуляционная гимнастика

*У: И покатилась Капелька на поиски приключений. Возьмите, пожалуйста, бусины из ваших контейнеров. Закрепите концы нитки на указательные пальцы горизонтально.

*У: Долго катилась Капелька по поляне (языком передвигаем бусину, сначала слева направо, потом справа налево, следим, чтобы подбородок стоял на месте, и голова не двигалась).

*У: Иногда, Капельке на пути попадались высокие травинки (переворачиваем нитку вертикально, передвигаем бусину вверх и вниз языком, подбородок стоит на месте, голова не двигается).

*У: А иногда, налетал сильный ветер и относил нашу Капельку далеко-далеко на травинку (берем бусину губами, делаем глубокий вдох через нос, губы трубочкой и дуем на бусину с силой, чтобы она вылетела изо рта).

*У: А порой наша Капелька попадала в ямки, которые были похожи на чашечки (делаем «чашечку», немножко раскачиваем нитку и ловим «чашечкой» бусину, работает только язык, подбородок на месте).

«Песчаная пустыня»

Развитие выдоха

Автоматизация звука

*У: Далеко укатилась от своей поляны Капелька и очутилась в песчаной пустыне (пододвиньте, пожалуйста, коробки к себе).

*У: Но пустыня была не простая, песок был в ней волшебный. Только попала Капелька на песок, как отразила множество маленьких картинок. Расставьте их около бортика и назовите.

*У: Андрей, какие картинки у тебя?

*А: У меня «ракета», «крот» и «комар»

*У: Вова, назови свои картинки?

*В: У меня «крокодил», «рыба» и «сыр».

*У: Женя, а у тебя какие картинки?

*Ж: У меня «рысь», «кролик» и «мухомор»

*У: Ребята, посмотрите, ваши картинки разбежались по пустыне. Нужно будет помочь кроту подружиться с комаром, крокодилу с рыбой, а рысь подружится с кроликом. Для этого, нужно нарисовать пальчиком на песке извилистую дорожку. А когда нарисуете сказать: Крот дружит с комаром, крокодил дружит с рыбой, рысь дружит с кроликом.

*У: Все справились, молодцы. День был очень жарким, и наша Капелька решила спрятаться в песок, чтобы переждать жару (спрячьте свои картинки в песок и сделайте небольшие барханы над каждой из картинок. А вы знаете, что такое бараханы? Это песчаные холмы в пустыне или степи. Внимание, запомните, где у вас какая картинка спряталась).

*У: Вова, а теперь скажи, какая картинка спряталась у тебя под третьим барханом?

*В: Там спряталась рыба.

*У: Женя, а, какая картинка у тебя под первым барханом?

*Ж: Под первым барханом у меня мухомор.

*У: Андрей, скажи, какая картинка спряталась у тебя под вторым барханом?

*А: У меня там спряталась ракета.

*У: Ребята, давайте проверим? (подуйте на свои барханы с помощью трубочки, но следите, чтобы щеки не надувались, дуем вперед, воздух набираем носиком).

*У: Все отгадали правильно?

*Д: Да, мы правильно отгадали все картинки.

«Полей цветы»

Мимические упражнения

Автоматизация звука

*У: Стало не так жарко и Капелька покатилась дальше. Выкатилась она из пустыни и попала на волшебный луг. На лугу было много разноцветных цветов. Но были они очень грустные, потому что давно не было дождя и цветы хотели пить. Покажите, как грустили цветы? (эмоция печали).

*У: И решила наша Капелька им помочь. Поделиться своей влагой с цветами. Ребята, вы будете класть капельку на каждый цветок и говорить по моему образцу: «Капелька брызнула на красный георгин».

По очереди дети отвечают по образцу:

- Оранжевая астра;

- Желтая ромашка;

- Зеленая орхидея;

- Голубой нарцисс;

- Синяя роза;

- Фиолетовый чертополох.

*У: Обрадовались цветы и распустили свои лепестки. Покажите, как обрадовались цветы? (эмоция радости).

Звуковой анализ

У: Ребята, а вы заметили, что из цветов получилась радуга? Скажите, а какая радуга?

*Д: Радуга красивая, радуга красочная, радуга яркая и т.д.

*У: Давайте сделаем звуковой анализ такого красивого слова Р А Д У Г А.

*У: Андрей, нарисуй на доске длинную полоску – это слово.

