4 класс

Береговая Людмила Владимировна

Материалы к урокам музыки в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соната № 8 «Патетическая»

C:\Users\galina-muz\Desktop\Бетховен.jpg

Людвиг ван Бетховен

1770 - 1827

Немецкий композитор, дирижёр и пианист

С молодых лет Бетховен зарекомендовал себя как незаурядный (необычный, выделяющейся среди других) пианист. «Его игра не отличалась чистотой, блеском и элегантностью… зато она была одухотворённой, величественной, в высшей степени полной чувства». Эти слова принадлежат Карлу Черни – австрийскому пианисту, педагогу и композитору, ученику Л. Бетховена.

Ведущим солирующим инструментом в эпоху венских классиков стало фортепиано. Для него создаётся много произведений в различных жанрах (сонаты, вариации, пьесы). Главным был жанр сонаты.

Слово «соната» происходит от итальянского «сонарэ» - «звучать», «играть» (на музыкальном инструменте). Это крупное музыкальное произведение, предназначенное для солирующего инструмента (или двух инструментов). Состоит, как правило, из трёх частей.

По фортепианным сонатам можно проследить путь становления композитора. 32 сонаты написаны Бетховеном на протяжении его жизни, в разные этапы его творчества. Одна из них – соната № 8 – называется «Патетическая», то есть «страстная», «взволнованная».

Вступление.

Аккорд! Могучий и грозный. Властный голос. Он требует ответа. Быстрого, ясного. Он нетерпелив. Он не хочет ждать.

И ответ приходит. Но робкий и уклончивый. В нём страдание и боль, но нет решения.

И тогда снова раздаётся прежний голос. На этот раз ещё более сильный и требовательный.

И опять тот же ответ.

Но голос не умолкает. Он всё настойчивей. От него не скроешься и не уйдёшь, как не уйти от жизни, требующей решения и ожидающей его. Жизнь зовёт к действию. И зову её невозможно противостоять.

С каждым новым аккордом слабеет сопротивление.

Первая часть.

Музыка первой части полна борьбы - острой, кипучей, не затихающей ни на миг. Главная тема - она выросла из мощных аккордов вступления - порывистая, мужественная, сильная,

Герой Бетховена, как и он сам, - неистовый борец, мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром.

Высшее предназначение своего искусства, которому он следовал до конца жизни, Бетховен выразил всего одной фразой: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих».

ПОСЛУШАЙ 1 ЧАСТЬ СОНАТЫ

Вопросы и задания (выполнить в тетради):

  1. Как вы думаете, слова «героизм», «героический» можно отнести к творчеству Л. Бетховена или также к обстоятельствам его жизни? Почему?
  2. Преимущественно для какого музыкального инструмента создавали сонаты венские классики?
  3. Что означает слово «соната»?
  4. Музыка Бетховена отличается резкой контрастностью – динамической, темповой, регистровой… Ощутимы ли контрасты в «Патетической» сонате? Подумайте, с какой целью они применяются.



Предварительный просмотр:

Вспомни сюжет оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

C:\Users\galina-muz\Desktop\Глинка.png

Михаил Иванович Глинка

1804 - 1857

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы

Осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки «Жизнь за царя» (такое название первоначально носила опера «Иван Сусанин» по настоянию цензуры). Театр был переполнен. Присутствие царя и его семьи привело на открытие сезона весь «высший свет» - собрались музыканты, литераторы, художники.

Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре, что было потрясающе новым.

Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Герои оперы Глинки были крупными личностями.

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.

Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле села Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб.

Слушание:  Речитатив и ария Сусанина «Чуют правду», «Ты взойдёшь моя заря…»

Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей.

Музыка этой сцены с большой тонкостью передаёт разнообразные чувства героя, мельчайшие движения его души. Перед его мысленным взором проходит вся его жизнь, родные и дорогие сердцу образы. Он вспоминает недавнее счастье в кругу любимой семьи. В этой музыке такая трагедийная сила, страстность, что кажется - большее напряжение чувств уже невозможно. Но усилием воли эта боль приглушается: видя уснувших поляков, Сусанин и сам решает отдохнуть, собраться с силами: «Надо смерть достойно встретить...»

«Эту сцену в лесу я писал зимой, - вспоминал Глинка, - всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня самого становились дыбом и мороз подирал по коже».

Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.

Начинается метель, изображённая оркестром. Причём это не только образ беспокойной природы. Музыка передаёт и внутреннее состояние главного героя.

Последние мысли Сусанина о Родине. Последнее объяснение крестьянина с захватчиками трагично. На вопрос: «Куда завёл ты нас?» - он отвечает: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал, куда и чёрный враг костей не заносил». Победным торжеством звучат последние слова Сусанина: «Родной край спасён! О, Русь моя, живи вовек!»

Вопросы и задания для выполнения в тетради:

  1. Что нового внёс Глинка в оперу?
  2. Как была названа опера при премьере? Почему?
  3. Раскрой основную идею произведения Глинки.
  4. Как ты понимаешь значение слова ария?
  5. Какой певческий голос (тенор, баритон или бас) исполняет партию Сусанина? Как ты думаешь, почему?