Страничка для родителей

Уважаемые родители, здесь вы можете найти полезную информацию для понимания и развития вашего  ребенка.

Читайте, изучайте, применяйте!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей, обучение           родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Эта задача включает ряд специальных, частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение, закрепление и активизацию словаря,
  • совершенствование грамматической правильности речи,
  • развитие связной речи,
  • обучение разговорной речи,
  • воспитание интереса к художественному слову,
  • подготовка к обучению грамоте.

В формировании связной речи существует тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В программе занятий в детском саду все области развития взаимосвязаны, подчинены общей цели и решению общих задач. В течение недели в рамках одной темы дети получают новые знания и расширяют свои представления по всем направлениям, предусмотренным программой – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

Уважаемые родители! Для лучшего усвоения ребенком полученных знаний, пожалуйста, закрепляйте новый материал дома, по дороге из сада, в сад, во время совместной прогулки или похода в магазин. В качестве идей для речевых игр вы можете взять в детском саду раздаточный материал по лексическим темам.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА 

И СЕМЬИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Иногда развивающиеся нормально умственно и психически дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.

 

Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.

Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него невозможно.

Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.

Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.

В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.

Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.

Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.

Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии      выполнения рекомендаций логопеда и систематических занятий.

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:

  • родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
  • просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
  • посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
  • в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
  • использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.


Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • При выполнении домашнего задания от логопеда старайтесь заменить слова «задание», «заниматься» на «игра», «поиграть».
  • Используйте для выполнения речевых игр бытовые ситуации, прогулки, время возвращения из детского сада и т.д.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Никогда не исправляйте ошибки в речи ребенка в эмоционально значимых для него ситуациях ( когда он рассказывает вам о чем-то важном, возбужден, расстроен и т.д).
  • Называйте букву только как звук: [Н], а не НЭ, не ЭН
  • При покупке выбирайте только те озвученные интерактивные игрушки и дидактические игры, которые произносят звуки, а не буквы.
  • При выполнении письменных заданий, рисовании следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе листа бумаги и карандаша в руке.
  • Если что-то не получается у ребенка- хвалите его, если получается – очень хвалите.

Верьте в силы ребенка, сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним. Пусть ваши домашние занятия станут для вас приятным совместным времяпрепровождением!



Предварительный просмотр:

ТРЕНИРУЕМ

   ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

         Память, внимание, мышление – это основа для правильного речевого развития ребенка. Логопед обязательно включает в свои занятия с ребенком игры и упражнения, способствующие развитию высших психических функций. Но в такие важные по своей значимости игры можно легко играть и дома, это будет и занимательно, и очень полезно.

Игры, которые помогут развить память и внимание

        

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

        «Что изменилось»

        Из группы предметов уберите один или переставьте на другое место.

        

        «Найди отличия»

        Можно использовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двух игрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находите различия в количестве, длине, ширине, форме.

        «Повторяй за мной»

        Вы показываете какие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередное действие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловить малыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

        «Опиши по памяти»

        Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

        «Найди картинку»

        Покажите малышу картинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использовать изображение цветов, птиц, грибов и т. д.

        «Вспомни и скажи»

        Показав ребёнку изображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

        ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

        «Что лишнее?»

        Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).

        «Закончи предложение»

        В небе светит…

        Мальчик идет…

        Мы помогаем…

Девочка дружит…

Развить речь малыша помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

                    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  • Вы можете играть во все игры по дороге из детского сада, в автобусе, в очереди в поликлинику. Старайтесь, чтобы ребёнок не относился к ним как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл малыш в ваше отсутствие, чем занимался и уже потом потихоньку переходите к упражнениям для развития памяти, внимания.
  • Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания. Поверьте, всегда есть, за что похвалить вашего малыша!

        



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ  ЛОГОПЕДА ДЛЯ  НЕСКУЧНОГО ЛЕТА

Несколько советов для того, чтобы лето не прошло даром, а укрепило вашего ребенка и подарило массу впечатлений и максимум пользы.

РАЗВИВАЕМ…

                                                            …ДЫХАНИЕ

1. Нюхаем цветы длинным вдохом через нос, выдыхаем ртом.

2. Вдыхаем носом и сдуваем пух одуванчиков несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом через рот.

3.Надуваем воздушные шарики, надувные игрушки по возможности  ртом, а не насосом

4.Дуем на детские флюгеры-вертушки-ветрячки.

