Методические разработки

Самбилова Эржена Жаргаловна

Методические разработки на различные темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

Основные направления использования ИКТ в начальной школе

(реферат)

Выполнила: Самбилова Э.Ж.

гр. НО-8

2016 год

Оглавление

1.Введение

2. Целесообразность использования информационных технологий в обучении младших школьников.      

3.Основные направления использования ИКТ в практике.

4.Заключение

5.Список литературы

Введение

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для реализации этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно–коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникационных технологий на  уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальным в современном школьном образовании.

Целесообразность использования информационных технологий в обучении младших школьников.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

О целесообразности использования информационных технологий в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

Цели использования ИКТ:

  1. повысить мотивацию обучения;
  2. повысить эффективность процесса обучения;
  3. способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
  4. совершенствовать методики проведения уроков;
  5. своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
  6. планировать и систематизировать свою работу;
  7. использовать, как средство самообразования.

Основные направления использования ИКТ в практике.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Какие же возможности ИКТ помогают мне создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.

  1. создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
  2. создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
  3. использование готовых программных продуктов;
  4. поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
  5. создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  6. обобщение методического опыта в электронном виде.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а иммобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.

Компьютер используется мной как средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и  контроля, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". 

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. В своей работе использую личные презентации. Очень эффективны тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.
Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят моё время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования.

Мультимедийный проектор используется мной как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий.

Одно из направлений применения ИКТ - реализация воспитательной системы класса (проведение классных мероприятий, родительских собраний). Использование средств ИКТ позволяет мне сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

                                          Заключение 
    Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

  1. совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  2. повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  3. средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  4. ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  5. возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования


Список литературы.

  1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
  2. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
  3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
  4. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
  5. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.org



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

 

                      Разработала: Самбилова Э.Ж.,

                                      преподаватель Могойтинского филиала

ГБПОУ БКТиС

Могойто

2019

Содержание

Пояснительная записка        3

План мероприятий        4

Оздоровительные мероприятия        6

Общие мероприятия.        8

Примерный распорядок дня        11

Ожидаемые результаты        12

Список литературы:        13

Пояснительная записка

Летний отдых детей  сегодня -  это не только социальная защита, это еще и поле для творческого развития, обогащения мира и интеллекта ребенка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям, имеют познавательный характер.

Летний лагерь является с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола, уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят их малообеспеченных детей, детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Цель: создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей. Предупреждение правонарушений. Развитие в потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
  2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной деятельности;
  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
  4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности у школьников;
  5. Привитие навыков здорового образа жизни.

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.

Срок реализации программы: 03.06.2019-24.06.2019

Количество смен: 1

Продолжительность смены: 1

Количество детей в смене: 46

Отряды: разновозрастные

Концепция программы

Деятельность летнего пришкольного лагеря основана на гуманистической  концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, позволяющих максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности

План мероприятий

Наименование мероприятия

Содержание

Ответственные

1

День открытия лагеря

Инструктажи по ТБ, ППБ

Организационный день. Праздничная линейка

Воспитатели

2

День отряда

Утверждение правил проведения и законов лагеря. Оформление отрядного уголка

Воспитатели

3

День волшебных сказок

Пушкинский праздник «Там русский дух, там Русью пахнет…»

Воспитатели

4

День правил дорожного движения

Воспитатели

5

День театра

Игры на овладение элементами сценической грамоты, упражнения, импровизация.

Воспитатели

6

День фантазеров

Работа в творческих группах

Воспитатели

7

День туриста

Путешествие по страницам любимых сказок. Игровая программа на свежем воздухе.

Воспитатели

8

День здоровья

Воспитатели

9

День литературного творчества

театрализованное представление «Страна Фантазия». Инсценирование сказок, стихов.

Воспитатели

10

Конкурс рисунков

Рисунки

Воспитатели

11

Конкурс юных сказочников

«Сочиняем сказку сами»

Воспитатели

12

Квест

квест-игра «По карте пирата»

Воспитатели

13

День талантов

Игры на смекалку и фантазию.  

