Конкурс "Лучший учитель-дефектолог 2021"

Дерикьянц Анна Павловна

Здравствуйте!

Меня зовут Анна Павловна Дерикьянц.

Начиная с 2018 года я работаю в детском саду №5

в должности учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

 

Сфера моей профессиональной деятельности - особенный мир "особенных" детей. На мой взгляд, именно учитель-дефектолог становится для детей с особыми образовательными потребностями проводником в нашу повседневную жизнь. Он выступает в роли старшего надежного товарища, с которым не страшно идти по этому сложному пути особенным детям. Ведь он обязательно поможет, научит, поддержит, приободрит, потому что он верит в успех каждого ребенка и знает, как ему помочь.

 

Именно учитель-дефектолог становится надежным партнером для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Ведь им тоже нужна профессиональная помощь и поддержка в деле воспитания и развития ребенка. Только ежедневный совместный кропотливый труд, вера в успех и безграничное терпение помогут достичь желаемого результата.

 

Я уверена, что каждый ребенок уникален, "безнадежных" детей не существует. Главное, чтобы каждый "особенный" ребенок встретил в жизни своего Учителя.

Вместе у нас всё обязательно получится!

 

На этой страничке вы сможете найти полезную для вас информацию по коррекционной педагогике.

 

Если у вас есть вопросы, буду рада общению с вами:

 

8 (918) 05-14-773 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД17.28 КБ
Файл Эссе14.45 КБ
Файл metodicheskoe_obosnovanie_konspekta_ood.docx17.85 КБ
Файл samoprezentatsiya_1.docx10.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ПО ТЕМЕ: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ПОСУДА.

ТРУД ПОВАРА. ЗВУК [Ж] И БУКВА "Ж"»

для воспитанников подготовительной к школе комбинированной группы

Подготовил:

учитель-дефектолог

Дерикьянц А.П.

Темрюк

2021

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять представления детей по заданной теме ООД, закреплять правильное произношение звука [Ж], совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, память, мышление; связную речь, чувство ритма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к совместной деятельности педагога и воспитанника и интерес к конечному итогу ООД.

Оборудование и материалы: куклы-профессии (повар, врач, продавец, почтальон и т.д.), предметные картинки с изображением посуды и продуктов питания, мяч, разрезная картинка-рецепт (жульен).

Ход ООД:

1. Организационный момент:

Детям предлагается следующая игровая ситуация: В гости к ребятам пришла кукла (демонстрация куклы). Педагог предлагает детям рассмотреть куклу и назвать ее профессию (повар). Педагог просит пояснить, по каким признакам ребята догадались, что перед ними повар.

Педагог сообщает, что повару нужна помощь ребят. Он готовится принять участие в конкурсе лучших поваров мира и хотел бы приготовить одно очень вкусное блюдо - ЖУЛЬЕН - по рецепту своей бабушки. Однако старинный бабушкин рецепт жульена был утерян. Повар просит ребят помочь восстановить его, выполняя специальные задания. Рецепт хранится у жителей города мастеров. Повар предлагает ребятам отправиться в путешествие по городу мастеров и посетить его жителей. Выполняя их задания, дети получат фрагменты утерянного рецепта.

Заручившись согласием детей, педагог предлагает им самим выбрать, к какому мастеру идти первым, и в какой последовательности они будут продвигаться.

2. Введение нового слова в активный словарь (жульен – популярное блюдо из грибов, морепродуктов или куриного мяса, запекаемых в сливочном соусе под корочкой из сыра).

3. Сообщение темы и задач ООД.

4. Дети приходят к первому мастеру и получают первое задание: «Назови предметы посуды и продукты» (дети называют предметы посуды и продукты питания (в случае затруднения опираются на демонстрационный материал), которые могут понадобиться для приготовления жульена: нож, разделочная доска, ложка, форма для запекания, грибы, лук, растительное масло, мука, сливки, соль, перец) За правильно выполненное задание они получают фрагмент рецепта.

5. Второй мастер приготовил для детей следующее задание:

- Анализ слова: выделение первого звука в слове ЖУЛЬЕН – [Ж], деление слова на слоги (жуль – ен, в слове два слога);

- Характеристика звука [Ж] – согласный, всегда твердый, парный звонкий.