                                             …ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

1.Играем с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель, в корзину и т.д.)

2.Прыгаем со скакалками, катаемся на велосипедах, бегаем и всячески активничаем.

3.Бросаем и ловим летающие тарелочки.

4.Выкладываем рисунки из камней, шишек, спичек.

5.Играем с глиной и мокрым песком, а также привычными пазлами, конструкторами;

лепим из пластилина, теста, раскрашиваем раскраски цветными карандашами.

                                                            …СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Лето-прекрасное время для того, чтобы копить новые яркие впечатления и непременно делиться

ими с близкими и друзьями. Чтобы помочь ребенку развить связную речь, чаще просите его рассказывать, что он видел, где бывал и что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому-папе, бабушке, знакомым.

Просите ребенка пересказать то, что вы прочитали ему вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста. Если вы посмотрели с ребенком мультфильм, спектакль – пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

! Обратите внимание на режим дня вашего ребенка. Если вы не планируете летом посещать детский сад или будете делать это реже, постарайтесь соблюдать примерно тот режим дня, который был в саду. Если ребенок летом не ходил в сад и режим сбился, постарайтесь вернуться к нему примерно за две недели до начала посещения детского сада, чтобы ребенок смог адаптироваться.

Желаю вам прекрасного  лета!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

САМОМАССАЖ

Самомассаж - нетрадиционное, но эффективное направление по развитию мелкой моторики и подготовке детей к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также развитие речевой функции. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение. Специальные упражнения способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений.

Самомассаж ушей

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора

Вот и кончилась игра.

Самомассаж лица

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом — круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три — скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Точка 1

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре

Точка 2

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Точка 4

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой...

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой...

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Самомассаж рук

1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем,

А затем обратно стянем.

10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га!

Очень вкусная трава!»

11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ С МЯЧОМ

Учитывая, что у многих детей с нарушением речевого развития в структуру дефекта входит нарушение кинестетического и кинестетического праксиса, игры с мячом приобретают особое значение и могут быть важнейшим инструментом, используемым в коррекционной работе.

 Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта , освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей, включая в работу различные уровни релаксации, развивают общую и мелкую моторику, регулируют силу и точность движений, активизируют непроизвольное и произвольное внимание, нормализуют эмоционально-волевую сферу, развивают мышечную силу, глазомер, быстроту реакции, усиливают работу важнейших органов – легких и сердца, улучшают обмен веществ.

 Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

И самое главное: игры с мячом – одни из наиболее любимых и доступных игр для совместного времяпрепровождения родителей с детьми.  Поиграйте с ребенком в мяч!

Картотека игр с мячом

(средний дошкольный возраст)

Подбрасывание мяча

  1. Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.
  2. Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.
  3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его.

Игры с ударом мяча об пол

  1. Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.
  2. Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его.
  3. Ударить мячом об пол, хлопнуть за спиной и поймать его
  4. Отбивать мячом об пол двумя руками 4-5 раз подряд.

Игры с ударом мяча о стену

  1. Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.
  2. Ударить мячом о стену, хлопнуть перед собой и поймать его двумя руками.
  3. Ударить мячом о стену, хлопнуть за спиной и поймать его двумя руками.
  4. Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его двумя руками.
  5. Встать спиной  к стене, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.
  6. То же, но поймать мяч после удара об пол.
  7. Бросить мяч одной рукой в стену, поймать двумя руками.
  8. Ударить мячом о стену, присесть и поймать его.

Перебрасывание мяча

  1. Перебрасывание мяча друг другу снизу.
  2. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).
  3. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.
  4. Перебрасывание мяча друг другу с хлопком перед ловлей..

Картотека игр с мячом

 (старший дошкольный возраст)

Подбрасывание мяча

  1. Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.
  2. Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.
  3. То же с хлопком.
  4. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его.
  5. Подбросить мяч вверх, руки убрать за голову, поймать двумя руками.
  6. Подбросить мяч вверх и отбивать его 5-6 раз правой (левой) рукой.
  7. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и сзади, поймать двумя руками.
  8. Подбросить мяч вверх и поймать его правой (левой) рукой.
  9. Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом и поймать двумя руками.
  10. Подбросить мяч вверх, повернуться и поймать двумя руками.
  11. Продвигаясь вперёд подбрасывать мяч вверх.