Воспитатели

14

Воспитатели

15

День выставок

Организация выставки детей «Дело мастера боится» Ярмарка изделий.

Воспитатели

16

День мультфильмов

Просмотр мультфильма. Викторина по просмотренным мультфильмам.

Воспитатели

17

День книги

Воспитатели

18

День танцев

ШОУ «Танцуют все!!!»

Воспитатели

19

День мальчиков и девочек

Конкурс «Мисс и мистер Лагеря»

Воспитатели

20

День чистоты

«Чистофета»

Воспитатели

21

День закрытия лагеря

Закрытие смены. Концерт «До свидания, смена!»

Воспитатели

Оздоровительные мероприятия

Оздоровительные мероприятия в период летних каникул следует рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. По данным многих авторов, к концу учебного года состояние здоровья детей, даже относящихся к немногочисленной наиболее благополучной I группе здоровья, ухудшается, что проявляется в сокращении адаптационных возможностей и резервов организма ребенка, в снижении сопротивляемости различного рода инфекциям, физической выносливости и толерантности к учебным нагрузкам. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего организационного характера.

Оздоровительная работа в летних оздоровительных учреждениях реализуется по следующим направлениям, обусловливающим использование конкретных  форм и методов:

— распорядок дня;

— питание;

— психологическое щажение в повседневной жизни;

— закаливающие мероприятия;

— использование традиционных методов;

 — оценка эффективности оздоровительной работы.

Оздоровительная программа для школьников, посещающих ДОЛ (пришкольная площадка) в соответствии с группами здоровья.

По результатам профилактического осмотра несовершеннолетних, в т.ч. при поступлении в образовательные учреждения распределение по группам здоровья следующее:

I группа  36,7%(707 чел);

II группа 55,3% (1065 чел)

III группа – 7,9% (153 чел)

На 1 месте патология зубочелюстная 41,8%

На 2 месте болезни эндокринной системы 15,1% (диффузный зоб, избыточная масса тела)

На 3 месте болезни глаз 11,8% (миопия, амблиопия)

На 4 месте ортопедическая патология (нарушение осанки) 8,4% прослеживается отрицательная динамика в разрезе 3-х последних лет.

Цели и задачи программы.

Цель: охрана физического и психического здоровья несовершеннолетних, формирование у них приверженности к ЗОЖ и здоровьесбережению.

Оздоровительные задачи:

  • охрана жизни и укрепления здоровья;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • способствовать правильному функционированию внутренних органов;
  • увеличение жизненной емкости легких;
  • совершенствование деятельности ЦНС.

Воспитательные задачи:

  • воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
  • формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
  • воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Общие мероприятия.

Распорядок дня в оздоровительном учреждении — это не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент. Попытки его пересмотра должны предприниматься осторожно и обоснованно. Он варьируется в зависимости от вида оздоровительного учреждения, периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья и характера адаптации. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные моменты на основе регулярности, систематичности их применения и оптимального чередования нагрузок с отдыхом. Собственно, распорядок дня в оздоровительном учреждении  должен являть собой пример и основу здорового образа жизни.

      Физическое воспитание становится действенным средством укрепления и сохранения здоровья только при условии методически правильного построения его и адекватности физическим возможностям ребенка. Поэтому эффективное использование средств физической культуры для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и адаптационных способностей невозможно без правильно организованного медицинского контроля.

План физкультурно - оздоровительной работы на смену согласуется с врачом и обязательно включает следующие мероприятия:

 - утреннюю гимнастику;

- закаливающие процедуры;

- подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки;

- спорт, лечебную физкультуру, обучение плаванию;

- прогулки, экскурсии и походы;

- спортивные соревнования и праздники.

В первые дни работы оздоровительного учреждения проводится углубленный медицинский осмотр детей, на основании которого проводится подбор вида и интенсивности закаливающих воздействий и физических нагрузок в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и их физической тренированности, определяется принадлежность к той или иной группе здоровья и медицинской группе по физкультуре.

К основной медицинской группе относятся дети, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, хорошо физически развитые и толерантные к физическим нагрузкам. Им показаны все формы занятий физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях, сдача спортивных нормативных комплексов, все виды закаливающих процедур (по окончании периода адаптации).

