Дистанционное обучение Т 21

24.03.2020

Практическая работа 11

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При выполнении практической работы применить изученный ранее материал по методам решения систем линейных уравнений.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

 

 

I вариант

 

Задание 1. Решить систему уравнений методом сложения:

                    х1+3х2=8,

                   2х21=7

Задание 2: Решить систему уравнений графическим методом:

                   5х-2y=7,

                   3x+4y=25

Задание 3. Решить задачу методом подстановки: Если увеличить ширину прямоугольной площадки на 2 м, а ее длину уменьшить на 4 м, то ее площадь уменьшится на 4 м2; если же ширину уменьшить на 2 м, а длину уменьшить на 2 м, то ее площадь уменьшится на 16 м2. Найдите ширину и длину площадки.

Задание 4. Решить задачу с применением формулы Крамера xi=∆i/∆: Семья взяла в банке три кредита, первый под 9%, второй под 10 %, третий под 19%. Какую сумму денег семья вернет банку, если известно, что размер первого кредита в 2 раза больше второго, а размер третьего кредита в 5 раз больше первого. Сумма процентов, выплаченных банку, составляет 65400 рублей.

 

II вариант

 

Задание 1: Решить систему уравнений методом сложения:

                   3х12=3,

                     x12=0

Задание 2. Решить систему уравнений графическим методом:

                   2х+3y=13

                   5x-y=7

Задание 3. Решить задачу методом подстановки: Двое рабочих получили за работу 50000 рублей. Первый работал 12 дней, второй 10 дней. Сколько каждый из них получал в день, если известно, что первый рабочий за 5 дней получил на 5000 больше, чем второй за 3 дня.

Задание 4. Решить задачу с применением формулы Крамера xi=∆i/∆: Мощность электрического чайника относится к мощности электрической плитки как 3/10. Мощность светодиодной лампы меньше мощности электроплитки в 500 раз. Найдите мощности всех электроприборов, если известно, что их суммарная мощность равна 6510 Вт.

 

III вариант

 

Задание 1. Решить систему уравнений методом сложения:

                   2х1-4х2=14,

                   4x1+3х2= -27

Задание 2. Решить систему уравнений графическим методом:

                   3х+5y=14,

                   2x-4y=-20

Задание 3. Решить задачу методом подстановки: Скорость вертолета на 70 км/ч превышает скорость автомобиля, а отношение их скоростей равно 15:8. Найдите скорости вертолета и автомобиля.

Задание 4. Решить задачу с применением формулы Крамера xi=∆i/∆: Мощность электрического чайника в 2,5 раза больше мощности электрической плитки. Мощность светодиодной лампы меньше мощности электроплитки в 80 раз. Найдите мощности всех электроприборов, если известно, что их суммарная мощность равна 2810 Вт.

 

IV вариант

 

Задание 1: Решить систему уравнений методом сложения:

                   3х12=5,

                     x12= 3

 

Задание 2: Решить систему уравнений графическим методом:

                  2х-3y=-4,

                    x-y=-1

Задание 3. Решить задачу методом подстановки: величина одного из углов треугольника равна 60°, а разность величин двух других углов равна 20°. Найдите величины углов треугольника.

Задание 4. Решить задачу с применением формулы Крамера xi=∆i/∆: Семья взяла в банке три кредита, первый под 19%, второй под 12 %, третий под 15%. Какую сумму денег семья вернет банку, если известно, что размер первого кредита в два раза меньше второго, а размер третьего кредита в 3 раза больше первого. Сумма процентов, выплаченных банку, составляет 70000 рублей.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция

27.03.2020

Тема: Решение систем нелинейных уравнений с двумя неизвестными методом замены

Задание: прочитайте лекцию и выполните домашнее задание по данной теме, приведенное после лекции.

Нелинейным называется уравнение, в котором неизвестные величины входят не только линейным образом. Система, состоящая из двух нелинейных уравнений, также содержит два неизвестных, из которых одно имеет нелинейную зависимость от другого.

Для решения таких уравнений могут быть применены различные методы и чаще их сочетание.