Игры с ударом мяча об пол

  1. Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.
  2. Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его.
  3. Ударить мячом об пол, хлопнуть за спиной и поймать его.
  4. Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать его.
  5. Ударить мячом об пол, хлопнуть под коленом и поймать его.
  6. Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.
  7. Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом и поймать его.
  8. Отбивать мячом об пол двумя руками 5-6 раз подряд.
  9. Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперёд.
  10. Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой 5-6 раз подряд, продвигаясь вперёд.
  11. Непрерывно ударять мячом об пол, перенося над ним ногу.

Игры с ударом мяча о стену

  1. Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.
  2. Ударить мячом о стену, хлопнуть перед собой и поймать его двумя руками.
  3. Ударить мячом о стену, хлопнуть за спиной и поймать его двумя руками.
  4. Ударить мячом о стену, хлопнуть впереди и сзади, поймать мяч.
  5. Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его двумя руками.
  6. Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол, повернуться  и поймать его двумя руками.
  7. Ударить мячом о стену, повернуться и поймать его двумя руками.
  8. Ударить мячом о стену, хлопнуть под коленом, поймать его.
  9. Встать спиной  к стене, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.
  10. То же, но поймать мяч после удара об пол.
  11. Бросить мяч одной рукой в стену, поймать двумя руками.
  12. Отбивать мяч двумя руками о стенку 5-6 раз ладонями, пальцами – вниз, вверх.
  13. Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.
  14. Ударить мячом о стену, присесть и поймать его.
  15. Ударить мячом о стену из-под ноги правой (левой) рукой.
  16. Ударить мячом о стену из-под правой (левой) руки.
  17. Ударить мячом о стену из-за спины.
  18. Ударить мячом о стену из-за головы.
  19. Ударить мячом о колено и поймать его.
  20. Ударить мячом о колено и поймать его правой (левой) рукой.
  21. Ударить мяч коленом о стену, поймать двумя руками.
  22. Ударить мяч коленом о стену, поймать правой (левой) рукой.
  23. То же самое, но с ударом мяча об пол.
  24. Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

Перебрасывание мяча

  1. Перебрасывание мяча друг другу снизу.
  2. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).
  3. Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.
  4. Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.
  5. Перебрасывание мяча друг другу из-под колена.
  6. Перебрасывание мяча друг другу с хлопком перед ловлей.

Перебрасывание мяча через сетку

  1. Перебрасывание мяча через сетку снизу.
  2. Перебрасывание мяча через сетку из-за головы.
  3. Перебросить мяч через сетку, тот кто ловит, даёт мячу удариться об пол.
  4. Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.
  5. Отбивать через сетку 2-3 раза подряд.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей, обучение           родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Эта задача включает ряд специальных, частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение, закрепление и активизацию словаря,
  • совершенствование грамматической правильности речи,
  • развитие связной речи,
  • обучение разговорной речи,
  • воспитание интереса к художественному слову,
  • подготовка к обучению грамоте.

В формировании связной речи существует тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В программе занятий в детском саду все области развития взаимосвязаны, подчинены общей цели и решению общих задач. В течение недели в рамках одной темы дети получают новые знания и расширяют свои представления по всем направлениям, предусмотренным программой – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

Уважаемые родители! Для лучшего усвоения ребенком полученных знаний, пожалуйста, закрепляйте новый материал дома, по дороге из сада, в сад, во время совместной прогулки или похода в магазин. В качестве идей для речевых игр вы можете взять в детском саду раздаточный материал по лексическим темам.



Предварительный просмотр:

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ

Игры, которые помогут развить память и внимание

Используйте любую возможность укрепить память, развить произвольное внимание ребенка.

        

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

        «Что изменилось»

        Из группы предметов уберите один или переставьте на другое место.

        

        «Найди отличия»

        Можно использовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двух игрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находите различия в количестве, длине, ширине, форме.

        «Повторяй за мной»

        Вы показываете какие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередное действие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловить малыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

        «Опиши по памяти»

        Дайте ребенку на время какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можно точнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

        «Найди картинку»

        Покажите малышу картинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использовать изображение цветов, птиц, грибов и т. д.

        «Вспомни и скажи»

        Показав ребёнку изображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Что было нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам? Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

        «Что лишнее?»

        Проверенная временем игра. Здесь фантазия не знает предела. Лишним может быть предмет другой формы, цвета, размера, класса (животные, птицы, дикие и домашние, цветы и грибы, цифры и буквы).

