Дистанционное обучение 7 класс

 

Урок русского языка 18.10.21.Тема урока " Действительные причастия настоящего времени"

Доброе утро» Продолжаем изучать причастие ,давайте вспомним:

1) Что такое причастие? ( - самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечат на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)

5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета)

6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета)

7) Какую имеют форму страдательные причастия? (полную и краткую)

Тема нашего урока «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

- Откройте страницу 58 в учебнике, перед вами таблица рассмотрим ее и ответим на вопросы:

1.Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов (Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню., Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.)

2.От основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несов. вида.

3.При помощи суффиксов ущ, ющ от глаголов I спр. И ащ,ящ от глаголов II спр.

 

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

- Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма:

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 59.

Выполните упр.110 по образцу учебника. Можно ли от глагола « построить» образовать действительное причастие ? (нет,т.к будущего времени).

Выполнение заданий присылайте на w.89534538478

Урок литературы 15.10.21. Тема урока " А.С.Пушкин " Станционный смотритель"

Тема нашего урока: «Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе»

Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом.

Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель»

Поработаем над  незнакомыми словами в повести:

Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего.

 Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.

Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель)

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России.

Посмотрите видеоурок  по данной теме на главной странице моего сайта. Прочитайте повесть А.Пушкина « Станционнный смотритель» стр.110-122 учебника .  в среду проведем тест по этой повести.

Урок русского языка  14.10.21.Тема урока " Полные и краткие причастия"

Сегодня на уроке продолжим работу над причастием. Прочитайте сказку  о том, как Полные Причастия решили похудеть.

 

    Однажды Страдательные Причастия прибежали к королеве Грамматике и попросили:

- Королева, сделай так, чтобы мы, как прилагательные, имели краткую форму.

-   Но зачем? – спросила Грамматика. –

-  Мы решили похудеть, это так модно сейчас.

 – Ладно, я согласна.

Королева взмахнула волшебной палочкой, и причастие решенная стало решена, освещенная – освещена.  «Как хорошо, что мы похудели», – подумали Причастия и пошли гулять, довольные своим новым внешним видом. Навстречу им попалась навязчивая частица Не. Увидев Краткие Причастия, Не засмеялась и говорит:

 – Ой, какие вы худые, хотите, я буду с вами слитно писаться?

 – Нет, не надо, – гордо отказались Краткие Причастия.

 – Ну, как хотите! – частица Не и пошла дальше.

Вдруг неожиданно из-за поворота выскочил назойливый суффикс Н:

 – Ах, Причастия, какие вы симпатичные, можно, я к вам присоединюсь, будем гулять вместе?

-   Нет, нам и одной  Н хватит, нам лишний вес ни к чему, – ответили гордые Краткие Причастия. А на следующий день королева Грамматика объявила:

Отныне Краткие страдательные Причастия пишутся раздельно с частицей Не и имеют в суффиксе лишь одну букву- Н.

Однако не все причастия могут иметь полную и краткую форму. Только страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму.

Запишите в тетрадь  таблицу:

Полные причастия относятся к существительному, являются определением. Изменяются по родам, числам, падежам. Отвечают на какой? Какие?

Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Отвечают на каков? Каковы?

 

 

Посмотрите видеоурок на главной странице моего сайта,,выполните упр.108  по заданию учебника.  Выпишите слова в рамке на стр.57 ,расставьте ударение.Выполнение заданий присылайте на w89534538478

 

УРОК русского языка 13.10.21 Тема урока " Действительные и страдательные причастия"

Сегодня на уроке закрепим наши знания о действительных и страдательных причастиях. Еще раз посмотрите видеоурок на главной странице моего сайта и выполните следующие задания:

1.Горелый, великолепный, читаемый, быстрорастворимый, бегущий, битый, бегун, располагающийся, горел, растворимость. Выпишите слова, которые являются причастиями.

2. Подчеркните слова,которые относятся к действительным причастиям: улыбчивый, ленивый,читающая, переписанный, улыбающийся, дождливый, смешливый, давший, прочитанная.

3. укажите страдательные причастия: цветущая,обвешанная, темневшие, крикливая ,выжженная, ненастная, решенная.

 

4. Определите вид причастий: отданный долг, ползующая гусеница, упоминаемый город,  забитые ставни.( страд.или действит.)

 

Урок литературы 13.10.21 Тема урока " А.С.Пушкин " Борис Годунов"

Продолжаем разговор о творчестве А.Пушкина , о его интересе к истории России. Тема нашего урока «Драма Пушкина « Борис Годунов». Небольшой исторический комментарий:

 

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный .На престол взошёл его сын Фёдор , который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство . Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев . Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский , Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина , старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

Прочитайте статью учебника « Пушкин –драматург» и отрывки из  « Бориса Годунова» стр 97- 105., ответьте письменно  на вопросы:

1.Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

2. Как Пимен относится к своему труду летописца?

3. Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

4. Какое событие изменило судьбу Пимена?

5. Как Пимен относится к Григорию?

6.Каким перед вами предстает образ Пимена?

7.Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

Урок литературы 08.10.21 А с.Пушкин " Песнь о вещем Олеге"

Сегодня на уроке мы начнем разговор о творчестве А.С.Пушкина.

Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков и был учеником и другом Карамзина. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности.

Кто такой князь Олег? В какое время он княжил? Что вы знаете об этом историческом герое? Почему он назван вещим?

Историческая справка

     В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Совершил во главе славянского войска поход в Византию, завоевал Константинополь и водрузил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, им привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин).

    Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда.

    Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «...дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

Выясним значение слов и запишем их в тетрадь:

Песнь – глава эпической поэмы, часть народного эпоса. Пушкин взял из летописного источника один эпизод, поэтому и назвал его «Песнь».

Волхвы – название языческих жрецов у славян, кудесники, чародеи.

Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы могли предсказывать будущее.

Кудесник – чародей, колдун, тот, кому ведомо прошлое, настоящее и будущее.

Вещий – все знающий, обладающий даром предвидения.

Посмотрите видеоурок на главной странице моего сайта.

В учебнике даны два текста о вещем Олеге . Сравните текст летописи с балладой Пушкина. В чем вы видите разницу и что в них общего?

Ответы присылайте на whatsApp 89534538478  до 13.10.21