*У: Женя, сколько слогов в слове радуга? Прохлопай, пожалуйста.

*Ж: РА-ДУ-ГА. В этом слове три слога.

*У: правильно, нарисуй на доске три маленьких полоски. Это наши слоги.

*У: Вова, какой первый звук в слове радуга? Дай его характеристику и обозначь на доске.

*В: Первый звук Р. Это согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом.

*У: А какой второй звук в слове радуга?

*В: Звук А. Это гласный, обозначаем всегда красным.

По аналогии разбираются все звуки.

*У: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. А теперь посчитайте, сколько всего звуков в слове радуга? (шесть) А сколько букв? (тоже шесть).

Этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Способы/средства

(задания)

Итог занятия

«Синквейн»

*У: Тут над лужайкой появилось солнце. Его лучи попали на Капельку, и она засверкала всеми цветами радуги. Ведь доброта и отзывчивость делают этот мир ярче. На этом путешествие маленькой Капельки закончилось. Пришло время подводить итоги. И я предлагаю вам придумать синквейн на тему нашей сказки.

*У: На первой строчке нашего синквейна стоит одно слово, предмет, про который мы говорили. Что это будет за слово?

*Д: Это будет слово Капелька.

*У: Согласна с вами. На следующую строчку мы ставим два слова признака, которые описывают наш предмет. Какие слова мы подберем? Капелька какая?

*Д: Капелька грустная, маленькая.

*У: Хорошо. На следующей строчке будет три слова действия, относящихся к нашей Капельке. Что она делала?

*Д: Капелька катилась, спряталась, брызгала.

*У: На четвертой строчке будет короткая фраза, которая отражает ваше отношение к нашей сегодняшней сказке или героине. Что мы можем сказать?

*Д: Интересные приключения.

*У: И на последнюю строчку мы поставим слово, которое подведет итог нашего путешествия. Какое слово мы выберем?

*Д: Доброта, взаимопомощь…

*У: У нас получился отличный синквейн. Мне было с вами интересно.

Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей

Этап

Задание

Оборудование

Вводная часть

 «Организационный момент»

Бусины, шнурки.

Основная часть

«Знакомство с Капелькой»

Картинка с изображением Капельки, картинка с изображением радуги, изображение эмоций: грусть, радость, восхищение.

«Лого бусины»

Зеркала, персональные контейнеры с лого бусиной.

«Песчаная пустыня»

Картинка с изображением Капельки, коробки с песком, картинки: ракета, крот, комар, крокодил, рыба, сыр, рысь, кролик, мухомор, коктейльные трубочки.

«Полей цветы»

Картинка с изображением Капельки, картинки цветов: красный георгин, оранжевая астра, желтая ромашка, зеленая орхидея, голубой нарцисс, синяя роза, фиолетовый чертополох, изображение эмоций: печаль, радость.

«Звуковой анализ»

Картинка радуги, синие, зеленые, красные магниты, магнитная доска, фломастеры,

Заключительная часть

Итог занятия

«Синквейн»

Картинка с изображением солнышка, Капельки, схема синквейна.

Литература

  1. О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», СПб, издательство «Детство-Пресс», 2012 год.
  2. О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику», Москва, издательство «Линка-Пресс», 2008 год.
  3. М.А. Поваляева «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2006 год.

Интернет-ресурсы:

  1. https://yandex.ru/images/      поиск картинок.
  2. https://logoburg.com/            интернет-клуб логопедов «Логобург».
  3. http://logoped-sfera.ru/       «Логопед» - журнал для воспитателей, логопедов, медиков и учителей.
  4. https://mersibo.ru/                логопедические игры.

МБДОУ детский сад №17, МО, г.о. Красногорск, д. Путилково



Предварительный просмотр:

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. о. КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Конспект по реализации ОО «Речевое развитие»

на тему: «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

(с использованием технологии кейс-метода «Кейс-иллюстрация»)

               

 Разработала: учитель-логопед

Катанова Нина Михайловна

г.о. Красногорск 2023 г.

Методическая разработка конспекта

образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

Тема «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

(разновозрастная логопедическая группа детей старшего и подготовительного к школе возраста)

Программное содержание:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
  • Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
  • Формировать у детей представления о том, как вести себя в трудных и запутанных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.

ОО «Речевое развитие»

  • Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
  • Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.
  • Пополнять словарный запас.
  • Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.