Рассмотрим пример № 1:

Для второго уравнения системы определим область допустимых значений, , . Решим данное уравнения методом замены.

Пусть , тогда уравнение принимает вид:

Умножим данное уравнение на  и в результате получим:

Полученное квадратное уравнение решаем через дискриминант:

,

Так как , то   и . Теперь исходная система распадается на совокупность двух систем, каждая из которых решается способом подстановки:

                 

         

Вторая система совокупности не имеет решений, так как при возведении любого числа в четную степень ответ не может быть отрицательным.

Решаем первую систему:

         

       

Полученный результат удовлетворяет области допустимых значений      .

Проверка:

    

Ответ: (5;1),  (-5;-1).    

Рассмотрим пример № 2:

Для уравнений системы определим область допустимых значений: x≠0, y≠0. Решим данную систему методом замены. Введем новые переменные: пусть 1/x=t, а 1/y=z. Тогда система принимает вид:

Решим полученную систему методом сложения. Для этого умножим первое уравнение на 4, а второе на -3.

В результате сложения получили:

Выразим из второго уравнения неизвестную t:

Подставим :

Так как , а , то , следовательно, , и , следовательно, .  

Проверка:

           

Ответ: (2;3).

Домашнее задание.

Решить систему уравнений методом замены. Номер варианта выбрать из таблицы в соответствии с номером зачетной книжки. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

5

3643

6

3644

7

3889

8

3648

9

3649

1

3538

2

3651

3

3652

4

3654

5

3655

6

3656

7

3657

8

3658

9

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

6 вариант

7 вариант

8 вариант

9 вариант



Предварительный просмотр:

31.03.2020

Практическая работа № 12

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При выполнении практической работы ознакомиться с приведенными ниже методическими рекомендациями. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru  до 02.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

        

Методические рекомендации

Помимо метода замены, для решения систем нелинейных уравнений применяют метод подстановки. Он заключается в выражении одного неизвестного через другое из какого-либо уравнения системы и подстановки полученного выражения в другое уравнение системы.

Например, в задаче сказано, что среднее арифметическое двух чисел равно 20, а их среднее геометрическое равно 12. Найдите эти числа.

Составим систему уравнений, обозначив первое число за , а второе за . Среднее геометрическое – это сумма чисел, деленная на количество слагаемых, и согласно условию, оно равно 20, то есть .

        Среднее геометрическое чисел – это корень n-ой степени из произведения чисел, где n равно количеству чисел, то есть по условию задачи .

Система имеет вид:

В результате умножения на 2 первого уравнения и возведения в квадрат второго уравнения, получаем:

        Выразим из первого уравнения  и подставим во втрое уравнение системы:

Раскрыв скобки, получим:

Умножим второе уравнение системы на -1 и перенесем 144 из правой части уравнения в левую, поменяв знак на противоположный:

Решим второе уравнение по теореме Виета:

        В результате подбора получаем:

Подставив полученный результат в первое уравнение, получим:

Проверка:

        Ответ: эти числа 4 и 36.

Итак, разобрав данный пример, переходим к решению заданий по вариантам. Чтобы выполнить задания, необходимо обозначить искомые величины за  и  и составить систему уравнений исходя из условия. Вспомните также:  I вариант – формулу площади прямоугольного треугольника и теорему Пифагора, II вариант – формулу площади прямоугольника и теорему Пифагора, III вариант – формулу площади прямоугольного треугольника и формулу периметра треугольника, IV вариант – формулу площади прямоугольника и формулу периметра прямоугольника.

I вариант

        Задание 1. Решить задачу, применив метод подстановки: длина гипотенузы прямоугольного треугольника равна 37 см, а его площадь составляет 210 см2. Найдите длины катетов.

II вариант

        Задание 1. Решить задачу, применив метод подстановки: площадь прямоугольника равна 972 см2, а длина его диагонали равна 45 см. Найдите длины сторон прямоугольника.

III вариант

        Задание 1. Периметр прямоугольного треугольника равен 90 см, а его площадь равна 270 см2. Найдите длины сторон треугольника.

IV вариант

        Задание 1. Площадь прямоугольника равна 1080 см2, а его периметр равен 138 см. Найдите длины сторон прямоугольника.



