Проблемное обучение в ДОУ

Кутова Оксана Станиславовна

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки:

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

Проблемный вопрос

Проблемная задача

Проблемная ситуация

Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. «Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?». «Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?» Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений. Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос) Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос). Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача: Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос? Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2.. - Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3 - Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы. Почему?

3)Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. (Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация №1,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему? Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.

Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски. Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился. Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии. Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.

Создание противоречия, проблемной ситуации.

Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

1.Сюжетно- ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра «Детская  поликлиника»
Цель: формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной  значимости  и гуманной направленности (помогать больным, восстанавливать здоровье, облегчать страдания), воспитывать культуру поведения в общественных  местах.
Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в садик, ему нужна справка.
-Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где эту справку можно получить? (В больнице)
-Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей)
-Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много)
-А какой врач может дать  справку? (Педиатр)
-Больница находится далеко? (Да) Как нам до неё добраться? (На автобусе)


 Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму, создание положительного эмоционального настроя у детей.
1. Мальчик плачет, не хочет заходить  в садик утром. Мама переживает.
Воспитатель предлагает для себя роль этого мальчика. А детям исполнить роли персонала группы, родителей и воспитанников группы. Действие может разворачиваться по следующему диалогу:
– Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? Давай познакомимся. Меня зовут Саша. А вас? (Дети называют имена своих персонажей) 
– Почему ты плачешь? (Не хочу в садик)
– А что тебе не нравится в садике? (Не хочу есть кашу)
– Каша невкусная? (Не знаю)
2. После завтрака дети самостоятельно играли с игрушками.  Мальчик обидел девочку, толкнул и отнял игрушку, девочка плачет (провести воспитателю беседу с мальчиком, подвести его к пониманию мирного разрешения конфликта, попросить прощения, другие дети помогают их примирить).


Сюжетно-ролевая игра «День рождения»
Цель: формирование умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения.
1. У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения).
2. Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом имениннице).
3. Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)
4.Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке).


2.Проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе.
1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? - подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.


3.Проблемные ситуации при работе над художественными произведениями.
Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?


Сказка «Репка»
Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?


Сказка «Три медведя»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?


«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?


Сказка «Волк и семеро козлят»
Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.


Сказка «Айболит»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Сказка «Три поросенка»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.


4. Проблемные ситуации при лего- конструировании.
«Пожарная станция»
Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность.
Жила-была Пожарная Машинка. Она была совсем новая, красная, блестящая и очень красивая. Машинка только совсем недавно приехала с завода и была самой красивой в городе. Когда где-то случался какой-нибудь парад, смотр или другое торжественное мероприятие, Пожарная Машина всегда была в первых рядах, и красовалась перед фотокамерами и журналистами.
Но у Пожарной Машинки не было домика. Она очень мечтала о своей Пожарной станции, где будет много гаражей, в которых смогут жить её подружки, такие же как она.
Проблема: Ребята, а как вы думаете, мы можем осуществить мечту Пожарной Машинки. Каким образом? С помощью каких материалов мы можем это сделать?


«Магазин продуктов»
Словарь: продавец, магазин, покупатель, касса, продукты, фрукты, овощи.
Жили-были овощи и фрукты на грядке. Они очень любили солнышко, которое их грело, любили дождик, который их поливал. Овощи и фрукты жил и горя не знали, пока не наступили холода. Помидорчик стал замерзать, Огурчик перестал расти, а Вишенка и вовсе от происходящего упала с дерева на сухую траву.
- С этим нужно срочно что-то делать! – сказал Лучок.
Все молчали, так как никакие идеи не приходили в их фруктово-овощные головы.
- Был бы у нас магазин… - подумала Капустка.
- Точно! Нам нужен магазин! – пробормотал Лучок.
Проблема: Ребята, а мы сможем помочь овощам? Что мы можем для них сделать? Какие материалы для этого вы можете выбрать?


«Ферма»
Словарь: пристроить, надстроить, достроить, ферма, фермеры, загоны, тележка, корма.
Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам. Ферма, где жила козочка располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками, и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем козочкам полагалось заходить в свой сарайчик на ночлег.
Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу.
Проблема: Ребята, а давайте подумаем, чем мы можем помочь Марусе? А какие материалы нам могут понадобиться?