К подготовительной медицинской группе относятся дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (чаще функционального характера) или в физическом развитии при удовлетворительной реакции на физические нагрузки. Им показаны занятия, направленные на общую физическую подготовку при условии постепенного освоения комплекса физических упражнений. Закаливающие процедуры назначаются в зависимости от состояния здоровья и от предшествующей закаленности ребенка.

К специальной медицинской группе относятся дети, в состоянии здоровья которых имеются выраженные отклонения постоянного или временного характера, не мешающие их обычной жизнедеятельности, но требующие ограничения физических нагрузок в связи с неудовлетворительной приспособляемостью к ним организма. Таким детям показаны занятия физической культурой с ограничением двигательной активности и применение закаливающих процедур слабого воздействия.

Вместе с группой здоровья и физкультурной группой врач определяет двигательный режим, на основании которого регламентируется интенсивность проведения оздоровительных мероприятий, объем двигательной активности в лагере для каждого ребенка. В оздоровительном лагере выделяют два режима: щадящий и тренирующий. При этом учитывается и период пребывания в оздоровительном учреждении (адаптационный  и основной).

Щадящий режим  назначается:

  • детям, перенесшим интеркурентные (острые) заболевания
  • на весь период детям, которым повышение физических нагрузок противопоказано по состоянию здоровья (отнесенные к спецмедгруппе, освобожденные от физкультуры).
  •  всем детям на период адаптации, (продолжительность от 1 до 5 дней). В качестве адаптогена показаны утренние и вечерние прогулки с постепенным увеличением дистанции от 500 до 1000 м, ближние экскурсии ознакомительного характера (продолжительностью не более часа), настольные и другие малоподвижные игры на воздухе с постепенным повышением двигательной активности (от 30 до 60 мин), дополнительный отдых в климатопавильонах или в приравненных к ним местах, музыко- и аромотерапия. При затяжном периоде адаптации необходима консультация с педиатром врачом ДОЛ.

По окончании  периода адаптации в лагере тренирующий режим назначается детям, которые удовлетворительно справляются с физическими нагрузками предусмотренными программой физического воспитания общеобразовательных школ. Этот режим предполагает использование всех форм двигательной активности в полном объеме.

 При этом разрешается проведение всего комплекса оздоровительных мероприятий: утренней гигиенической гимнастики, ежедневных прогулок и игр на воздухе, солнечных и воздушных ванн, купания в водоемах, дозированного бега, походов, экскурсий, занятий на тренажерах, в спортивных и спортивно-прикладных кружках и секциях, группах хореографии, лечебной гимнастики и др.

Медицинский персонал в первые дни смены знакомит сотрудников лагеря (начальника учреждения, воспитателей, инструкторов по физической культуре) с детьми «группы риска», которые нуждаются в щадящем режиме, особом внимании и индивидуальном подходе. Вовлечение этих детей в подвижные  игры, их участие в спортивных мероприятиях, в пешеходных экскурсиях, купание в бассейне и открытом водоеме  необходимо согласовывать с медицинскими работниками. Занятия физической культурой для них  лучше организовать отдельно (эффективна лечебная физкультура), к занятиям в спортивных секциях и соревнованиям они не допускаются. Их необходимо привлекать к подготовке общественных мероприятий (в том числе спортивных) без принуждения. При выборе игр, занятий необходимо исходить из интересов ребенка (с позиций психологического щажения).

Примерный распорядок дня

Элементы распорядка
дня          

Для детей 6 - 9 лет

Для детей 10 - 16 лет

Утренняя гимнастика  

8.10 - 8.30    

8.10 - 8.30      

Водные процедуры      

8.30 - 8.50    

8.30 - 8.50      

Утренняя линейка      

8.50 - 9.00    

8.50 - 9.00      

Завтрак              

9.00 - 9.30    

9.00 - 9.30      

Работа отрядов, звеньев, кружков, участие  
детей в общественно-  
полезном труде и др.  

