Педагогические технологии

Толок Светлана Найдановна

Технология Активных методов обучения

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

К АМО относят различные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации,
  • повышение познавательной активности учащихся,
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс,
  • стимулирование самостоятельной деятельности,
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления,
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации,
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления,
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося,
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития,
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда,
  • развитие универсальных навыков.

Технология развития критического мышления

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Развиваются качества учащихся:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

5. осознание (отслеживание хода рассуждений);

6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

ПРИЁМЫ ТРКМ

КЛАСТЕР

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

КОРЗИНА ИДЕЙ

  • Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

«ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ»

Маркировочная таблица.

СИНКВЕЙН

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»; используя задания, полученные на стадии осмысления; обобщают полученную информацию;

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:

ТИП УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок сообщения новых знаний -

ИКТ, технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний -

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения -

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала -

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок -

Возможно применение всех технологий

Проектные образовательные технологии на уроках и внеурочной деятельности

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Развивающие приемы обучения, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Моя роль как учителя над проектами изменяется в зависимости от этапов работы над проектами. Поэтому я направляю деятельность учащихся, являюсь организатором проектной деятельности, контролирую, трансформирую образовательную среду, мотивирую на успешную работу, провоцирую самостоятельную оценку деятельности, наблюдаю.

Учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, при этом они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Проектный метод способствует истинному обучению, так как она:

показывает умение отдельного ученика или целой группы использовать приобретенный в процессе обучения исследовательский опыт;

реализовывает интерес к предмету исследования;

демонстрирует уровень владения языком;

создает условия для развития личности учащихся (активной самостоятельное мышление, умение применять знания на практике);

совершенствует умение работать в коллективе, дает возможность выступить как индивидуальность.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектной деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся стали активнее на уроках, научились адекватно задавать вопросы, научились самостоятельно добывать знания, принимать личную ответственность за продвижение в обучении. Учащиеся средних и старших классов занимаются проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время. Проектная деятельность основывается на изученном и изучаемом материале, поиске новой информации в глобальной сети, переработке информации. Проекты учащихся являются для окружающих познавательными, интересными, актуальными. Учащиеся делают самостоятельные выводы, опираясь на эрудицию, опыт, творчество. С точки зрения языкового аспекта, ученики стараются самостоятельно описать или изложить устно средствами языка ход и результат своего исследования, а также выразить свою авторскую позицию и отношение к предмету исследования. Исследовательские проекты, направленные на сбор информации, на активный познавательный процесс, прежде всего, интересует тех, кто увлечен предметом.

Результатами применения проектной технологии явились работы учащихся в учебной и внеучебной деятельности по различным темам:

В 2012 году ученица 11 класса ___ приняла участие в XIX НПК «Шаг в будущее» с работой «Парабола в жизни и математике», получила сертификат.

В 2013 году на XX НПК «Шаг в будущее» ученик 8 класса ___ выступил с работой по теме: «Числа Фибоначчи», получен сертификат за участие.

В 2013 году на НПК "Обыкновенное чудо" ученик 7 класса___ выступил по теме: "Золотое сечение и применение в математике".

В 2015 году на НПК "Обыкновенное чудо" ученица 7 класса ____ выступила с проектом "Симметрия в архитектуре".

В 2014 году на XXI НПК «Шаг в будущее» ученица 8а класса ____ представила работу «Симметрия в жизни и математике» в секции геометрия, получила сертификат.

В 2016 году на НПК "Шаг в будущее" ученица 8 класса____ выступила с исследовательской работой "Математическое моделирование в экологии".

В 2017 году ученица 6 класса ____ выступила на НПК "Обыкновенное чудо" с работой "Приемы устного счета", получила сертификат.

 

В 2019 году ученик 6 класса _____ выступил на НПК "Обыкновенное чудо", стал победителем, занял I место

В 2020 году ученик 7 класса _____ выступил на НПК "Шаг в будущее", стал призером, занял II место

В 2020 году ученики 7 класса _____ выступили на НПК "Обыкновенное чудо", стали призерами, заняли II место в разных секциях

В 2021 году ученики 8 класса _____ выступили на НПК "Шаг в будущее", получили Диплом в номинации и сертификат участия

В 2022 году ученики 8 класса _____ выступили на НПК "Обыкновенное чудо", стала победителем, заняла I место, и сертификат участия

В 2022 году ученик 9 класса ______ выступил на городской НПК "Шаг в будущее", стал призером, занял III место

В 2022 году ученик 9 класса ______ выступил на республиканской НПК "Шаг в будущее", стал призером, занял II место

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технологии) использую на уроках, применяя образовательные, обучающие, экзаменующие компьютерные программы, компьютерные учебники, создаю к урокам слайд - фильмы, мультимедийные презентации, контролирующие задания для компьютерной обработки, совмещаю компьютерные технологии с методом проектной деятельности и развивающим обучением, игровыми технологиями.

Развивающее обучение: урок «Координатная плоскость», 6 кл, «Практическая геометрия», 7-9 кл.

Игровые технологии. урок-сказка, Урок- КВН, Урок-путешествие, Урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Морской бой».

Проектное обучение: Урок-проект по теме "Практическое применение функций, на примере параболы", «Симметрия в математике», «Золотое сечение». Мини-проекты для 5-6 классов: Как люди считали в старину? Необыкновенная арифметика. Старинные русские меры. Роль процентов в жизни человека. Координаты в различных профессиях. Ремонт квартиры и т.д.

В процессе работы с компьютерами я убедилась, что на уроках геометрии особенно интересны презентации. Учащиеся сами создают проекты (индивидуально и в группах). Так, школьниками подготовлены презентации: «Равнобедренный треугольник в архитектуре г.Улан-Удэ» (7 класс), «Пифагор и его школа» (8 класс), «Симметрия в природе» (9 класс). А учащиеся среднего звена создали мини – проекты (в форме презентаций): «В царстве десятичных дробей» (5 класс), «Откуда взялись отрицательные числа» (6 класс), «Золотое сечение» (6 класс) и другие. Выполняя работы, дети применяют как изученный материал, так и сведения из дополнительной литературы. Используются также межпредметные связи. В результате школьники учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Создание презентаций, их грамотное, красивое оформление способствует развитию эстетического вкуса у учащихся.