Советы Родителям

Беспалова Алена Игоревна

Материалы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация подготовлена по материалам интернет-ресурсов.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ ГОДА ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ

Чтобы правильно и своевременно воздействовать на развитие речи ребенка, нужно понимать, на что способен малыш на каждом своем возрастном этапе.

Как правило, первые слова появляются к 1 году; к 1,5 годам многие дети говорят около 50 слов, к двум годам появляются фразы из двух слов. Однако индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Тем не менее, независимо от этих темпов, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Поэтому стимулирующее воздействие на речь ребенка должно соответствовать именно той стадии, на которой дитя находится в настоящее время.

Достаточно часто молодые мамы используют в общении с малышом экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.) В большей степени, нежели собственно речь. Однако успешное развитие речи ребенка зависит от употребления вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.

Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете. Будьте очень внимательны к своему малышу. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов.

Внимание ребенка еще очень рассеянно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш вскоре не потерял интерес к занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т.п. Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте на глазах у малыша и попросите найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для вашего ребенка.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ОТ 1 г. ДО 1 г. 3 мес.

  • «Путешествия по квартире»: показывайте ребенку предметы из окружающей обстановки, обязательно называя их («это мамина шапка», «это папина майка»). Дайте ребенку подержать новый предмет в руках.
  • Попробуйте в игре научить ребенка показывать, чьи это вещи. Например, попытайтесь надеть шапочку вашего малыша, вместе посмейтесь, когда у вас ничего не получится. Отдайте малышу его шапочку, а себе возьмите свою. Спросите у малыша: «Это мамина шапка?» Дождитесь его положительного ответа (утвердительным жестом, кивком, улыбкой). В следующий раз попросите малыша из двух шапочек выбрать и дать вам вашу шапку.

  • В этом возрасте малыш может заупрямиться и не захотеть отдать вам свою игрушку, хотя будет охотно показывать. Лучше попросите его принести игрушку и, усадив к себе на колени, расскажите о ней. Пусть игрушка остается в руках у ребенка, а вы будете показывать, и называть ее части (например, у куклы: носик, глазки...).

  • Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с

крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать, и называть ему в этой книжке отдельные картинки. Просите и его показать пальчиком изображения игрушек или животных. Вместе с ним

имитируйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке.

  • Целенаправленно развивайте у малыша умение повторять за вами слоги и простые слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например, во время купания, намыливая, ласково произносите: «Вот ножка», «Где животик, вот животик». При вытирании и одевании просите малыша помогать вам: «Дай ручку», «Дай ножку». Ваш ласковый голос и приятные поглаживания будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции малыша.

  • Чаще употребляйте слова «дай», «принеси», «возьми», прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Старайтесь сопровождать вашу просьбу поясняющим жестом или помогите ребенку осуществить это действие.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ОТ 1 г. 3 мес. ДО 1 г. 6 мес.

  • Дети часто выполняют ваши просьбы, ориентируясь на ситуацию (что он видит в данный момент, чем занят), ваши указательные жесты, следя за вашим взглядом. Придумывайте такой «сценарий» игры с ребенком, чтобы он оказывался в новой для него ситуации: попросите принести игрушку, которая находится вне игровой комнаты.

Разучивая новое слово с малышом, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотноситься с конкретным предметом или действием («бух» - упасть, «ляля» - кукла).

  • Обязательно выучите вместе с ребенком слова «нет», «да», «еще», «больше нет». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ребенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?». Попросите другого члена семьи предложить вам и ребенку еду, которую он точно не захочет есть. Покажите ребенку, как надо словами выражать свое нежелание: говорите «нет» И отрицательно качайте головой. Используя аналогичный прием, научите ребенка произносить слова «да». Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не ограничивался в общении с вами только кивками, стимулируйте его к речи, наклоняясь к нему и произнося: «Я тебя не понимаю (не слышу). Что ты говоришь?»

  • Когда малыш уже начал говорить несколько слов, попробуйте составить их список и подумайте, в какой ситуации вам будет легче стимулировать их произнесение. Постепенно попробуйте сделать фразу ребенка более распространенной: «Ты хочешь еще сока?», «Еще сока?». Интонация вопроса и сама ситуация как бы приглашают к «разговору», И ребенок, эмоционально заинтересованный в получении лакомства, может легко повторить за вами последнюю фразу. Похвалите его и наградите лакомством. Так вы постепенно приучите малыша использовать для удовлетворения своих потребностей определенное выражение.