9.30 - 11.10  

9.30 - 11.10    

Оздоровительные гигиенические процедуры    
(воздушные и солнечные
ванны, душ, купание),
занятия с врачом/мед.сестрой ЛФК , лекции о ЗОЖ, половом воспитании  

11.10 - 12.30  

11.10 - 12.30    

Свободное время      

12.30 - 13.30  

12.30 - 13.30    

Обед                  

13.30 - 14.30  

13.30 - 14.30    

Ожидаемые результаты

Для развития системы работы образовательного учреждения:

-совершенствование содержания и форм работы по организации летнего оздоровительного  отдыха:

Для детей:

- положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребенка;

-удовлетворенность детей (реализация потребности детей в общении со сверстниками, в различных видах творческой деятельности);

- личностный рост ребенка, его самореализации в творческой, познавательной и коммуникативной деятельности;

-реализация детьми  умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области искусства и культуры;

- расширение представлений детей о театре, традициях и обычаях;

Список литературы:

1. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

2.     Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

3.     Газета «Педсовет» за 2000-2010 год.

4.     Газета: «Последний звонок» за 2000-2010 год.

5.     Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

6. «Интересные каникулы». Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок. Москва/2012

7. «20 дней из жизни вожатого» Д.Ю.Филин. Айрис-пресс, Москва, 2010.

8. «Игротека вожатого», составитель Е.М.Шпоркина, Педагогические технологии, 2008.



Предварительный просмотр:

Естествознание (раздел «Землеведение»)

 Вопрос 6. Состав и строение Солнца и солнечной системы.

Солнечная система является частицей в галактике Млечный путь.
Солнечная система – это спаянная силами взаимного притяжения система небесных тел. Планеты, входящие в систему движутся почти в одной плоскости и в одном направлении по эллиптической орбите.
О существовании Солнечной системы впервые заявил в 1543 г. польский астроном Николай Коперник, опровергнув господствовавшее на протяжении нескольких веков представление, что Земля – центр Вселенной.

Центром Солнечной системы является рядовая звезда Солнце, в котором сосредоточена основная масса вещества системы. Ее масса в 750 раз превосходит массу всех планет Солнечной системы и в 330000 раз – массу Земли. Под воздействием гравитационного притяжения Солнца планеты образуют группу, вращаясь вокруг своей оси (каждая со своей скоростью) и совершая оборот вокруг Солнца, не отклоняясь от своей орбиты. Эллиптические орбиты планет находятся на разных расстояниях от нашей звезды.

Порядок расположения планет:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
По физическим характеристикам крупные 8 планет разделяются на две группы: Земля и сходные с ней Меркурий, Марс и Венера. Во вторую группу входят планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Самая далекая планета Плутон, как и обнаруженные еще 3 планеты с 2006 г. относят к малым планетам Солнечной системы.
Планеты 1 группы (земного типа) состоят из плотных пород, а второй – из газа, льда и других частиц.

Естествознание (раздел «Ботаника»)

 Вопрос 16.Антропогенные факторы

Влияние человека как экологического фактора чрезвычайно сильный и разносторонний. Ни одна экосистема на планете не избежала этого влияния, а многие экосистем были полностью уничтожены. Даже целые биомы, например степи, почти полностью исчезли с лица земли. Антропогенное означает "рожденный человеком", и антропогенными называют те факторы, которые своим происхождением обязаны любой деятельности человека. Этим они принципиально отличаются от факторов природных, которые возникли еще до появления человека, но существуют и действуют до сих пор.

Антропогенные факторы (АФ) возникли лишь с появлением человека в период древнего этапа ее взаимодействия с природой, но тогда они были еще очень ограниченными по своим масштабам. Первым существенным АФ стал воздействие на природу с помощью огня; значительно распространился набор АФ с развитием животноводства, растениеводства, появлением крупных поселений. Особое значение для организмов биосферы имели такие АФ, аналогов которых не было в природе раньше, поскольку в ходе эволюции эти организмы не смогли выработать определенных приспособлений к ним.

