"Экскурсия, как один из методов социализации подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа"

Хрипунова Ольга Павловна

Выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Экскурсия, как один из методов социализации подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа»

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнуто, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Новый Федеральный государственный стандарт определяет цель образования обучающихся с ОВЗ, согласно которой необходимо «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства».

Только появившись на свет, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений между людьми, где каждый играет сразу множество ролей. Это - роль работника, семьянина, гражданина и другие. Социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Благодаря социализации люди учатся совместно жить и взаимодействовать друг с другом.

По своему содержанию социализация - есть процесс становления личности. В связи с ограничением социальных контактов детей с интеллектуальными нарушениями процесс их социализации затруднен. Поэтому, проблема социализации воспитанников коррекционной школы выходит на первый план работающих в ней педагогов. В силу изолированности школьников с нарушением интеллекта от других детей, подготовить их к самостоятельной жизни в обществе сложно.

С этого года с целью самообразования я выбрала для себя тему «Развитие патриотизма у детей  - сирот через любовь к родному городу Магнитогорску». В преддверии 90-летия города в 2019 году, в нашей группе был проведен цикл мероприятий, посвященных городу Магнитогорску, его истории, памятным местам и событиям (экскурсии к памятникам города, в музеи, проведение открытого мероприятия)

Одним из методов работы с детьми, который я использую в своей работе,  является экскурсия.

Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятников прошлого, механизмов, произведений искусства и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

Экскурсии проводятся  с целью:

  • введения в тему, получения новой информации;
  •  закрепления и углубления знаний;
  • накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, расширения кругозора;
  •  развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
  • воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;
  •  осуществления связи обучения с жизнью, расширения сферы общения и социальных контактов.

Классификация экскурсий.

Деление экскурсий на четко определенные группы имеет большое значение для практической деятельности.  Разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

• по содержанию;

• по составу участников;

• по месту проведения;

• по способу передвижения;

• по форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь, подразделяют на следующие группы:

- исторические;

- историко-революционные;

- военно-исторические;

- производственные;

- природоведческие;

- искусствоведческие;

- литературные;

- архитектурно-градостроительные.

По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);

- для местных жителей;

- для иногородних;

- для иностранцев.

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при npoведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения. Резко отличаются между собой экскурсии для дошкольников и старшеклассников по языку, глубине экскурсионного анализа, продолжительности, развлекательности. Последнее особенно необходимо в экскурсиях для малышей и в меньшей степени для старших школьников.

Но главными при учете особенностей экскурсионной труппы являются образовательный уровень и возраст ее участии ков. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у каждого, ним быстро пропадает интерес у слушателей. Но и нельзя чтобы они были слишком оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет связи между экскурсантами и экскурсоводом. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом участников экскурсии.

По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские;

- загородные;

- производственные;

- музейные;

- в культовых сооружениях и монастырях.

Предлагаемое деление основано на особенностях методики проведения экскурсий для каждой из пяти групп; при ином классификационном подходе могут возникнуть определенные трудности в практической работе.

Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.

 Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определенную подтему обзорной или тематической экскурсии и тем самым сделать ее более глубокой и содержательной.

Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.

По содержанию загородные экскурсии, как и городские делятся на обзорные и тематические. В обзорных предусматривается раскрытие нескольких подтем: история края, достижения в экономике, культуре, науке, особенности природы и ряд других.

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Каждый из названных видов экскурсии имеет свои преимущества. В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. Длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2-6 км.

Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга. Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса. В настоящее время экскурсионные организации в качестве транспортных средств для проведения экскурсий используют также речные теплоходы, специально оборудованные трамваи, вертолеты. Особо яркое впечатление оставляют экскурсии на вертолетах в горных районах.  В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида – с использованием транспортных средств и пешеходные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- обычные экскурсии;

- учебные;

- экскурсии-массовки;

- экскурсии-прогулки;

- экскурсии-концерты.

Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации.  В своей работе я использую , как правило, пешие городские ,музейные,  обучающие и виртуальные экскурсии.  Любой экскурсии предшествует подготовительная работа. Заранее продумываются цели, задачи, содержание и методы. Дети знакомятся с темой и планом экскурсии.

С целью социальной адаптации и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводим экскурсии обществоведческого плана. Эти экскурсии дают возможность воспитанникам узнать интересные факты из истории родного края, обычаях, обрядах, традициях Магнитогорска. Посещение познавательных программ, выставок, музеев несет радость и положительные эмоции, дети их всегда с нетерпением ждут.

В начале сентября дети посетили музей ММК, где им в доступной форме экскурсовод рассказала об истории Магнитогорска, его памятных местах, о ММК. Дети рассмотрели макеты памятников и памятных мест города, увидели конструкции доменной печи и металлопрокатного стана.

В нашей группе было проведено открытое занятие «Магнитогорк – наш город на Урале», где дети еще раз вспомнили историю города, увидели его символику (познакомились с гербом города, спели гимн), рассмотрели памятники и даже попытались их воспроизвести.

Далее мы с детьми провели обобщающее занятие и совершили экскурсию к памятнику – монументу « Тыл Фронту» и Вечному огню.

Дети будут участвовать в мероприятия, проводимых в честь празднования 90-летия города, и поэтому они должны знать все значимые события города, уметь в нем ориентироваться.

Хочется подчеркнуть, что интернат должен  научить воспитанников с ограниченными возможностями здоровья культуре восприятия нового, воспитать потребность в посещениях музеев, выставок, спектаклей, концертов.

Экскурсии в коррекционной школе развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире, обеспечивают закрепление понятий и представлений, воспитывают положительную мотивацию учения. Экскурсии повышают интерес воспитанников к получению новых знаний и умений, обогащают жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе.

Эта работа дает позитивные результаты. У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.

Есть надежда на то, что социальная адаптация воспитанников с интеллектуальной недостаточностью пройдет успешно. Осуществляемая мною работа снимет трудности вхождения детей в социум, расширит круг их социальных контактов, а главное - принесет успехи в развитии личности воспитанников.