Методы, Формы, средства организации деятельности воспитанников

Петрова Оксана Александровна

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуетсяпо всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственнообразовательной деятельности выделяется три основные части:

-Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

-Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

-Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

Методы организации обучения в ДОУ:

Метод обучения - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

Средства организации обучения в ДОУ:

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

-аудиовизуальные (слайды);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

-спортивное оборудование.

Средства обучения и воспитания:

Физическое развитие (Обручи пластмассовые; Палка деревянная гимнастическая; Палки пластмассовые гимнастические; Мячи разного диаметра; Набор кеглей; Дуги для подлезания; Коврики массажные; Корригирующая дорожка; Скамейки для ходьбы; Щиты для бросания; Кольцеброс; Мешочки для равновесия; Скакалки детские; Шнуры; Канат для перетягивания; Флажки разноцветные; Ленты; Лесенка-стремянка; Маты.)

Познавательное развитие (Наборы тематических предметных карточек; Серия демонстрационных сюжетных тематических картин; Домино с цветными изображениями; Шнуровки различного уровня сложности; Игрушки-персонажи; Набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; Дидактические игры; Муляжи фруктов и овощей; Вкладыши; Пирамидки различной величины.)

Речевое развитие (Стимульный материал; Наборы предметных карточек по темам; Набор сюжетных карточек по темам; Предметные игрушки-персонажи; Комплекты детских книг по темам; Иллюстрации к детской художественной литературе.)

Художественно-эстетическое развитие (Магнитная доска; Мольберт; Изделия народных промыслов; Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; Бумага для рисования; Стаканчики; Трафареты; Кисочки; Карандаши простые, цветные; Мелки восковые; Бумага цветная; Картон цветной, белый; Пластилин; Доска для работы с пластилином; Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); Металлофон; Комплекты костюмов театрализованной деятельности; Шапочки для театрализованной деятельности; Ширма для кукольного театра настольная, напольная; Игрушки-персонажи; Флажки разноцветные; Куклы; Мишура; Напольный конструктор деревянный ; Наборы настольного конструктора.)

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура: (Синтезатор; Музыкальный центр; Телевизор.)

Вспомогательные технические средства: (Цифровой видеопроектор; Экран.)

Носители информации: (Тематические презентации; Цифровые музыкальные аудиозаписи; Фонотека, видеотека.)