Сейчас влияние человека на биосферу достиг гигантских масштабов: происходит тотальное загрязнение природной среды, географическая оболочка насыщается техническими сооружениями (городами, заводами, трубопроводами, шахтами, водохранилищами и т.п.); техническими предметами (то есть остатками космических аппаратов, контейнерами с токсичными веществами, свалками) новыми веществами, не ассимилируются биотой; новыми процессами - химическими, физическими, биологическими и смешанными (термоядерный синтез, биоинженерия и т.п.).

Антропогенные факторы - тела, вещества, процессы и явления, которые возникают в результате хозяйственной и иной деятельности человека и действуют на природу вместе с факторами естественными. Все разнообразие антропогенных факторов подразделяют на следующие основные подгруппы:

o Факторы-тела - это, например, искусственный рельеф (курганы, тараканы), водоемы (водохранилища, каналы, пруды), сооружения и здания и тому подобное. Факторы этой подгруппы характеризуются четкой пространственной определенностью и длительным действием. Произведенные прежде, они часто существуют веками и даже тысячелетиями. Многие из них распространены на значительные площади.

Факторы-вещества - это обычные и радиоактивные химические вещества, искусственные химические соединения и элементы, аэрозоли, сточные воды и тому подобное. Они, в отличие от первой подгруппы, не имеют конкретной пространственной определенности, постоянно изменяют концентрацию и перемещаются, меняя соответственно степень воздействия на элементы природы. Часть из них со временем разрушается, другие могут присутствовать в среде десятки, сотни и даже тысячи лет (например, некоторые радиоактивные вещества), что обусловливает возможность их аккумуляции в природе. Е

Есть много классификаций АФ по различным признакам. По природе АФ подразделяют на:

- Механические - давление колесами автомобилей, вырубка лесов, препятствия на пути движения организмов и тому подобное;

- Физические - тепло, свет, электрическое поле, цвет, изменения влажности и т.п.;

- Химические - действие различных химических элементов и их соединений;

- Биологические - влияние интродуцированных организмов, разведение растений и животных, лесопосадки и тому подобное.

- Ландшафтные - искусственные реки и озера, пляжи, леса, луга и др.

Естествознание (Раздел «Зоология»)

Вопросы к зачету

1. Зоология как раздел науки, ее история развития. Разделы зоологии.

Зоология — наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии — гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их — зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем — постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, — носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Ввиду громадного количества видов животных (число которых определяют приблизительно в 200000) является необходимость в группировке животных с целью облегчения изучения их. Сравнение строения животных в их взрослом состоянии оказывается часто недостаточным, так как животные, могут в связи с образом жизни (особенно, под влиянием паразитического или сидячего образа жизни), подвергаться таким изменениям, которые совершенно скрывают их истинную природу; существенную помощь при выяснении близости между собою различных животных оказывает изучение их эмбриологии, так как при этом животные проходят часто известные стадии развития, позволяющие с уверенностью причислять данную сомнительную форму к той или другой группе. Результатом изучения строения и истории развития животных является возможность точной, определенной характеристики их и естественной группировки, классификации их на основании действительных, существенных, а не чисто внешних сходств и различий. Характеристика и классификация животных служат предметом систематики. Не довольствуясь классификацией на основании действительного сходства строения и развития животных, современная зоология стремится группировать их на основании кровного их родства, положить в основание системы генеалогию животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи — палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле — география животных или зоогеография. На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных. С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих — маммология, о птицах — орнитология, о пресмыкающихся — герпетология, о земноводных — батрахология, рыбах — ихтиология, моллюсках — малакология, насекомых — энтомология, пауках — арахнология, глистах — гельминтология, губках — спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию. Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их. Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии — прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).