  • Произнося знакомые слова, сопровождайте их демонстрацией предметов или действий. Постепенно ваши высказывания, обращенные к малышу, должны становиться более пространными. Можете попробовать давать ему простые задания с теми предметами, о которых вы рассказали ему во время ваших «экскурсий»: «Дай папину майку», «Принеси мамину шапку»

Список используемых источников:

   www. karapuz.com

   "Начальный детский лексикон" О. Е. Громова.

 



Предварительный просмотр:

Консультация подготовлена по материалам интернет-ресурсов.

Развиваем речь от 2 до 3 лет

Общие рекомендации.

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в словарном запасе вашего малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается.    

Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестры. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным правилам, требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов.

Понаблюдайте за своим ребенком! Если это ваш единственный малыш, то, как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте — на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей, которые хорошо знакомы друг с другом и обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже знают друг друга, в то же время играют каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих соседей по песочнице, чем на них самих. Для того чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре.

Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую   простую игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать потерянную в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание быть первым в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т. п.) будет стимулировать у них активное употребление коротких фраз типа «Я нашел!», «У меня больше!».

Игры и упражнения от 2 лет до 2 лет 6 месяцев.

  • Ваш малыш должен обязательно проявлять возросшую речевую активность, инициируя короткие диалоги. Сначала они могут быть очень простыми и проходить в специально подготовленной взрослым ситуации. Например, мама «забывает» поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка есть вместе со всеми.

В такой ситуации маленький ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом к взрослому. Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос: «У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?» Форма такой «помощи» может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от индивидуальных речевых способностей ребенка и особенностей его поведения, но в любом случае сама обстановка общения должна быть ориентирована именно на словесную просьбу-обращение, а не на протест или недовольство, выраженное с помощью возгласов или указательных жестов. В качестве образца правильного речевого поведения можно продемонстрировать малышу диалог между родителями, если мама «забудет» положить папе вилку или ложку.

  • Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, притом не только те, которые, как правило, употребляют все дети (я, мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто «она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку вопросы типа: «Мальчик — это «он» или «она»? А мама — это «он» или «она»? А лисичка — это «он» или «она»?». В русском языке родовые различия выражены соответствующей формой личного окончания глагола в прошедшем времени. Дети после 2 лет уже неплохо «помнят» события, которые произошли недавно, например, с героями детской сказки. Поэтому можно обращаться к малышу и с «замаскированным» вопросом: «Лисичка убежала или медведь убежал? Он убежал или она убежала?»

  • Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком картинки про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)....» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень... любит, совсем не... боится, быстро-быстро... бежит).

Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево ... Пчелы увидели медведя и на него...»).

Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим «приглашением» ребенка его продолжить (Мишка по лесу идет и...).

  • Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Многие молодые родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш, прежде всего, должен освоить такие качественные прилагательные, как «большой — маленький», «горячий — холодный», «хороший — плохой» и т.п. Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним.

Собственно обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо «полюбившимся» им названием, например «желтый» или «синий». Подождите немного: ваш малыш начнет лучше рисовать, станет просить у вас карандаши, вот тогда вы сможете выучить с ним названия не только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков.

  • Обратите особое внимание на произношение вашего ребенка. Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки». Понаблюдайте, как ваш ребенок произносит губно-губные и губно-зубные (п, б, м, в, ф) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2-х лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова.

Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука («в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «пулемет» — д-д-д), и если это у него получится, попробуйте учить слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить нужное лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого: «Тебе это надо?» («Да, надо!»).

  • Дети после двух лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже («Где твоя книжка? — На столе!»). Когда малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» — не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны вашему ребенку, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик спрятан в сумочке»). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы малышу нужно было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

  • Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького «собеседника».

Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо будет употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, т.е. привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельное произнесение коротких фраз и воспроизведение знакомых текстов сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).

Игры и упражнения от 2 лет 6 мес. до 3 лет

Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми.

Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент). В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка.

Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи подражательные образцы взрослых речевых моделей, вдруг начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну».

Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению. Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении. Однако взрослым не следует мешать детям в их «экспериментах». Наоборот, своими вопросами или специальными «оговорками» они должны направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы — не ребенки, а ребята, у кошки — не котенки, а ...котята»).

  • Для того, чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных, словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая — маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь ваше пристальное внимание. Помогите малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью вопроса: «Машина какая?» и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!»

  • Обратите особое внимание на то, как ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет — моется, купает — купается). Если малыш говорит сравнительно неплохо для своего возраста, но в то же время плохо освоил навыки самообслуживания, то трудно ожидать от него хорошего овладения возвратными формами глагола в собственной речи. Зато активному, инициативному ребенку, который часто употребляет слово «сам!», будет легко объяснить разницу между практическим значением слов «одевать» и «одеваться» и быстро научить использовать эти слова в различных ситуациях.

  • Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов, стихов) привлекать внимание ребенка к стандартным оборотам и выражениям типа: «ласковые руки», «густые волосы», «умные глаза». Объясняйте малышу значения этих слов и стимулируйте употребление таких выражений при ответах на вопросы по прочитанному тексту. В дальнейшем освоенные таким образом фразеологические обороты прочно войдут в самостоятельную речь вашего ребенка, сделают ее более распространенной и эмоционально окрашенной.

  • Не требуйте от ребенка сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей ограничены не только трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) в данном возрасте и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов позволяет ребенку не только исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет ребенка от риска возникновения запинок в его самостоятельной речи.

  • Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в три года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием похлопывания «трудных» слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах. Например, если малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слово «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произнесении.

  • Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении трех лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к трем годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После трех лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании звуков.

Список используемых источников:

www. karapuz.com

      "Начальный детский лексикон" О. Е. Громова.



Предварительный просмотр:

Консультация подготовлена по материалам интернет-ресурсов.

Развиваем речь от полутора до 2 лет

Ребенок в этом возрасте переходит от лепетных слов к собственно словам, от аморфного, понятного только маме “слова-предложения” к короткой двухсловной фразе. Существенно изменяется и содержание детских высказываний: от выражения эмоционального состояния или сиюминутного желания малыш подходит к наименованию объектов и различению их свойств и совершаемых действий.

На этом этапе интеллектуальное развитие существенно опережает речевое, поэтому задания могут быть связаны с выделением отдельных предметов, их свойств и способов действий с ними.

Игры и упражнения для детей от 1 г.6 месяцев до 1г. 9 месяцев.

  • Малыш уже может успешно повторить за вами простое двухсложное слово. Хорошо поиграть с ребенком в «Телефон». Произносите знакомые слова, которые вы уже слышали в речи вашего малыша, в трубку игрушечного телефона или в рупор. Старайтесь произносить слова четко, с выделением ударного слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово более легким по произнесению. Для облегчения задания можно начинать с повтора цепочек слов-звукоподражаний (типа «мяу-мяу»), постепенно переходя к собственно новым словам, которые малыш хорошо знает, о сам еще не произносит.
  • Самым сложным вариантом заданий, доступным ребенку этого возраста, является произнесение трехсложных слов. Малыш часто «теряет» при самостоятельном произнесении первый безударный слог («кусу» – «укушу»). Попробуйте поиграть в «Ладушки», прохлопывая сложные слова. Другим вариантом такой тренировки является совместное слитное пение слова по слогам. Выберите ту игровую форму, которая в данный момент больше нравится малышу, и немного потренируйтесь вместе с ним.
  • Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие предметы. Если малыш привык только повторять нужное слово за вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, вам следует побудить его к речевому общению. Прежде всего, постарайтесь организовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Наоборот, предлагайте вместе поиграть «в куклы», «в машинки», старайтесь сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные действия с нею.
  • Чаще предлагайте малышу те игры, в которые нельзя играть самому и которые требуют обязательного словесного обращения к вам. С мальчиком можно загружать самосвал, побуждая его командовать машине: «Вверх! Вниз! Стой!». Девочке понравится укачивать куклу, называя ее по имени, успокаивая перед сном ласковыми словами. Так можно словами придать «человеческий» характер разговору с игрушками и влиять на их «поведение».
  • Если вам кажется, что ребенок просто ленится произносить слова, хотя уже может назвать достаточно много предметов, попробуйте поиграть с ним в «Незнайку». Пусть Незнайку, роль которого можете сыграть вы сами или большая кукла, ходит по дому и приговаривает: «Вот мишка. Вот сани …», называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, то названный “не так” предмет исчезнет в огромной дорожной сумке. “Спасти” игрушку можно только назвав ее правильною, чтобы малыш лучше усвоил эти несложные правила игры, сначала в нее играют двое взрослых.
  • Если ребенок легко называет знакомые предметы, можно постепенно учить малыша узнавать и называть знакомые предметы по картинкам.

