Силуэт. Декоративный натюрморт.

Модникова Татьяна Викторовна

Силуэт. Декоративный натюрморт.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Силуэт

Слайд 2

Все предмета против света имеют форму силуэта

Слайд 3

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Слайд 4

Силуэт это плоскостное изображение, вид графики

Слайд 5

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Слайд 6

Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, « portraits a la Silhouette ».

Слайд 7

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

Слайд 8

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

Слайд 9

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо . Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).

Слайд 10

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом « Collection de cent silhouettes ». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Слайд 11

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою , который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем . Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.

Слайд 12

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур

Слайд 13

«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины — К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский — воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.

Слайд 14

Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.

Слайд 15

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.

Слайд 16

Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Слайд 17

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия

Слайд 20

Театр теней — насчитывает 2000-летнюю историю, и является родоначальником драматургии в Китае. Ко второму тысячелетию, театр теней был широко популярен в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана он распространился и в других регионах Азии. Наивысшей формы театр теней достиг в Турции в XVI веке. Был популярен в Османской Империи. В 1767 году, техника театра теней была привезена из Китая в Европу французским миссионером Жюлем Алодом . В 1776 году она стала известна в Великобритании. Великий немецкий поэт Гете проявлял интерес к этому искусству, а в 1774 году сам устроил его представление. Сейчас, с появлением новых видов развлечений, театру теней как и многим другим видам традиционного народного искусства угрожает исчезновение. В Китае говорят о необходимости внести заявку на включение теневого театра в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО во избежание исчезновения этого вида искусства.

Слайд 21

Задание. Придумать композицию 2-3 фигуры в технике силуэт на тему театра, балета, цирка. Фон сделать в цвете. (акварель) Формат А3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративный натюрморт

Слайд 2

Натюрморт — это постановка из неодушевлённых предметов. В станковой живописи натюрморты пишут традиционно: лепят объём предметов, передают светотень, линейную и воздушную перспективу, пространство… В декоративном же натюрморте это становится неважным. Форма изображаемых предметов становится плоской и условной. Светотень отсутствует. Вместо неё каждый силуэт прорабатывается декоративно.

Слайд 3

Порядок работы над декоративным натюрмортом: 1 . Компоновка предметов в листе. 2. Трансформация (стилизация формы). 3. Наложение или заплетение силуэтов между собой. 4. Заполнение силуэтов текстурой и декоративным решением.

Слайд 4

2. Трансформация формы. Её суть заключается в преобразовании изначальной формы предмета в условную . Т. е. рисунок упрощается, лишается ненужных деталей. Форма приводится к условно-геометрической, т. е. основывается на простых геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник…). Например, кувшин можно составить из круга и цилиндра, а сверху и с низу завершить окружностями или эллипсами. Таким образом, остаётся лишь характер предмета. Он должен быть узнаваем. А контуры уже будут трансформированы и приведены к общему стилю.

Слайд 6

1 Задание. Выполнить трансфармацию формы любого предмета вращения (ваза, чашка, кувшин). По образцу на предыдущем слайде. Формат А4.

Слайд 7

3. Наложение или заплетение силуэтов — это прием в декоративном искусстве и дизайнерском деле. Наложение силуэтов друг на друга это когда предметы заслоняют друг друга и изображение становится как бы многослойным.

Слайд 8

Заплетение сложнее. Например, когда часть кувшина загораживается яблоком, то пересекающиеся части кувшина и яблока могут быть отображены художником совершенно другим цветом. Предметы становятся как бы «прозрачными» и их пересекающиеся части видны зрителю. Силуэты предметов переплетаются настолько замысловатым образом, что в итоге, их порой бывает трудно различить. И это придает декоративной работе особую привлекательность.

Слайд 11

2 Задание. Выполнить декоративную композицию из 3-4 предметов в любой технике, как на предыдущих слайдах. Формат А2.

Слайд 12

4. Заполнение контуров предметов текстурой — не представляет особой сложности. Можно делать набрызг краски, можно укладывать краску хаотичными мазками и т. д. Но заполнить силуэт декоративным решением сложнее. Художник придумывает некий «орнамент», хотя это слово здесь не совсем подходит. Этим «орнаментом» он заполняет силуэт. Создается же этот «орнамент» на основе образующей линии. Образующая линия — это линия, которая образует контур предмета . Например, контур греческой амфоры будет грациозно изогнутым. Поэтому и внутреннее декорирование силуэта будет основано на изогнутых подобным образом линиях.

Слайд 13

Отдельные части такого декорирования предметов, также как и сами предметы могут быть заплетены. Также, между ними можно пропустить буквальный орнамент. Поэтому, такое декорирование — это не просто заполнение силуэтов только текстурой или окрашиванием . Это более сложный процесс. Но и более эффектный, на котором основана суть декоративного натюрморта.

Слайд 17

3. Задание. Выполнить композицию с декорированием в любой технике, как на предыдущих слайдах. Формат А2.

Слайд 18

Декоративные натюрморты могут быть графическими и живописными. Живописные по технике исполнения делят на те, в которых используются чистые цвета, на лоскутные, на контурные или витражные . Есть натюрморты в которых создается движение за счет наложения и заплетения предметов между собой. Все эти деления условны и зависят от задачи, которую ставит перед собой художник, от техники исполнения и материалов, использования различных видов изменения мазков, использования мастихина, широких кистей и других инструментов. и от общего впечатления, производимого работой.

Слайд 19

Декоративные приемы основанные на сочетаниях чистых цветов.

Слайд 24

Живопись из лоскутов. Все цветовые сочетания в этой технологии изображаются в виде отдельных сегментов, подчеркивают структуру предметов и проявляющей их наиболее выразительные свойства. Часто используются чистые цвета и плоскостное отображение пространства.

Слайд 26

Живопись с четко выделенным контуром. Для усиления формы и цветовых соотношений используется так наз. «метод витража», когда все предметы и места преломления формы обводятся черными или темными линиями, создавая четкие абрисы и границы между цветами. Работы, выполненные в такой технике, получаются очень зрелищным и яркими.

Слайд 29

Движение предметов