Предварительный просмотр:

        

Итоговый тест по дисциплине:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

1 вариант

Выберите один правильный ответ:

  1. Процесс индивидуального развития организма называется:

а) онтогенез                                        б) гаметогенез

в) органогенез                                        г) филогенез

  1. Возрастом развития называют:

а) биологический возраст                                б) паспортный возраст

в) хронологический возраст                        г) календарный возраст

  1. Возраст 10 лет соответствует периоду:

а) раннее детство                                        б) первое детство

в) второе детство                                        г) подростковый возраст

  1. Второй скачок роста приходится на период:

        а) 1-3 года                                                б) 4-7 лет

в) 8-12 лет                                                г) 1 год

  1. Постепенное «угасание» нейроэндокринной регуляции начинается:

а) в первый период зрелости                        б) во второй период зрелости

в) в пожилом возрасте                                г) в старческом возрасте

  1. Отделы вегетативной нервной системы:

а) соматический, парасимпатический                б) симпатический, парасимпатический

в) центральный, периферический                        г) соматический, симпатический

  1. Функция афферентных нейронов:

а) передача нервного импульса от рецептора

б) передача нервного импульса от структур ЦНС

в) передача нервного импульса к рабочему органу

г) обеспечение взаимодействия нейронов

  1. Проводящие пути спинного мозга образованы:

а) передними рогами                                б) задними рогами

в) вставочными нейронами                                г) волокнами белого                                                                                         вещества

  1. Примером безусловного рефлекса не является:

а) кашель        б) чихание        в) глотание                г) отделение слюны на запах пищи

  1. Правильный путь передачи нервного импульса в ЦНС:

а) рецептор – афферентный нейрон – ЦНС

б) рецептор – эфферентный нейрон – ЦНС

в) сенсорный нейрон – рецептор – ЦНС

г) сенсорный нейрон – мотонейрон – ЦНС

  1. Рецепторный аппарат, который расположен в полукружных каналах внутреннего уха:

а) кортиев орган        б) улитка                в) вестибулярный аппарат        

 г) сетчатка

  1. При дальнозоркости лучи света фокусируются:

а) на сетчатке                                                б) перед сетчаткой

в) позади сетчатки                                        г) на роговице

  1. Четкое видение предметов, находящихся на близком и дальнем расстоянии называется:

а) бинокулярное зрение                                б) аккомодация        

в) астигматизм                                                  г) миопия

  1. Проводниковый отдел анализатора – это:

а) нервные узлы                                        б) нервные волокна

в) участок коры головного мозга                        г) рецепторы

  1. Бронзовая болезнь является результатом гипофункции:

                а) поджелудочной железы                                б) щитовидной железы

        в) надпочечников                                        г) гипофиза

16.        Гормон, вырабатываемый щитовидной железой:

а) норадреналин                                        б) инсулин

в) тироксин                                                г) адреналин

  1. Роль глюкагона в обмене веществ:

        а) регулирует рост                                        б) превращает глюкозу в гликоген        

        в) регулирует водно-солевой обмен                г) превращает гликоген                                                                         в глюкозу

  1. Отделы позвоночника человека, для которых характерен кифоз:

а) шейный и поясничный                                б) шейный и крестцовый

в) шейный и грудной                                        г) грудной и крестцовый

  1. Кости, которые не входят в состав свободной нижней конечности:

а) тазовые                                                б) бедренные

в) кости стопы                                        г) малоберцовая

20.        Состояние частичного напряжения мышцы называют:

                а) утомление                                                б) мышечный тонус

                в) гиподинамия                                                г) атрофия

  1. Миокард отличается наибольшей толщиной в стенке:

        а) левого предсердия                                б) левого желудочка

        в) правого предсердия                                г) правого желудочка

  1. Вид ткани, которая образует наружную стенку кровеносных сосудов:

        а) плотная соединительная                                б) гладкая мышечная

        в) рыхлая соединительная                        г) эпителиальная

  1. Любой круг кровообращения начинается:

а) в одном из предсердий                                б) в желудочке

в) в предсердии или желудочке                        г) во внутренних                                                                                                 органах

  1. Отдел пищеварительной системы, в котором всасывается основная масса воды:

а) желудок                                                б) тонкая кишка

в) толстая кишка                                        г) прямая кишка

  1. Вещества, поступающие в лимфатические капилляры ворсинок:

а) аминокислоты                                        б) углеводы

в) моносахариды                                        г) жирные кислоты

  1. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки желез:

а) печени, желудка                                        б) желудка

в) печени, поджелудочной железы                        г) слюнных желез

  1. Орган, который не относится к воздухоносным путям:

а) бронхи                                                б) легкие

в) носовая полость                                        г) трахея

  1. Газообмен в легких происходит путем:

а) диффузии                                        б) осмоса

в) активного транспорта                        г) эндоцитоза

  1. Первичная моча образуется в результате процесса:

а) фильтрация                                        б) реабсорбция

в) осмос                                                г) диффузия

  1. Реабсорбция в почках происходит:

а) в сосудистом клубочке                        б) в извитом канальце

в) в собирательной трубочке                        г) в петле Генле



Предварительный просмотр:

  1. Здоровье и его составляющие.