«Любимые игрушки»
Словарный запас: деталь, Шериф, ловушка, безопасность, тревожный.
В огромной Лего-стране есть тихий, красивый городок Мастеров. Этот городок был тихим до тех пор, пока в нем не появился, но об этом чуть позже.
Главным героем нашей сказки будет офицер полиции Дима. Каждое утро он умывался, чистил зубы и делал зарядку, поэтому он был сильным и ловким. Все жители города Мастеров очень его любили и уважали.
В городе было все в порядке, но тут произошло ужасное. Тревожный звонок раздался в полиции, оказалось, произошло нечто ужасное. Свидетели преступления рассказывали, что преступник был вооружен и очень опасен. Офицер сел в свой автомобиль и помчался в погоню, но поймать в этот раз преступника не удалось, и он украл все игрушки у детей города Мастеров. Но одну маленькую коробку с деталями «Лего»он не заметил.
Проблема: Ребята, как вы думаете, мы можем чем-нибудь помочь детям города Мастеров? Что необходимо для этого?


«Машина»
Словарь: огорчение, перемещение.
В одном большом Лего-городе жили Лего-человечки. Они были очень весёлыми и добрыми и любили ходить в гости.
У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что человечки не успевали ходить ко всем в гости. И те человечки, к кому не успевали прийти гости, очень огорчались. Тогда человечек Петя опять начал думать, как всем помочь, но ,к сожалению ,он ничего не придумал, и пришел к нам в группу попросить о помощи.
Проблема: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь лего-человечкам, чтобы они смогли быстрее перемещаться и успевать ходить друг к другу в гости.


«Жираф»
Словарь: башенка, заново.
Жил-был мальчик Коля. Он был очень хорошим и послушным. Его друзья — слон, пингвин и шмель, подарили ему на день рождения башенку из кирпичиков. О, это была не простая башенка! Это был жираф, который смотрел на всех сверху и улыбался! Коля очень радовался подарку, Друзья тоже радовались. Ведь дарить подарки - это еще приятнее, чем их получать.
Но вдруг подул ветер. И башенка распалась. Всем стало грустно. Петя заплакал. Тогда пингвин сказал: А давайте мы заново соберем жирафа для Пети. Друзья принялись собирать жирафа, но у них ничего не получилось.
Проблема: Ребята, мы сможем помочь Пете? Каким образом мы можем это сделать?


«Постройка ограды для животных»
Словарь: доила корову.
Ребята, послушайте, что случилась сегодня. Пока бабушка Федора доила свою любимую коровушку, со двора убежал маленький телёнок. Бабушка полдня искала его, а оказывается, телёнок гулял у дороги. А ведь это очень опасно. Он мог попасть под машину.
Проблема: Как можно помочь Федоре?


«Домик для зайки»
Словарь: снежинка-пушинка.
Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку. Готовы…
Загадывание загадки:
Хмурой осенью он серый,
А зимой холодной - белый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Ну, конечно, это. (Зайка)
Зайка прислал нам письмо, его опять обманула хитрая лиса, выгнала из домика.
Проблема: Ребята, что делать как помочь зайке? Предложения детей.
А вы сможете построить для зайчика домик?


«Космическая ракета»
Словарь: спутник.
Ребята, я получила письмо от нашего друга Незнайки, он просит нас о помощи. Сейчас он находится на Луне – спутнике Земли, и просит срочно прибыть к нему. Вы согласны помочь Незнайке?
Проблема: Как мы поможем Незнайке? На чем мы сможем отравиться на Луну?


«Машина для Карлсона»
Словарь: Стокгольм, пропеллер.
Ребята, сегодня к нам в гости прилетели любимые герои из мультфильма, отгадайте кто?
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый.
(Карлсон)
Проблема: Ребята, Карлсон и Малыш вылетели на прогулку, и пролетали мимо нашего детского сада, как вдруг моторчик Карлсона стал барахлить и теперь они не могут добраться домой.
Ребята, что делать, как можно помочь нашим друзьям?


5.Проблемные ситуации для малышей в стихотворной форме.
1. К нам Мишутка сегодня из леса прибежал,

но хотя и осень грибов он не набрал,

что же делать, как нам быть,

где грибы нам раздобыть?

Может слепим мы грибочков,

чтоб не бегал он по кочкам,

вы согласны, малыши,

полепить все от души?

(Лепка «Грибочки для Мишутки")


2. Посмотрите-ка, ребята,

в гости к нам пришли зверята,

сколько их, не знаю я,

кто поможет мне, друзья,

надо их нам сосчитать

и ответ быстрей сказать,

Вот кто же смелый-выходите,

сосчитать мне помогите!

