Открытое занятие по основам грамоты для подготовительной группы

Байыр-оол Алдынай Юрьевна

Конспект НОД по перспективному плану Н.В. Нищевой учителя-логопеда Байыр-оол А.Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Конспект открытого занятия

по основам грамоты в подготовительной школе

группе «Звёздочки»

на тему: «Ознакомление с буквой М м. Буква М и звук [м]».

Подготовила:

Учитель-логопед

Байыр-оол А.Ю.

с. Сарыг-Сеп-2021 г.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

(Педагог приглашает детей к столикам, организует приветствие. Далее появляется игрушка- мальчик).

- Встань около стульчиков, руки красивые, выпрямите спину, давайте улыбнемся мальчику Стёпе, а также друг другу. Посмотрите на картинки, которые висят на доске перед вами. Назовите их:

1-й ребёнок. Сом.

2-й ребенок. Дом.

3-й ребенок. Гном.

4-й ребенок. Ком.

- Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?

(дети отвечают)

- Молодцы. Садитесь. (педагог убирает картинки)

  1. Игра «Подними шарик».  Развитие фонематического восприятия.

- Ещё раз произносим звук [м]. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

(ответы детей «согласный»)

- Молодцы! Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?

(ответы детей)

- Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].

(Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов: «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у. Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по. Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, палка, мальчик. Дети поднимают синие шары.)

  1. Упражнение «Кто скорее?». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто быстрее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

- Например: А, м. Что получилось, если слитно произнести?

1-й ребенок. Ам.

- Молодец. Получи фишку. Следующее – У, м.

2-й ребенок. Ум.

- Правильно. Получи фишку.

(Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му).

- Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?

(ответы детей, имя ребенка)

- Молодец, (имя ребенка). Давайте похлопаем ему.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Мм. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

(Педагог раздаёт детям буквари)

- Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

- В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?

(ответы детей: Мама, Машенькой, малина).

- Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия которых начинаются со звука [м].

(дети отвечают: Мороженое, малина, мандарин, молоко, масло, макароны).

- Правильно. Молодцы! Вы видите, большую букву М на следующей картинке верхнем левом углу. Сложите из счетных палочек, рожками или кукурузой эту букву. Как эти палочки расположены?

(ответы детей: нужно взять 4 палочки, 2 длинных и 2 коротких. Длинные палочки стоят прямо, а короткие сложены между ними уголком вниз).

- Очень хорошо! Все молодцы.

5. Подвижная игра «Когда дождик плачет». Развитие общей моторики, координации речи с движением.

(педагог приглашает детей на ковер и делает с ними упражнения).

Дождик, дождик, кап-кап-кап         выполняют упражнения «Пальчики здоро-

По траве, по крыше.                              ваются», начиная с больших пальцев,

Дождик, дождик, кап-кап-кап,          заканчивая мизинцами, а потом в обрат-

 Как стучишь ты, слышу.                                 ном направлении и так до окон-

Дождик, дождик, кап-кап-кап,                                                     чания текста.

В синей луже мячик.                                  

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Почему ты плачешь?

6. Упражнение «Найди букву». Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита.

(Педагог рассыпает на ковер объёмные магнитные пластмассовые буквы).

- Найдите все буквы М и сложите их ведерко.

(дети выполняют задание).

7. Работа в тетради. Развитие тонкой мелкой моторики, графомоторных навыков.

(Педагог приглашает детей за столики, раздаёт им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами).

- Откройте тетради, посмотрите на страницах своих. Вы видите большую и маленькие буквы М м. Маленькую нужно обвести по точкам простым карандашом. Потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

(ответы детей: синим, это согласная буква)

Дети выполняют задание. А педагог контролирует их и оказывает помощь.

- Правильно. Далее посмотрите в тетрадках своих, там имеются картинки. Рядом с картинками расположены слова, а слова начинаются с какого звука?

(ответы детей: со звука [м], потому что в слове мышка слышится М в начале, Морковка, машина тоже самое).

- Вечером раскрасите после полдника эти картинки, а сейчас давайте напишем букву М на воздухе. Посмотрите, как я делаю это.

(Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе. Затем дети «пишут» букву в воздухе вместе с педагогом).

- Теперь я напишу новую букву на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз, потом пишу две коротких палочки, а потом ещё одну длинную сверху вниз.

(Педагог пишет на доске).

- Попробуйте сами написать новую букву в тетрадях.

(Дети пишут в строчку буквы М в тетрадях, педагог оказывает им помощь).

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

       - Давайте вспомним, с какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней знаете?

(ответы детей)

- Какие слова со звуком [м] вы запомнили или знаете?

(ответы детей)

- Из скольких палочек состоит эта буква?

(ответы детей)

- Молодцы! Вы хорошо занимались сегодня.