Изучая проблему здоровья в жизни современного общества, то есть знакомясь с основами валеологии, следует уточнить, расширено и углублено понимать термин предмета «здоровье». Валеологічне такое определение здоровья: здоровье - это естественное динамическое состояние организма, которое характеризуется высоким энергетическим потенциалом, оптимальными адаптационными реакциями на изменения условий окружающей среды, что обеспечивает гармоничное физическое, духовное и социальное развитие личности, ее хорошее самочувствие, эффективное противодействие заболеванием, полноценную жизнь и активное долголетие. Провозглашен устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утвержден в 1949 г., дает такое определение «здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Природа наделила человека совершенным функциональным организмом с универсальным защитой от всевозможных внешних и внутренних негативных воздействий. Поэтому здоровье следует рассматривать не как нечто приобретенное и неизменное, а как состояние организма, который постоянно меняется. Следовательно, необходимо всегда следить за своим здоровьем и поддерживать его в гармоничном равновесии с окружающей средой, а для этого нужно вести здоровый образ жизни.

Итак, чтобы быть здоровым, недостаточно иметь только здоровое тело. Здоровый человек в значительной мере зависит от многих факторов окружающей среды, в частности климатических и географических особенностей окружающей среды, от образа жизни человека, его духовности, мировоззрения, отношение к собственному здоровью и к другим людям и природе. Для полного здоровья необходимо благоприятное сочетание условий жизни как природных (температура воздуха, атмосферное давление и т.д), так и социальных (быт, культура, общественно-производственные отношения).

Важное значение для здоровья имеет внутреннее равновесие организма человека - это сбалансированная работа всех его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, гуморальной и других. Внутренняя гармония, предполагает состояние психической зривноважености и духовной целостности личности.

Составляющие здоровья. Физическая составляющая здоровья - это физическое (телесное, соматическое) состояние человека и его физическое развитие. Физическое развитие - это совокупность морфологических (форма и строение органов) и функциональных показателей, которые характеризуют развитие организма и дают возможность определить запасы его физических сил, выносливость, работоспособность. Это является одним из показателей состояния здоровья населения.

При изучении физического развития применяют унифицированные методы антропометрических исследований (антропометрия). Из всех многочисленных морфологических и функциональных признаков чаще всего принимают во внимание: длину тела (рост), массу тела, обвод грудной клетки, жизненную емкость легких, мышечную силу рук, становую силу; оценивают состав тела, состояние опорно-двигательного аппарата, форму позвоночника, грудной клетки, ног, осанку; определяют степень отложения жировой подкладки и развитие вторичных половых признаков. Программа исследования физического развития может меняться в зависимости от обследуемого контингента и цели обследования. Индивидуальный физическое развитие оценивают, сопоставляя показатели отдельных признаков со стандартами или типовыми средними значениями.

Для определения средних показателей физического развития обследуют большую группу практически здоровых людей в сравнительно короткий срок. Результаты обследований обрабатывают методом вариационной статистики. Отдельные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующей группы населения.

Общепринятых стандартов физического развития нет. Для определенной возрастно-половой группы, определенной территории разрабатывают шкалу регрессий физического развития (корреляционный анализ), по которой проводят индивидуальную и групповую оценку.

Особенно ценной является разработка так называемых зональных стандартов физического развития населения отдельных территорий, сходных по географическими, экономическими и экологическими условиями.

