25.02.2021 7 класс урок литературы (дистанционно)

Тукбулатова Елена Анатольевна

 

Сегодня 25.02.2021    урок  литературы №43 в 7 классе

Здравствуйте, дорогие ребята!

Тема урока: "М.Горький. "Детство"

Цель:познакомиться с героями повести "Детство"

Ход урока.

Работа над темой урока

Посмотрите видеоурок по ссылке  на главной странице моего сайта  за 25.02.21 по теме"М.Горький "Детство" 

 Слово учителя:

- Казалось бы, темная страшная жизнь, «обильная жестокостью», тесный, душный мир жутких впечатлений, каждый день отравлявших сердце и душу подрастающего Алексея Пешкова, героя автобиографической повести М. Горького «Детство», должны были озлобить, ожесточить и его. Но происходило нечто совсем другое – в душе героя возникает любовь и щемящая жалость к людям, стремление помочь им,  крепнет вера в добрые начала русского человека. Это происходит благодаря встречам с людьми, сохранившими высокие нравственные начала в душе.

В становлении юной души героя повести как хорошего человека огромную роль сыграла бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Именно она, поддерживая в мальчике веру в человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка противопоставлена Горьким деду и всему «неумному племени»: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

- О ком эти строки?

-Какой её видел Алёша?

2. Обращение к домашнему заданию.

Портрет бабушки, речь (обращение к тексту).

-Какие художественные приёмы использует автор при описании бабушки?

- А была ли бабушка красива? (Внешне нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце)

- За что же Алёша её любил? (Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»)

-Давайте вспомним эпизод пляски, внешнее преображение бабушки.

- Какое возникло у Алеши отношение к деду? (Неприязнь. Обращение к тексту)

- Когда неприязнь проявилась особенно остро? (После наказания.)

Работа

-Что вы видите? (В центре скамейки беспомощная фигура Алеши. Мы видим неумолимо занесенную руку деда с розгой. Удара избежать невозможно. Окаменевшую от ужаса мать. Рисунок – страшная действительность дома Кашириных)

- Что повлекло наказание? Каким стал Алёша? (Алеша повзрослел и стал особенно чуток ко всякой боли и обиде) Обращение к тексту

 3.  Давайте сравним бабушку и деда в сложных ситуациях.

Сравнительная характеристика. записи в тетрадях.

                                                    Сцена пожара

Бабушка                                                                   Дед

не теряет самообладания,               Растерялся, пришел в отчаяние, тихонько выл, бегал,                  

собранная, решительная,        суетился, обвинял других.

рискует жизнью,

заботится о других                     

- Образ бабушки – один из самых смелых и сильных образов в нашей литературе. Поэт Некрасов о таких женщинах писал:

Коня на скаку остановит,

- Пожар – не самое страшное испытание, ведь судьба пошлет героям разорение и нищету. - Как восприняли герои это бедствие?

Разорение

 бабушка                                                                  дед                  

Добра, щедра. Внушает Алёше веру в то,     Стал злым, жадным, жалким,

что человек должен быть стойким,                        ничтожным, беспомощным

должен бороться с трудностями.

«Мы с тобой не прокормимся, - мы?

Великое дело!»                         

Рефлексия

- Почему бабушка и дед такие разные?

– Каковы их жизненные правды?

Домашнее задание:прочитать 3-5 главы,с.40-62

напишите письменно характеристику главного героя.

 

Присылайте фото выполненных заданий 

 на Viber-89228793312,любым другим способом(не забудьте на листе сверху написать свою фамилию, имя, класс).

 

 

Сегодня 24.02.2021    урок  литературы №42 в 7 классе

Здравствуйте, дорогие ребята!

Тема урока: "М.Горький.Слово о писателе. "Детство".

Автобиографический характер повести.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем писателя, с повестью "Детство".

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя.

«В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка, не интеллигент, не земец и даже не разночинец… За его рассказами стояла легенда о его жизни. Открытки с его изображениями покупались нарасхват – этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей. Публика не давала ему прохода, «глазея» на него…Репортёры гонялись за Горьким по пятам», - писал в 1927 г. известный литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум. Славу Горькому поначалу принесли не столько его произведения, сколько биография, судьба.

  Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство»(1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги. Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных, слоёв, а «снизу», из народа. С раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, он пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895г.), песни («Песня о Соколе», 1895г.), поэмы в прозе («Человек», 1904г.). Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка. Наиболее знаменитый из рассказов с таким героем – «Челкаш» (1894г.). «… "Босяк" до Горького в жизни и в сознании общества был один, а после Горького стал совсем другой, - писал ведущий критик журнала «Русский вестник» Н.Стечкин. Начиная с 1889 г. Горький за революционную деятельность среди рабочих несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых и Лев Толстой. В 1900-х гг. Горький, благодаря своему огромному литературному успеху (в 1900-1904 гг. опубликовано свыше девяноста книг о нём), уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально. 

В 1913 г. в печати появились первые главы из повести «Детство». Повесть «Детство» написано на документальном материале – как и всё лучшее, что создал Горький.

Рефлексия.

Что нового вы узнали о М.Горьком?

Домашнее задание: читать повесть "Детство"главу 1-2 с.25-39, ответить письменно на вопросы:

1.Опишите (письменно) портреты бабушки и дедушки.

2.Что нравилось Алёше в каждом из них?

Присылайте фото выполненных заданий 

 

  на Viber-89228793312,любым другим способом(не забудьте на листе сверху написать свою фамилию, имя, класс).