Дети получают второй фрагмент рецепта

6. Третий мастер предлагает детям игровое упражнение «Прочитай слоги»: (слоги написаны на доске);

ЖА – АЖ     ЖО – ОЖ,     ЖУ – УЖ

Дети получают третий фрагмент рецепта

7. Четвертый мастер предлагает детям игровое упражнение с мячом «Поваренок»: задача детей образовать прилагательное от существительного. Например,

каша из пшена – пшенная каша 

суп из грибов – …,

компот из вишни – …,

пюре из яблок – …,

рагу из овощей – …,

пудинг из ягод – … .

Дети получают четвертый фрагмент рецепта

8. Пятый мастер предлагает ребятам выполнить задание в тетради:

- печатание буквы Ж (дети печатают заглавную букву, с интервалом две клетки);

- определение звука в слове: пирожки, нож, кружка, пирожное, жульен, мороженое (в тетради изображены схемы слов, дети печатают букву вначале, середине, или конце схемы, в зависимости от положения буквы в слове): пирожки____ Ж ___, нож ____ Ж, кружка ____ Ж ____, пирожное _____ Ж _____, мороженое _____ Ж ____, жульен Ж _______.

По окончании работы дети получают пятый фрагмент рецепта

9. Рефлексивная часть: Дети вместе складывают картинку-рецепт.

С помощью наводящих вопросов педагога воспитанники определяют, достигли ли они цели занятия, чему научились, какие задания оказались самыми интересными и какое задание было наиболее сложным.

Дефектолог обобщает материал, обращает внимание на успехи детей, благодарит за сотрудничество и умение работать в команде.



Предварительный просмотр:

Эссе на тему: “Каким должен быть современный дефектолог”

учитель-дефектолог МБДОУ ДС КВ №5

Дерикьянц Анна Павловна

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к системе образования в нашей стране. Это в полной мере относится и к дефектологии, как к части коррекционной педагогики.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в наши дни становится особенно актуальной и значимой. Связано это, прежде всего, с тем, что число детей с ОВЗ, к сожалению, год от года возрастает, растет и число детей со сложными дефектами. При этом, задачи, стоящие перед современным учителем-дефектологом, сложны и амбициозны. Мы должны не просто научить ребенка необходимым навыкам самообслуживания, обучить его элементарным знаниям, но и максимально социализировать его, сделать его полноправным членом общества, раскрыть его потенциал. Ведь давно не секрет, что компенсаторные возможности организма (особенно детского!) чрезвычайно велики. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с неограниченным потенциалом.

Современный учитель-дефектолог, работая с "особенными" детьми, становится для них старшим товарищем, партнером, связующим звеном между ними и социумом. Он должен обладать не только необходимыми профессиональными навыками и безграничным терпением, но и быть человеком интересным, позитивным, умеющим заражать своей уверенностью в успехе, вдохновлять на новые свершения.

Главное качество дефектолога заключается в способности сочетать сочувствие к проблемам ребенка, эмпатию с разумной требовательностью. Ведь он должен не просто полюбить и пожалеть своего воспитанника, но и научить его двигаться вперед, развиваться, преодолевая серьезные трудности на этом пути. Только твердая уверенность в успехе, четкое представление о цели образовательного процесса и его особенностях позволяют добиться реального результата в работе. При этом, немаловажно и то, что в работе с “особенными” детьми нет готовых рецептов и шаблонов, каждый “особенный” ребенок уникален. Поэтому современный дефектолог - это педагог творческий, думающий, ищущий, никогда не останавливающийся на достигнутом.

С другой стороны, это человек, отвергающий отчаяние и скепсис. Какие бы ярлыки не присваивало ребенку современное общество, как бы сложно не проходил процесс обучения (порой без какой-либо динамики, а иногда и с откатами назад), учитель-дефектолог всегда видит движение вперед, замечает даже самый незначительный успех своего воспитанника.

Не маловажным является и тот факт, что учитель-дефектолог осуществляет и обратную связь между “особенным” ребенком и обществом. Именно он показывает обывателям, что мир ребенка с ОВЗ, внешне зачастую пугающий и отталкивающий, может быть наполнен удивительными открытиями и яркими событиями, разъясняет желания и демонстрирует возможности такого ребенка. Дефектолог учит людей не закрываться от проблем детей с ОВЗ, не игнорировать их, а принимать и понимать их, учит общаться и сотрудничать с такими детьми. Для этого необходимы смелость и решительность, оптимизм и терпение, принципиальность и ответственность.