(Дидактическая игра "Сосчитай зверят")

3. Зайки с леса прибежали,

быстро бегали, устали,

чем же мы их угостим,

на обед им что дадим,

кто ответит из ребят,

чему зайка будет рад?
(Ответы детей)
Только где ж морковку взять,
чтобы ею угощать,
будем мы её лепить,
чтобы заек накормит!
(Лепка "Морковка для зайчиков")


4.
 Посмотрите, дети, все-
светит солнышко в окне,
только лучиков не видно,
очень солнышку обидно,
лучики все убежали и
куда-то все пропали,
что же делать, как нам быть,
чтоб его развеселить,
ведь без лучиков нельзя,
знаем это вы и я,
вы согласны помогать,
идти лучики искать?
(Аппликация "Поможем солнышку")


5. Кукла Катя к нам пришла,
всем цветочки принесла,
но куда же их поставить,
может кто-то, дети, знает?
(Ответы детей)
Только где же вазы взять,
будем вазы рисовать!
(Рисование "Ваза для цветов")


6.
 Вот и курочка пришла,
только грустная она,
почему же ты грустишь,
ничего не говоришь?
Курочка:-Да цыпляток я ищу,
и нигде их не найду,
всё ходила и искала,
очень, очень я устала!
В:-Сядь скорее отдохни,
только очень не грусти,
мы поможем-посиди
и на деток посмотри!
(Рисование ладошками "Цыплята для курочки")


7. К нам котята прибежали,
все клубочки потеряли,
нечем им теперь играть,
где же их теперь искать?
Думаю, что им помочь,
будет каждый здесь не прочь!
(Рисование "Клубочки для котят)


7. Картотека мультфильмов, содержащих проблемные ситуации:
- "Винни Пух и все, все, все"
- "Вовка в тридевятом царстве"
- "Квартет"
- "Смешарики"
- "Чуня"
- "Белка и Стрелка"
- "Фиксики"
- "Мама для мамонтенка"
- "Ну, погоди!"
- "Крошка Енот"
- "Буренка из Масленкино"
- "Трое из Простоквашино"
- "Аленький цветочек"
- "Беги, ручеек"
- "Красная шапочка"
- "Мойдодыр"


8. Картотека сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации:
- русская- народная сказка "Лиса и Заяц"
- русская- народная сказка "Гуси- Лебеди"
- "Конек Горбунок" П. Ершов
- "Цветик- семицветик" В. Катаев
- русская- народная сказка "Лиса и Журавль"
- "Дудочка и Кувшинчик" В. Катаев
- венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка" 
- "На горке" Н. Носов
- "Огурцы" Н. Носов
- "Серая Шейка" Д. Мамин- Сибиряк
- "Мешок яблок" В. Сутеев
- русская- народная сказка "Репка"
- "Буратино" А. Н. Толстой
- "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршак
- русская- народная сказка "Кот, Петух и Лиса"
- русская- народная сказка "Морозко" 
- русская- народная сказка "Царевна Лягушка"
- русская- народная сказка "Волк и семеро козлят"
- "Мишкина каша" Н. Носов
- "Доктор Айболит" К. Чуковский


9. Проблемные вопросы для НОД.
Формирование элементарных математических представлений:
-Зачем нужна людям математика?
-Все ли геометрические фигуры имеют углы?
-Что надо сделать, чтобы из квадрата получилось два треугольника?
-Зачем нужны геометрические фигуры?
-Что надо сделать ,чтобы узнать какая полоска шире?
-Как можно измерить высоту предмета, если не иметь линейки?
-Что нужно сделать, чтобы разделить фигуру на равные части?
-Можно ли придумать новую геометрическую фигуру?
-Что нужно сделать, чтобы решить задачу?
-Зачем нужно уметь считать?


Введение в грамоту:
-Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу?
-Из чего состоит слово, если мы его произносим?
-Из чего состоит слово, если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
-Что образует слог?
-Что определяет границы предложения на письме?
-Что определяет границы предложения в речи?
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи:
-Что будет ,если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?


Изобразительное искусство:


Рисование.
-Можно ли нарисовать портрет без кисточки?
-Что произойдет ,если смешать краски между собой?
-Почему цвета называют теплыми и холодными?
-Как при помощи цвета передать настроение?
-Почему рисунок одного и того же предмета у разных людей выглядит непохоже?
-Может ли портрет рассказать о самом человеке?
-Какую картину называют натюрмортом?


Лепка.
-Что получится, если к шарику прикрепить столбик?
-Что будет ,если согнуть глиняную палочку?
-Что нужно сделать, чтобы слепить снеговика?
-Что произойдет, если части предмета соединить непрочно?
-Зачем нужно стека?
-Что нужно сделать, чтобы придать образу выразительности?


