ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волосевич Олеся Александровна

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время современная система образования наиболее адаптирована к работе с детьми со стандартными возможностями, которые способны обучаться по общим программам, и имеют возможность полноценно воспринимать учебный материал. В то же время дети, имеющие определённые отклонения в своём развитии, не вполне вписываются в эту образовательную систему, часто выпадают из общего образовательного процесса.

     Одной из наиболее часто встречающихся причин такого положения является отсутствие у значительной части педагогического состава образовательных учреждений необходимого опыта работы, отсутствие необходимых знаний в области медицины, коррекционной и специальной педагогики. Но существующие проблемы в семьях, имеющих детей с инвалидностью, имеют и иные корни. Не комфортно, сложно жить человеку (а тем более ребёнку) с ограниченными возможностями в обществе с устоявшейся моралью среднестатистического человека, не всегда воспринимающего толерантно людей, чем-то отличающихся от них. Но инвалид имеет полное право жить, любить, наслаждаться искусством, участвовать в творческом процессе, принимать участие в судьбе своего Отечества. И решить эту важную проблему, помочь человеку с ограниченными возможностями найти своё место в жизни, призвано инклюзивное образование. Недавно появившееся в России, инклюзивное образование призвано воспринимать ребенка таким, каким он есть и выстраивает именно под него всю систему обучения. В ее основе закреплены взгляды и практические педагогические действия, которые обеспечивают доступ к образованию для всех детей без ограничений, создают невозможность дискриминации детей с ограниченными возможностями со стороны «благополучных» сверстников в условиях массовой школы.

     Перед инклюзивном образованием стоит задача целенаправленно развивать систему принципов и способов организации воспитательного и учебного процессов, создания необходимых условий, способствующих наиболее эффективной реализации соответствующих государственных федеральных стандартов. В нормативных документах красной линией проходит тезис, что все дети – личности, и, с учётом их физиологических и умственных особенностей, они нуждаются в индивидуальном подходе в обучении и воспитании на основе специальных педагогических разработок, которые соответствуют задачам и потребностям общества. Таким образом, инклюзивное образование становится наиболее перспективной формой образования детей с ограниченными возможностями, создаёт условие гармоничного развития личности. От профессионализма педагогических кадров, правильно выбранного вектора развития педагогической науки, совместной работы государства, педагогов и родителей во многом зависит результативность работы, а в конечном итоге – счастье и здоровье ребёнка.

     Важное место в системе инклюзивного образования отводится изобразительному искусству. Приобщение к изобразительной деятельности формируют у детей такие качества, как творческая и общественная активность, развивают чувства прекрасного, расширяют кругозор, способствуют развитию ряда качеств и навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, помогает больным освободиться от существующих комплексов. Практически все дети любят рисовать. «Следует подчеркнуть, что стремление к рисованию у детей, как говорится, «в крови», независимо от посещения кружка или студии». Именно тяга к творчеству является той стимулирующей силой, которая помогает освободиться от комплексов, способна создать психологически комфортную атмосферу в образовательном процессе.

      Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной деятельности показало, что обучение рисованию детей с ограниченными возможностями здоровья признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов. Рисование играет большую роль в развитии моторики рук, подготовке ребенка к письму, а также реализации всего его творческого потенциала. На уроках изобразительного искусства важно создать спокойную рабочую обстановку, не допускать возникновения стрессовых и конфликтных ситуаций, уметь избегать их, разряжать обстановку различными беседами о толерантности и уважении друг к другу. Помимо рисования с натуры и по представлению необходимо создать в учебном процессе «ситуацию успеха» ученика, обстановки располагающей к комфортной деятельности.

      Важным является развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, развитие нравственно-эстетических взглядов на окружающую действительность. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительным искусством, помогают детям при усвоении материалов параллельных дисциплин, в дальнейшей их трудовой деятельности. От положительного исхода уроков изобразительного искусства у детей вырабатываются положительные эмоции, которые помогают ему справиться с работой. Творческая деятельность является эффективным средством налаживания контакта между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию уверенности в своих силах, чувства радости творчества и успеха в жизни и учебе.