ФЦКМ "Скоро зима"

Яковлева Наталия Алексеевна

Конспект занятия ФЦКМ в старшей группе "Скоро зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_skoro_zima.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Скоро зима!»

Цель: формирование у детей представления о связи жизни диких животных с сезонными изменениями в природе.

Задачи: уточнять и расширять представления детей о том, как животные в лесу готовятся к зиме, о сезонных изменениях в природе;

развивать воображение, внимание, мышление, наблюдательность;

воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к животным.

Методы и приемы: беседа, рассказ, игра, работа с иллюстративным материалом, прослушивание музыки.

Материалы: магнитофон, конверт с письмом; макеты деревьев, берлоги; иллюстрации (игрушки) с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, ёж); грибы и шишки, вырезанные из картона; 2 корзинки; модели: «Почему белка линяет», «Почему заяц линяет»; картинки перелетных и зимующих птиц; пластилин, зубочистки по числу детей; наборы полосок – досточек разной высоты; грибочки для рефлексии с красными и коричневыми шляпками.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности

1.Организационный момент.

- Ребята, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и поздоровайтесь друг с другом.

Сюрпризный момент:

(раздается стук в дверь и входит почтальон с письмом) 

Почтальон: - Здравствуйте! Вам письмо пришло, ребята.

Воспитатель: - От кого пришло письмо?

Почтальон: - От лесных жителей.(отдает письмо воспитателю и уходит)

Воспитатель: - Спасибо тебе, почтальон.

- Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?(читает письмо):

Пишут лисы,

Пишут лоси,

Пишут зайцы,

Ждём вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем,

Веселей мы будем жить!

- Ну, что, ребята, хотите пойти в гости к лесным жителям? (ответы детей).

- Сейчас мы отправимся в путешествие в лес.

- А на чем можно путешествовать? (ответы детей)

- Мы пойдем пешком. 

2.Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Рассматривание знака.

Вот мы и в осеннем лесу! – Смотрите, здесь какой – то знак!

- Кто знает, что это за знак? («Не шумите в лесу»)

- А почему в лесу нельзя шуметь?(ответы детей)

- Можно напугать лесных жителей, тогда мы точно никого не встретим.

Беседа о птицах.

- Ой, что – то в лесу так тихо, Не слышно пения птиц. Куда же они подевались? (улетели в теплые края)

- Почему? (нет пищи)

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные

- Ой, ребята, я кажется увидела птичку. (поворачивает картинку с птицей)

- Что это за птица?(сорока)

- А какие еще птицы остались у нас зимовать? Почему? (Им зимой есть чем питаться. Они питаются семенами растений.)

- А где же они? (перебрались поближе к жилью человека)

- Почему? (в поисках пищи)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

- Сороке очень скучно одной. Она просит вас помочь ей – найти среди птиц её друзей (зимующих птиц).

Д/и: «Найди друзей для воробья».

(На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Дети должны выбрать только зимующих птиц)

Беседа о зверях:

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы?

- Я кажется кого – то вижу…(загадывает загадку)

**** Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу. (Белка.)  (воспитатель открывает картину с белкой)

 А вы знаете, как  готовится к зиме белка? Расскажите.

(Белка делает запасы на зиму. Складывает в своё дупло шишки, орехи, грибы.)

**Рассматривание модели «Почему белка линяет».

Белка осенью меняет рыжую шубку на серую. Как вы думаете, почему?

Чтобы её было трудно заметить на деревьях. Так белка спасается от животных, которые могут её поймать)  

- Вот – 2 белочки. Чем они отличаются?

(Одна белочка серая, поменяла шёрстку, а другая осталась рыжей).

Одна белочка поменяла свою шубку на серую, а другая – не захотела.

- Какая белочка будет заметнее в лесу: серая или рыжая? (демонстрирует модель, дети приходят к выводу, что белочка в серой шубке более незаметна, чем в рыжей)

- Трудно ли белочке зимой? Почему?

- Как ей помочь?

Д/и: «Помоги белочке найти грибы и шишки».

Воспитатель ставит на пол две корзинки. Дети под музыку собирают в лесу шишки и складывают их в корзинку.

- Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой будет чем питаться. До свиданья, белочка!

- А мы идем дальше.

- Ой, ребята, смотрите:

***** Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы. ( Заяц!) (выставляет картинку с зайцем)

- Как заяц готовится к зиме? (линяет)

- Почему? (воспитатель показывает на макете)

- Делает ли заяц запасы, как белка? (нет)

- Почему? ( Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает)

- Чем заяц питается зимой?( грызёт кору деревьев ).

Д/и: «Помоги зайцу построить забор». (работа в парах) (Воспитатель прислушивается к зайцу)

- Ребята, заяц просит вас помочь ему построить забор.

Дети усаживаются за столы по 2 человека. Строят забор из полосок – досточек разной высоты, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (один ребенок строит, а второй проверяет и если нужно – помогает)

- Молодцы, помогли зайцу. Теперь ему не страшно в лесу!

Пойдемте дальше.

*** Ой, что же это там за холм такой?

- Кто может в нем жить? (медведь)

- Как называется дом медведя? (берлога)

- Как же медведь готовится к зиме? (Медведь осенью наедается хорошенько, накапливает под кожей жир и засыпает – впадает в спячку).

- А вы знаете стихотворение про мишку? (Дети хором читают стих «Мишка косолапый»).

П/и: «У медведя во бору».(1раз)

- Ой, ребята, мишка хочет с вами поиграть.

- Мишке очень нравится с нами играть, но нам нужно идти дальше. (воспитатель ставит медведя возле берлоги)

3.Заключительная часть. Рефлексия.

- Ну что ж, ребята, в лесу очень интересно и хорошо, но нам пора возвращаться в группу.

- Кому мы в лесу помогли? 

- Что там было интересного?

- Что вы расскажите родителям?

- Кому мы скажем спасибо?

- Вам понравилось путешествие в лес?