ОО «Познавательное развитие»

  • Развивать способность к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
  • Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.

Используемые технологии: кейс-иллюстрация.

Содержание занятия:

Материалы: портрет В.Г. Сутеева; книга с иллюстрациями сказки «Палочка-выручалочка».

КЕЙС:

«Палочка-выручалочка»

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца. Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка. Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало. Заяц от удивления даже рот разинул:

— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет. Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо. Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо. Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Проблема: неумение находить выход из трудных ситуаций, недоверие к друзьям.

Нравственный урок: формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, внимание, находчивость, дружбу, смекалку, смелость, храбрость, взаимопомощь. Формировать умение находить выход в любой ситуации.  

Технологическая карта Кейс-технологии кейс-иллюстрация:

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

I этап

Мотивационный

Показывает портрет.

- Ребята, а вы знаете такого детского писателя Владимира Григорьевича Сутеева?

- Правильно. В его сказках живут разные звери – находчивый Ёжик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные Котята, жадная Ворона, хозяйственный Щенок. И все его сказки учат добру и справедливости. Сегодня мы познакомимся со сказкой Сутеева «Палочка-выручалочка».

- А почему произведение так называется, вы узнаете если будете внимательно слушать.

Рассматривают портрет.

-Да, знаем. Мы читали его сказки «Яблоко», «Под грибом».

Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности.

II этап

Ознакомительно - аналитический

Читает сказку «Палочка-выручалочка».

Показывает первую иллюстрацию.

- О ком вы узнали из сказки? Кто ее герои?

- Почему Заяц и Ёжик пошли вместе?

- Как вёл себя вначале Заяц, как его можно назвать?

- Как вёл себя сначала Ёжик, как можно его назвать?  

Слушают внимательно.

Рассматривают иллюстрацию.

-Эта сказка про Ежа и Зайца.

- Они встретились по дороге домой, вместе идти веселее.

- Заяц споткнулся об палку, чуть не упал и пнул её. Он был сердитым. Сердитый Заяц.

- Ёжик поднял палку и догнал Зайца. Он был спокойным.

III этап

Организационно - поисковый

Показывает вторую иллюстрацию (коллаж).

- Какие трудности встретились нашим героям?

- Как вёл себя в трудных ситуациях Заяц? Какой он?

- А как вёл себя Ёжик? Какой он?

-Ребята, а как бы вы поступили в таких ситуациях?

Рассматривают.

- Им встретился широкий ручей, болото, выпавший птенец, страшный волк, крутая гора.

- Заяц тонул, боялся, побелел от страха, падал от усталости. Он трусливый, невоспитанный, грубый.

- Ёжик с помощью палочки справлялся с трудностями, выручал и спасал Зайца. Он вежливый, смелый, находчивый, умный, добрый, сообразительный.

Придумывают свои варианты ответов.

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

IV этап

Презентационный

Показывает последнюю иллюстрацию.

- Посмотрите на картинку, все ли хорошо закончилось в сказке?

- Кто из героев был смелым и находчивым?

- Как называл свою палочку Ёжик в различных ситуациях?

- Помогал ли Заяц Ёжику?

- Нужно ли помогать друзьям в сложных ситуациях?

 Рассматривают.

- В сказке все закончилось хорошо. Ёжик довёл Зайца до дома, а там его ждала Зайчиха с зайчатами.

- Это был Ёжик.

- Он называл её выручалочка, через всё-скакалочка, из беды-вытягалочка, наверх-поднималочка, по врагу-ударялочка,  

- Да, помогал, когда они поднимали птенца.

Придумывают свои варианты ответов.

V этап

Итоговый

- Зачем Ёжик подарил палочку Зайцу?

- Почему Ёжик не оставил палочку себе?

- Ребята, мы с вами знаем много разных пословиц и поговорок. Как вы думаете, какие из них могут подойти к нашей сказке?

- Мы сегодня познакомились с доброй и поучительной сказкой. И я желаю вам быть такими же смелыми, находчивыми и добрыми.

- Чтобы Заяц мог справляться с трудностями, которые у него могут возникнуть.

- Потому что выручалочка Ёжика в его голове. И он сможет справиться и без палочки.

- «Сам пропадай, друзей выручай», «Ум не в бороде, а в голове», «Что хитро, то и просто», «Друзья познаются в беде», «Ум хорошо, а два лучше».

- Спасибо.

Приложение: портрет, иллюстрации.