Предварительный просмотр:

Лекция

01.04.2020

Тема: Решение систем показательных уравнений

Задание: прочитайте лекцию и выполните домашнее задание по данной теме, приведенное после лекции.

        Показательным называется уравнение, содержащее переменную в показатели степени. Система показательных уравнений состоит из уравнений, каждое из которых содержит несколько переменных в показатели степени. Такие уравнения могут решаться различными методами.

        1 метод – привести левые и правые части уравнений системы к одинаковым основаниям.

Рассмотрим пример:    

        Приведем левую и правую части первого уравнения к основанию 2. Для этого вспомним, что , .

        Приведем правую часть уравнения к основанию 5. Для этого вспомним, что , а корень второй степени можно заменить на показатель степени, равный  .

Воспользуемся свойствами степеней:

  1. при возведении степени в степень показатели степени умножаются.

при умножении одинаковых оснований показатели их степеней складываются.

Применив свойства, получим:

Так как теперь в левой и правой частях каждого уравнения содержится по одному одинаковому основанию, то мы можем приравнять показатели степеней:

        Раскроем скобки и приведем подобные:

 

Решим полученную систему методом сложения. Для этого умножим второе уравнение системы на -6.

        В результате сложения получаем:

14

Подставив во второе уравнение системы найденное значение , получаем:

Проверка:

Ответ: ().

2 метод – перемножения и деления уравнений системы друг на друга.

        Рассмотрим пример:

        

Представим 75 как 3 и 45 как 5:

        

Перемножив уравнения системы, получаем:

Применив свойства степеней, получаем:

Разделив первое уравнение на второе, получаем:

Объединив полученные уравнения в систему, получаем:

Сложив уравнения системы, найдем y:

        Подставим найденное значение в первое уравнение системы:

Проверка:

Ответ: (1;2).

Домашнее задание.

Решить систему уравнений указанными методами. Номер варианта выбрать из таблицы в соответствии с номером зачетной книжки. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

I вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:

Задание 2. Решить систему методом приравнивания оснований, приняв во внимание, что любое число в нулевой степени есть 1.

II вариант

Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:

Задание 2. Решить систему методом приравнивания оснований, приняв во внимание, что любое число в нулевой степени есть 1.

III вариант

Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:

Задание 2. Решить систему методом приравнивания оснований, приняв во внимание, что любое число в первой степени равно самому себе.

IV вариант

Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:

Задание 2. Решить систему методом приравнивания оснований, приняв во внимание, что любое число в первой степени равно самому себе, а любое число в нулевой степени равно нулю.



Предварительный просмотр:

 03.04.2020

Практическая работа № 13

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При выполнении практической работы ознакомиться с приведенными ниже методическими рекомендациями. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru  до 07.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

        

Методические рекомендации

Для решения показательных уравнений может быть применен также метод замены неизвестных.

Рассмотрим пример № 1:

Пусть =t, а , тогда:

Умножим первое уравнение системы на 3:

Сложим первое уравнение системы со вторым:

                                                                 

Подставим  в первое уравнение системы до умножения на 3 и найдем :

 

               

Так как =t, а , то:

=8      =                 

Проверка:

Ответ: (3;2).

Рассмотрим пример № 2:

Пусть =t, а , тогда:

Выразим из второго уравнения и подставим в первое уравнение:

Перенесем 108 из правой части в левую, поменяв знак, и умножим на -1:

Решим данное уравнение по теореме Виета:

+

 27

4

Найдем t:

Так как =t, а , то при ,  27:

        

Так как =t, а , то при ,  4:

       

Результатами решения данной системы являются иррациональные числа, поэтому отбросим ее.

Проверка:

Ответ: (2;3).

I вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений методом замены:

Задание 2. Решить систему уравнений методом замены:

II вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений методом замены:

Задание 2. Решить систему уравнений методом замены:

III вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений методом замены:

Задание 2. Решить систему уравнений методом замены:

IV вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений методом замены:

Задание 2. Решить систему уравнений методом замены:



Предварительный просмотр:

Лекция

07.04.2020

Тема: Решение систем логарифмических уравнений

Задание: прочитайте лекцию и выполните домашнее задание по данной теме, приведенное после лекции.