И наконец, важно отметить, что учитель-дефектолог работает на паритетных началах с родителями “особенных” детей. И одна из важнейших задач дефектолога: установить доверительные, партнерские отношения с родителями своих воспитанников. Ведь это особая категория родителей. Это люди, пережившие боль и отчаяние после появления на свет “особенного” ребенка, это люди, постоянно сталкивающиеся с обывательским непониманием, а порой даже жестокостью, люди, ежедневно борющиеся за своих детей. Поэтому для учителя-дефектолога очень важно проявлять чувство такта и эмпатию по отношению к родителям своих воспитанников, быть предельно корректным, способным поддержать их в минуты отчаяния и показать положительные сдвиги в процессе обучения и воспитания.

Безусловно такие многогранные и сложные задачи, стоящие перед современным дефектологом, требуют от него постоянного самосовершенствования, профессионального роста, расширения общего кругозора и обогащения внутреннего мира. Поэтому настоящий учитель-дефектолог - это яркая, интересная личность, профессионал своего дела, исследователь детской души.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСПЕКТА ООД

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. ПОСУДА.

ТРУД ПОВАРА. ЗВУК [Ж] И БУКВА "Ж"»

Учитель-дефектолог МБДОУ ДС КВ №5

Дерикьянц Анна Павловна

Учебный материал соответствует требованиям парциальной программы С.Г.Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" и программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной для детей с ОНР. Занятие спланировано в соответствии со 2 периодом обучения, перспективным планом коррекционно-развивающей работы и с учетом лексической темы «Продукты питания. Посуда. Труд повара».

Структура  занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Занятие логически связано с предыдущими занятиями, в ходе ООД дети опираются на имеющийся собственный опыт, расширяя его путем усвоения новых знаний (происходит расширения активного словарного запаса, обогащение представлений об окружающем мире по соответствующей лексической теме, совершенствуется звукопроизношение). Таким образом, представленное занятие обеспечивает амплификацию и создает необходимые условия для изучения следующей темы.

Вид занятия - подгрупповое.

Продолжительность занятия 25 минут.

При разработке конспекта занятия прежде всего учитывались особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка подгруппы.

В подготовительной группе занимаются с учителем-дефектологом 4 ребенка, всем им по заключению ПМПК рекомендовано обучение по программе для детей с ЗПР.

С учетом особенностей детей были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, методы, приемы и средства обучения, необходимые для получения оптимального результата.

Цель занятия: познакомить детей с буквой "Ж", учить читать слоги и определять положение звука [Ж]в слове, дать характеристику звука [Ж].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять представления детей по заданной теме ООД, закреплять правильное произношение звука [Ж], совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, память, мышление; связную речь, чувство ритма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к совместной деятельности педагога и воспитанника и интерес к конечному итогу ООД.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д.) и специальных положений, разработанных в дефектологии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова, с одной стороны, и умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяют качественно подготовить детей к усвоению грамоты.  

В основе занятия лежит деятельностный подход. Организационный момент представлен в виде проблемной ситуации, которую детям необходимо решить. Путешествуя в городе Мастеров, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и позволила сохранить интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использованы наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка «Поваренок», которая отражала грамматическую и лексическую тематику занятия.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия и дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. При этом, особое внимание обращалось на особенности речевого и психического развития детей. Так, к примеру, педагогом чаще побуждались к высказываниям нерешительные и стеснительные дети, а также те, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа.

В ходе занятия создавалась ситуация успеха для каждого ребенка и всей группы в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица. Были созданы необходимые условия для проявления детской инициативы.

В ходе занятия особое внимание уделялось внятности и выразительности речи детей, осуществлялся дифференцированный подход в обучении. Максимально были учтены интересы и способности детей, в зависимости от индивидуальных особенностей детей варьировались задания и их дозировка. Направляющая роль педагога при выполнении заданий и упражнений проявлялась в форме подсказок, наводящих вопросов.

В ходе занятия был использован прием групповых ответов (они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей).

Используемые методы и приемы, позволили детям реализовать собственную познавательную активность, проявлять эмоциональные реакции, использовать имеющиеся знания и умения. Дети были заинтересованы, внимательны, организованы.

Цель занятия была достигнута. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме.



Предварительный просмотр:

https://www.youtube.com/watch?v=ahCWU-scYdQ