Родительские встречи в МДОУ

Кялина Ольга Вячеславовна
Начинать работу с родителями нужно как можно раньше, родители не должны потерять интерес к родительским собраниям на этом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь будущий первоклассник.

 Для успешного овладения ребенком школьной грамотой у него еще до 1 класса должны сформироваться  определенные предпосылки, если они не сформированы, то процесс обучения может осложниться, например, возникнут трудности в овладении чтением и письмом. Если до школы с ребёнком много разговаривали, занимались его умственным развитием, читали художественную литературу, то все нижеперечисленные навыки должны были сформироваться самостоятельно.

Итак, для успешного овладения первоклассником программы перед поступлением в школу должен уметь:

  1. Различать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слогов: ва-фа, ба-па, са-за, са-ша, да-та-да, ка-га-ка, са-ша-са, жа-ша-жа, ча-тя-ча, ра-ла-ра. При сформированном фонематическом восприятии ребенок повторит без ошибок каждую цепочку.  Если же допущены многочисленные ошибки, это говорит о том, что следует развивать фонематическое восприятие, и чем раньше начать, тем лучше, так как формирование данного процесса занимает длительное время.
  2. Произносить все звуки русского языка без искажений, замен. В целом речь должна быть четкая, понятная окружающим.
  3. Уметь определять количество звуков в слове, их порядок, выделять первый и последний звук (не букву). Спросите у ребенка, сколько он слышит звуков в слове (например: дом, кот, рука), какой слышит первый звук в слове (например: слон, заяц), какой слышит последний звук в слове (например: суп, стена).

Лучше не предлагать слова с парными звонкими согласными на конце, если вы назовете такие слова,  как гриб, год, ёж, то ребенок должен ответить П, Т, Ш, т.к. именно эти звуки мы СЛЫШИМ.

  1. Определять количество слов в недлинном предложении и количество слогов в словах.

Если ребенок не справился с предложенными заданиями, не сердитесь на него, не обвиняйте в том, что он не может справиться с легкими заданиями, ведь то, что кажется легким нам, может быть непосильно ребенку с недостаточно развитым  фонематическим слухом. Лучше обратитесь к логопеду, он даст вам подробные указания, чем следует заняться с ребенком. То же самое касается и звукопроизносительной стороны речи – обратитесь к логопеду для постановки  звуков. В противном случае, у ребенка могут возникнуть ошибки на письме (пропуски букв, слогов, слитное написание слов, замена букв)

  1. Строить грамматически правильные высказывания. Слова в предложении должны быть согласованы, идти в правильной последовательности без потери или замены одних предлогов на другие (например, дети говорят: «Мы поехали автобусе», «Мячик закатился по стол», «Вышел с магазина»).
  2. Образовывать множественное число имён существительных в родительном падеже: много чего? (грибов, ягод, кустов; шкафов, окон, стульев).
  3. Согласовывать числительные с существительными (1 стол, 2 стола….5 столов). Просто считайте с ребенком разнообразные предметы.
  4. Образовывать относительные прилагательные: салат из капусты (какой?)  – капустный, из моркови (какой?) – морковный, варенье из вишни (какое?) – вишневое, варенье из малины (какое?) – малиновое.
  5. Образовывать притяжательные прилагательные: у кошки – кошачий, у собаки – собачий, у птицы – птичий.

Если Ваш ребенок затрудняется в выполнении пунктов 5-9, чаще считайте с ним предметы, пробуйте задавать вопрос какой? к разным существительным, больше рассуждайте с ребенком (например, я варю суп из гороха, значит он какой? – гороховый.  На ужин салат из рыбы, значит он какой? – рыбный. Твои сапоги из резины, значит они какие? – резиновые). Иначе ребёнок будет допускать грамматические ошибки (окны, много глазов, собакин, капустовый).

  1. Знать обобщающие понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт  и т.д.) и, конечно же, что к этим понятиям относится.
  2. Знать названия детенышей животных. Часто дети не знают детенышей козы, овцы, лошади, коровы, свиньи. Дети отвечают: козлики, барашки/овчата, лошадки/лошадята, коровки/коровята, свинки/хрюшки (вместо козлята, ягнята, жеребята, телята, поросята).
  3. Уметь связно излагать свои мысли. Попросите ребенка рассказать о каком-либо событии, которое с ним произошло. Если ребенок перескакивает с мысли на мысль, недоговаривает предложения, не может подобрать нужное слово, и в итоге весь его рассказ представляет отдельные фразы – значит у него не развита связная речь.
  4. Понимать логические конструкции, правильно грамматически оформлять предложение.

Задавайте ребенку загадки на понимание логических связей. (Что верно: понедельник наступает после вторника или вторник после понедельника? Мальчик решил примеры после того, как поиграл. Что он сделал раньше? Вася бежит за Петей, кто впереди?) Проговаривайте ребенку  шутливые предложения, в которых он должен исправить ошибку (котлета съела мальчика, собакой нарисован карандаш, солнце загорает под девочкой, остановка промчалась мимо автобуса).

 Больше читайте, старайтесь пересказать прочитанное. Придумывайте рассказы по картинкам. При этом не ругайте ребенка, если у него не получается – запаситесь терпением, иначе отобьете у ребенка желание, он будет избегать подобных заданий. Для ребенка это должно быть интересным времяпрепровождением с вами (чтение рассказов, рассматривание картинок), а не нудное занятие (даже не произносите ему слово «занятие», а просто предложите почитать вместе сказку и пересказать ее папе, бабушке или даже игрушке, ведь им так интересно послушать сказку).

Помните, ребенок не виноват, если  у него не получается выполнить что-то из вышеперечисленного. Ваша задача помочь ему развить эти навыки, самим быть образцом правильной речи и развивать ее у  ребенка при помощи художественной классики для детей.

Удачи Вам и Вашему будущему первокласснику!

Щеглова Елена Александровна, учитель-логопед