При изучении физического развития детей и подростков применяют также индивидуальный метод, то есть метод динамического наблюдения в течение многих лет, который дает возможность выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с условиями жизни (питанием, режимом, перенесенными болезнями и т.д.). Стандарты физического развития и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы коррекции и шкалы расчета по длине тела) широко используют в практике медицинских учреждений, особенно детских, для индивидуальной оценки физического развития.

С помощью шкалы регрессии и стандартов физического развития делают графические сетки, диаграммы роста, график каналов и уровней физического развития. Они наглядны, удобны для работы. Более современным методом является использование нелинейной регрессивной модели для оценки одновременно трех показателей основных размеров тела (массы, роста, окружности грудной клетки) - метод множественной корреляции, или многомерный корреляционный анализ. В последние годы предложен комплексный метод оценки физического развития, который позволяет определить биологический уровень развития и гармоничность морфологического статуса организма человека.

Социальную составляющую здоровья можно определить как эффективное взаимодействие человека с социальной средой. Критерием такого взаимодействия может быть успешное отождествление (идентификация) личности с определенными социальными группами (семья, класс, община, профессия, союз и т.п.). Это означает и признание другими людьми действий человека и объяснение, понимание их как необходимых. Именно в этих человеческих группах происходит социализация личности, выбор ею тех социальных ролей, которые она сможет успешно и с удовольствием выполнять в течение своей жизни.

Для успешного взаимодействия, коммуникации людей необходимо определение общих ценностей. Выбор лицом определенной иерархии ценностей является признаком ее социальной идентификации. Формирование общих ценностей и иерархии ценностей человека в значительной мере подчинены или согласованы с процессами возникновения, функционирования и развития семьи, школы, профессиональных институтов, государства, церкви и т.д.

Психическая составляющая здоровья - чрезвычайно важна. Она определяет развитие человека как личности, обеспечивает приспособление (адаптацию) в социальной среде и душевное благополучие.

Психическое здоровье раскрывается через развитие основных функций психики человека.

Психические процессы у здорового человека реализуются через разнообразные чувства и эмоциональные состояния. Реальное познание окружающего мира происходит посредством ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Условием психического здоровья является развитие разнообразных эмоций и чувств, умение контролировать и управлять ими, приобретение навыков уменьшения вредного воздействия стрессогенных факторов. Психическое здоровье дает возможность человеку оптимально приспособиться (адаптироваться) к изменениям социальной среды, познать себя, реализовать свои потребности, что необходимо для самоутверждения и самоактуализации его личности. Это сбалансированность психических процессов и их проявлений, то есть способность человека управлять собой в условиях высоких жизненных нагрузок на основе взаимопонимания и эмоционального комфорта в обществе, а также личного внутреннего комфорта.

Духовная составляющая здоровья является своеобразной вершиной, которая собирает все лучшее в человеке, благодаря чему индивид становится личностью. Неотъемлемой частью духовного здоровья человека является его способность к сопереживанию и состраданию, добросовестность, доброжелательность, порядочность, терпимость.

В течение всей жизни человек стремится к духовному развитию и самосовершенствованию. Раскрывается она через неповторимые сочетания:

- видение прекрасного в окружающей среде и в самой себе (эстетизм);

- выработка определенных правил поведения относительно окружающего мира как по законам общества, так и по внутренним моральным кодексом (етизм);

- понимание сущности окружающего мира, места человека в природе и обществе, ее жизненных ценностей, выбора собственного образа жизни, ответственности за здоровье и жизнь свою и других людей (философское мировоззрение);

- приобретение уникального свойства верить и выбора своей веры (религиозное мировоззрение).

Каждая составляющая здоровья многогранная, непростая. Но только при условии органического сочетания этих компонентов формируется и развивается здоровья человека.

2. Факторы, влияющие на здоровье.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

  • генетические факторы — 15-20%;
  • состояние окружающей среды — 20-25%;
  • медицинское обеспечение — 10-15%;
  • условия и образ жизни людей — 50-55%.

Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом.

Таблица 2

Факторы, влияющие на здоровье человека

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические

Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональнях предпосылок возникновения заболевание

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды

Хорошие бытовые и производственные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, экологически не благоприятная среда обитания

Медицинское обеспечение

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, не качественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни

Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр.

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологической образованности