        Вспомним определение логарифма.

        Логарифм – это степень, в которую возводится основание логарифма и получается величина, стоящая под знаком логарифма:

, где

         – основание логарифма, ;

 – величина, стоящая под знаком логарифма, ;

 – степень, которой равен логарифм.

Исходя из определения, получаем, что:

.

То есть,  то выполняя процесс, обратный логарифмированию, получаем .

Вспомним свойства логарифмов:

  1. Переход от одного основания логарифма к другому:

Или

Например:

Имеется логарифм , требуется перейти от основания 9 к основанию 3, применив формулу, получаем:

=.

  1. Сумма логарифмов, имеющих одинаковое основание, равна логарифму произведения:

Например, .

  1. Разность логарифмов, имеющих одинаковое основание, равна логарифму частного:

Например, .

  1. Степень, в которую возводится величина, стоящая под знаком логарифма, можно вынести как множитель перед логарифмом:

        Например, =3.

  1. Степень, в которую возводится основание логарифма, можно вынести как множитель перед логарифмом, заменив ее на обратную величину:

        Например, .

  1. Логарифм 1 по любому основанию равен 0:

        Например, .

  1. Логарифм любого числа по основанию, равному этому числу, есть 1:

        Например, .

Логарифмическим называется уравнение, содержащее переменную либо под знаком логарифма, либо в его основании. Система логарифмических уравнений состоит из уравнений, каждое из которых содержит несколько переменных либо под знаком логарифма, либо в его основании. Такие уравнения могут решаться различными методами.

        Рассмотрим пример:    

        ОДЗ:  

Для решения данного уравнения необходимо, чтобы в каждом уравнении системы логарифмы имели одинаковые основания. Поэтому в первом уравнении системы в случае второго логарифма перейдем от снования  к основанию . Для этого применим формулу:

Следовательно:

        Подставив данную дробь в первое уравнение системы, получаем:

        

Умножим первое уравнение системы на , чтобы избавится от дроби:

В итоге получим:

Перенесем логарифмы из правой части в левую в каждом уравнении, сменив знаки.

Решим первое уравнение системы, воспользовавшись методом замены.

Пусть , тогда:

Так как данное квадратное уравнение является приведенным, то решим его, воспользовавшись теоремой Виета:

Подбирая числа, получим:

Так как , то:

В первом случае  и во втором случае, следовательно:

Для решения второго уравнения применим свойство логарифмов, которое гласит: сумма логарифмов с одинаковым основанием равна логарифму произведения.

Тогда:

Следовательно:

Подставляя по очереди  и , получим:

 – у данного уравнения нет решения.

Применив свойства степеней, получим:

Тогда .

Проверка:

Ответ: (8;2).

Домашнее задание.

Решить систему уравнений. Номер варианта выбрать из таблицы в соответствии с номером зачетной книжки. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

I вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений:

II вариант

Задание 1. Решить систему уравнений:

III вариант

Задание 1. Решить систему уравнений:

IV вариант

Задание 1. Решить систему уравнений:



Предварительный просмотр:

10.04.2020

Практическая работа № 14

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При выполнении практической работы ознакомиться с приведенными ниже методическими рекомендациями. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru  до 14.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

        

Методические рекомендации

         Системы уравнений могут содержать как логарифмические уравнения, так и линейные. Например:

Выразим из первого уравнения , а во втором заменим разность логарифмов логарифмом частного:

        Возведем основание логарифма (в данном случае логарифм десятичный, то есть основание равно 10, его традиционно обозначают  в степень , и тогда второе уравнение получает вид:

        Воспользуемся методом подстановки. Подставим во второе уравнение в знаменатель дроби выраженный ранее :

        Решаем второе уравнение системы, используя свойство пропорции: произведение средних членов пропорции равно произведению крайних членов пропорции:

        Далее решаем уравнение с одним неизвестным:

        Подставим  в певрое уравнение системы и найдем .

Проверка:

Ответ: (1;10).

I вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений:

II вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений:

III вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений:

IV вариант

        Задание 1. Решить систему уравнений:



Предварительный просмотр:

Лекция

14.04.2020

Тема: Решение систем, состоящих из показательных и логарифмических уравнений

Задание: прочитайте лекцию и выполните домашнее задание по данной теме, приведенное после лекции.

        Рассмотрим пример:    

        Первое уравнение системы является логарифмическим, второе - показательным.

Вынесем степень основания логарифма перед логарифмом в виде множителя: так как  , и согласно свойствам логарифмов при вынесении степени основания логарифма перед знаком логарифма в виде множителя она меняется на величину ей обратную, то перед логарифмом появится множитель 2. А во втором уравнении системы представим 576 как произведение 9 и 64:

        Сократим первое уравнение системы на 2, а во втором представим 9 как 32 и 64 как 26:

        Возведем основание логарифма во вторую степень:

        Выразим  через :

        Подставим полученное выражение вместо  в показатель степени второго уравнения:

        Разделим и левую и правую части на , при делении показатели степеней вычитаются, поэтому можно заменить деление на умножение на данные основания в степенях с противоположными знаками:

        При умножении одинаковых оснований их показатели складываются:

        Так как любое число в нулевой степени равно 1, то представим 1 как :

        Так как основания равны, то можно приравнять показатели степени:

        Подставим значение  в ранее выведенное выражение и найдем :

Проверка:

Ответ: (2;6)

Домашнее задание.

Решить систему уравнений. Номер варианта выбрать из таблицы в соответствии с номером зачетной книжки. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru до 15.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

I вариант

        Задание 1. Решить систему:

II вариант

Задание 1. Решить систему:

III вариант

Задание 1. Решить систему:

IV вариант

Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:



Предварительный просмотр:

15.04.2020

Практическая работа № 15

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При выполнении практической работы воспользуйтесь материалом предшествующей лекции. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru  до 17.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

        

I вариант

        Задание 1. Решить систему:

II вариант

Задание 1. Решить систему:

III вариант

Задание 1. Решить систему:

IV вариант

Задание 1. Решить систему уравнений методом умножения и деления уравнений системы друг на друга:



Предварительный просмотр:

17.04.2020

Практическая работа № 16

Задание: решить практическую работу по вариантам, указанным в таблице согласно номера зачетной книжки. При решении воспользуйтесь материалом лекций по нелинейным, показательным и логарифмическим уравнениям. Четкую фотографию решенного задания прислать на электронную почту mari.saveleva.1982@mail.ru  до 20.04.2020.

Номер зачетной книжки

Номер варианта

3634

1

3635

2

3636

3

3641

4

3642

1

3643

2

3644

3

3889

4

3648

1

3649

2

3538

3

3651

4

3652

1

3654

2

3655

3

3656

4

3657

1

3658

2

        

I вариант

Задание 1. Решить систему показательных уравнений:

Задание 2. Решить систему логарифмических уравнений:

Задание 3. Решить нелинейную систему уравнений:

Задание 4. Решить задачу: среднее арифметическое двух чисел равно 20, а их среднее геометрическое равно 12. Найдите эти числа.

II вариант

Задание 1. Решить систему показательных уравнений:

Задание 2. Решить систему логарифмических уравнений:

Задание 3. Решить нелинейную систему уравнений^

Задание 4. Решить задачу: длина гипотенузы прямоугольного треугольника равна 37 см, а его площадь составляет 210 см2. Найдите длины катетов.

III вариант

Задание 1. Решить систему показательных уравнений:

Задание 2. Решить систему логарифмических уравнений:

Задание 3. Решить нелинейную систему уравнений^

Задание 4. Решить задачу: площадь прямоугольника равна 192 см2, а его периметр равен 56 см. Найдите длины сторон прямоугольника.

IV вариант

Задание 1. Решить систему показательных уравнений:

Задание 2. Решить систему логарифмических уравнений:

Задание 3. Решить нелинейную систему уравнений.

Задание 4. Решить задачу: числитель дроби на 2 меньше ее знаменателя. Если сложить эту дробь с обратной ей дробью, то в сумме получится 34/15. Найдите эту дробь.