Аппликация.
-Для чего нужно знать правила работы с ножницами?
-Почему говорят : «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
-Что нужно сделать, чтобы за один раз вырезать несколько деталей?
-Можно ли заменить бумагу другим материалом?
-Как узнать, какой материал лучше использовать для работы?
-Что нужно сделать, чтобы вырезать симметричную фигуру?
-Если использовать природный материал, то приемы работы будут такие же как и с бумагой?


Конструирование.
-Как узнать ,сколько деталей потребуется для постройки?
-Почему шар может катиться, а кубик нет?
-Почему одни постройки из одних и тех же деталей получаются разными?
-Почему одни постройки получаются прочными, а другие нет?
-Можно ли сконструировать поделку из бумаги?
-Что нужно сделать, чтобы из листа бумаги сложить снеговика?
-Какой схеме соответствует постройка?


Развитие элементарных экологических представлений.
-Почему тает снег на ладони?
-Для чего птицы улетают в теплые края?
-Что произойдет, если исчезнут растения?
-Что произойдет, если пересохнут реки?
-Почему зимующим птицам трудно зимой?
-Что произойдет, если времена года наступят не в свой черед?
-Почему хрустит снег под ногами?
-Почему из тучи идет дождь?


Логика.
-Почему птицы летают, а люди нет?
-Почему днем светло, а ночью темно?
-Можно ли пронести воду в решете?
-Что общего между цифрой четыре и слоном?
-Что нужно сделать, чтобы получить последующее число?
-Зачем кошке мягкие лапки?


Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
-Почему при переходе улицы нужно сначала посмотреть налево?
-Что сделать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?
-Почему говорят: «Друг познается в беде»?
-Почему холодный снег греет?
-Как можно узнать о времени, если у тебя нет часов?
-Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?
-Для чего человек нужны органы чувств?


Развитие музыкальности.
-Что нужно сделать детям ,чтобы праздник прошел весело?
-Для чего придумали ноты?
-Зачем людям нужны песни?
-Можно ли весело петь песню, если у нее грустный характер?
-Может ли музыка быть только грустной или только веселой?
-Почему для танца снежинок используем мелодию вальса, а для солдатиков маршевую музыку?
-Можно ли с помощью музыки передать настроение?


Физическая культура.
-Зачем нужны правила в подвижных играх?
-Что будет, если не заниматься физкультурой?
-Что надо сделать, чтобы прыжок получился длинным?
-Какие виды спорта вы знаете?
-Что надо сделать, если не получается упражнение?
-При каких условиях команда сможет победить?
-Почему говорят: «В здоровом теле, здоровый дух»?



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта

«Как пьют цветы»

Составил проект

Воспитанник группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Збырня Таисия

Руководитель проекта

Кутова Оксана Станиславовна

Основание для разработки проекта

  1. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 года );
  2. СанПин 2.3/2/4/3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; (утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ)»;
  3. Конвенция о правах ребенка;
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 №273-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  6. Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №10 «Белочка»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский , краткосрочный

Образовательная область

Познавательное развитие

Срок реализации проекта

Краткосрочный , 2 недели

Основные потребители результатов проекта

Ребенок, педагог, обучающиеся, родители (законные представители)

Цель проекта

Исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы.

Задачи проекта

Изучить информацию, каким образом растения поглощают воду.

Провести и описать опыты по движению воды в растениях.

Сделать выводы по результатам опытов.

Практическая значимость

Результаты исследований могут быть использованы на занятиях по изучению окружающего мира или в исследовательской деятельности в детском саду.

Предполагаемый продукт проекта

Окрашенные цветы, создание презентации.

Познавательно-исследовательский проект "Как пьют цветы"

Автор : Збырня Таисия , воспитанница 8 группы , старшего возраста

Руководитель: Кутова Оксана Станиславовна

В мире цветов так тепло и прохладно,

Целый букет ароматов и звуков…

Каждый цветок в особом наряде,

В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться,

Стать героиней рассказов и сказок,

Чтоб красотой каждый день любоваться,

Слиться с гармонией света и красок.

Лариса Кузьминская

Моя мама очень любит цветы. Когда папа дарит ей цветы, мама сразу становится доброй и веселой. А еще она любит цветы в горшках, которые растут у нас на окне. Не так давно мама пересаживала цветы и показывала мне, как устроена корневая система цветов. Рассказывала, что цветок «пьет» воду, вытягивая ее из почвы вместе с питательными веществами с помощью корней.

Мама рассказала, что даже срезанные цветы, которые ей дарит папа, «пьют» воду и поэтому цветок не вянет сразу, а еще какое - то время радует нас своей красотой.

Мне стало очень интересно, как цветок пьет воду? Если с помощью корней, то, как тогда вода попадает в цветок, когда он срезан? Мы с мамой решили поподробнее узнать об этом.