Игры и упражнения для детей от одного года и девяти месяцев до двух лет.

  • Сопоставлять картинку и игрушку нужно одновременно и произносить названия четко, с выделением ударения. Помните, что при разучивании новых слов следует использовать сначала игрушку, а затем – картинку. Первоначально поощряйте любой вариант произношения, доступный ребенку. В дальнейшем, когда новое слово усвоится, хорошо соотнесется в представлении с реальным предметом, вы сможете закрепить его точное произношение в игре “Телефон”.
  • Постепенно процесс разучивания новых слов и формирование отчетливого произношения значительно ускорится, потому что ребенок, как правило, легко усваивает требования к своей речи, если они адекватны его возрасту и артикуляционным возможностям.
  • Обратите внимание на умение ребенка произносить короткую фразу. Малыш уже может словами сообщить о своих ощущениях, указать на объект действия, его направление. В подобных высказываниях выражается субъективно наиболее значимая информация для ребенка, а общий смысл извлекается из ситуации. Необходимым этапом для перехода к фразовой речи является объединение в одно смысловое целое двух разных слов.
  • Большинство детей овладевает фразовой речью достаточно успешно. Как правило, переходным этапом от однословного слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания, которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах речевого развития: «патя» (платье) – указательный жест в направлении шкафа. Постепенно у ребенка появляются новые выражения, в которых вытесняется невербальный (жестовый) компонент: «сина тям» (машина там), «исе секя»(еще сока). Такие высказывания иногда называют «телеграфным стилем».
  • Для успешного формирования полноценной фразовой речи необходимо появление следующего структурного типа высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и объекта, на который они направлены («би-би кать» — катить машину, «пить сёкя» — пить сок). Малыш обычно начинает с обозначения действий, выражающих его желания или указывающих на перемещение предметов в пространстве. Обратите внимание ребенка на то, что, повторяя слово-действие, он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской). Так у ребенка постепенно сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях. Стимулируя вашего малыша к произнесению именно фразы, а не одного слова, вы можете прекратить понимать его в игре, если он попробует вернуться к однословному слову-предложению.
  • Можно менять построение фразы, например, при согласовании именительного падежа с глаголом. В игре «Кормим куклу» изобразите, что вы кормите куклу Катю, Лялю, затем «покормите» малыша. Рассказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ест», «Ляля ест». Пусть малыш повторит эти действия, а вы задайте ему вопросы: «Катя что делает?», «Кто ест?» Через некоторое время вы добьетесь того, что от однословных ответов малыш перейдет к фразе из двух слов.
  • Закрепите у ребенка умение заканчивать фразу, читая с ним короткие, хорошо знакомые стишки и не договаривая последнее слово в конце строчки. Если ему очень нравится какое-нибудь стихотворение и он постоянно просит его почитать, попробуйте предложить ему начать 1-2 строчки.
  • Продолжайте беседовать с малышом по содержанию его любимых книжек. Попробуйте выразительно пересказать содержание простой сюжетной картинки, на которой любимый герой совершает понятные и хорошо знакомые малышу действия. Обязательно поговорите о том, что происходит с героем. Обращайте внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для рассказа.
  • Помните, что переход к двухсловным предложениям знаменует собой качественный скачок не только в речевом, но и в интеллектуальном развитии ребенка.

Надеемся, наши рекомендации помогут вам и вашему малышу, сделают процесс развития речи более увлекательным и простым.

Список используемых источников:

www. karapuz.com

      "Начальный детский лексикон" О. Е. Громова.