Гипотеза: Предположим, что цветы «пьют» воду. За счет этого они могут расти в горшках дома и даже тогда, когда их срезают.

Актуальность проблемы: Цветы украшают нашу жизнь, приносят уют в дом, очищают воздух и приносят радость. Как сохранить красоту и зелень домашних растений и срезанных цветов? Эта тема всегда актуальна, потому, что цветы любят и выращивают очень многие люди.

Цель исследовательской работы: Исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы.

Задачи исследовательской работы:

- Изучить информацию, каким образом растения поглощают воду.

- Провести и описать опыты по движению воды в растениях.

- Сделать выводы по результатам опытов.

Глава I

  1. Как пьют растения? Я узнала, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля  , поднимается от корней к листьям. Это возможно благодаря испарению воды растением с помощью листьев . В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила, которая обеспечивает

непрерывный ток воды из корня к надземным органам (листьям, цветкам, плодам).

У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества сверху вниз к корням.

На листьях растений мы часто видим жилки. По листу вода двигается по жилкам, они имеют ветвистую систему. Чем больше жилок имеется на листе, тем легче вода двигается по направлению к клеткам растения.

Сосущая сила позволяет передвигаться воде от одной клетки к другой. Устройство этой системы одинаково у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Таким образом, вода в живом, не срезанном и не сорванном растении, движется под силой корневого давления.

1.2. Могут ли пить срезанные растения?

Но как же, тогда пьют воду срезанные цветы? Ведь у них уже нет корня, жилки тоже ранены из - за среза цветка. Получается, что вода не может поступать в растение. Но это вовсе не так. У растений есть необычное свойство. Даже если у цветка нет корня, то в его стебельках остаются трубочки – сосуды, о которых мы говорили ранее. Так вот эти трубочки - сосуды начинают сосать воду как насос вверх и продолжают её как бы «толкать» по жилкам листьев и срезанным стебелькам. Это спасает растение от перегрева и засухи, а растение продолжает «пить» воду.

Благодаря этой способности растений, цветок, поставленный в воду, живёт и еще какое-то время радует нас своей красотой.

Глава II

       2.1. Эксперимент, обладает ли комнатный цветок сосущей силой.

Чтобы понять, пьют ли растения воду, я провела опыт. Взяла льняную веревку, пропустила ее через пластиковую трубку, чтобы вода не испарялась. Поместила один конец верёвки в банку с водой, а другой в землю с комнатным цветком. Отметила уровень воды в бутылке маркером .

Через несколько дней количество воды в бутылке заметно уменьшилось .

Вывод: опыт показал, что растения действительно обладают сосущей силой и пьют воду.

2.2. Движение воды по срезанному цветку и окрашивание его лепестков

Чтобы наглядно убедиться, что цветок «пьет» воду даже после того, как его срезали, я провела опыт с цветной водой.

Для этого я наполнила стакан водой, добавила пищевой краситель синего цвета, поставила туда срезанную белую хризантему   и стала ждать.

Через некоторое время окрашенная вода поднялась по стеблю растения вверх и окрасила его лепестки голубым цветом, через 2 дня цветок окрасился интенсивнее .

Внимательно рассмотрев цветок, видно, как двигалась вода по растению, окрасились жилки.

Я решила посмотреть под микроскопом окрашенный лепесток. При увеличении четко видны синие жилки, а значит, цветок действительно впитал воду через сосуды-трубочки

На основании изученной информации и проведенных экспериментов я сделала следующие выводы:

        - жизнь цветов без воды невозможна;

       - все растения имеют специальное строение для лучшего поглощения воды;

       - способность поглощать воду сохраняется даже у срезанных цветов;

       - цветы имеют способность менять свою окраску при поглощении окрашенной воды.

      Заключение

      В результате проведенного исследования, гипотеза подтвердилась, действительно, комнатные      цветы в горшках и срезанные цветы умеют "пить" воду.

      Используя это свойство, можно окрасить белые цветы в любой другой цвет и даже в несколько   цветов сразу!

     Свой необычный цветок я подарила маме, она очень удивилась и обрадовалась.

     Так как вода движется по сосудам растений, повреждение сосудов может погубить растение.    Именно  поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

     Это очень интересный опыт, доказывающий, что растения не могут жить без воды, как и мы.

     Домашние цветы теперь буду поливать сама, а деревья и растения на улице- беречь.

Список использованной литературы.

  • Большая детская энциклопедия .Растения - М.; 2009г.
  • Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
  • «Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами»/ Стивен У. Мойе – М.; 2007г.
  • Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
  • «Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» / Глен Веччионе - М.; 2010 г.