        «Закончи предложение»

        В небе светит…

        Мальчик идет…

        Мы помогаем…

Девочка дружит…

Развить речь малыша помогут пересказы любимых сказок, заучивание стихов наизусть, составление рассказов по картинкам.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

  • Вы можете играть во все игры по дороге из детского сада, в автобусе, в очереди в поликлинику. Старайтесь, чтобы ребёнок не относился к ним как к занятиям. Сначала расспросите, во что играл малыш в ваше отсутствие, чем занимался и уже потом потихоньку переходите к упражнениям для развития памяти, внимания.
  • Не скупитесь на похвалу, пусть ребенок и не сразу схватывает суть задания. Поверьте, всегда есть, за что похвалить вашего малыша!



Предварительный просмотр:

               КАК

РАБОТАТЬ СО ЗВУКАМИ

  • Проговорите  звук      совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Определите, используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

                         

        



Предварительный просмотр:

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно необходимо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.                  Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова, звукоподражания: например, «Где бибика?», «Кто это? Это мяу?».  Это ничего, кроме вреда, не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем.

 Избегайте частого употребления при общении с ребенком слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для понимания либо сложных слов в слоговом отношении.

  Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не передразнивайте и не ругайте его, тем более что отсутствие или неверное произношение ряда звуков в определенном возрасте может являться возрастной нормой.  Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирования нормативного звукопроизношения еще не закончен.

   Не ругайте малыша за плохую речь, а лучше дайте ему правильный образец для подражания.



Предварительный просмотр:

   

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

- Что за наказанье!

(частушка о выполнении логопедических заданий дома).

       Успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием

родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

      Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради

под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком

занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому

настроиться и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение

дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует

вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих

школьных домашних заданий.

       Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных

занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели во второй половине дня, а также вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания могут включать в себя:  

  • артикуляционную гимнастику для постановки отсутствующих звуков.
  • упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день, сначала перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений;
  • задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ

звукослогового анализа и синтеза.

  • серию лексико-грамматических заданий, направленных на обогащение
  • пассивного словаря, а главное - на стимулирование и использование в

активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на

словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;

  • задания по развитию связной речи, это могут быть:

- построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме);

-  рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова;

- пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

  • задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму:
  • обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных

направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и

шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации,

графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и

небольших связных текстов;

  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов;
  • ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ

КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

  • домашние задания выполняются не в один приём, а разбиваются на части

(по 10-15 минут работы). Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно;

  • все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов;
  • графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует,

выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого;

  • контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать

тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

  • заниматься с ребёнком дома ежедневно;
  • занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке;
  • время проведения занятий 10-15 минут;
  • хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение;
  • артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок

мог себя контролировать;

  • все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает в лист заданий ответы ребенка без каких-либо исправлений;
  • графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и

успехов!



Предварительный просмотр:

            Рекомендации родителям

  по профилактике нарушений письма и чтения

у детей дошкольного возраста

Наступает момент, когда «дошколёнок» готовится стать «первоклассником». А родители и педагоги обращают внимание, что при выполнении графических упражнений дети испытывают некоторые трудности, ведущие к ошибкам, мешающим осваивать программу и тормозящим дальнейшее обучение.

Дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

Каждому виду нарушений письма соответствуют свои ошибки, но классифицировать их – дело специалиста.

Что должно Вас насторожить:

  • Если Ваш ребенок левша.
  • Если он - переученный правша.
  • Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  • Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  • Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  • Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Что же делать родителям?

Родители в силах помочь своему ребёнку на этапе дошкольного детства, создавая предпосылки (условия) для правильного формирования навыка письма и чтения.

Рекомендуемые игры и упражнения для профилактики нарушений ПИСЬМА и ЧТЕНИЯ:

  • лепить из пластилина;
  • выкладывать из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
  • складывать с помощью конструктора «Лего»;
  • вышивать;
  • рисовать на бумаге и на снегу, выдавливать спицей очертания букв, писать на снегу, песке;
  • вырезать из цветной бумаги;
  • выжигать на дощечках;
  • вычёркивать заданную букву из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывать буквы с закрытыми глазами (взрослый «пишет» на ладони или спине ребенка);
  • узнавать объёмные буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
  • рисовать буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает;
  • придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук;
  • выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего;
  • показать значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.;
  •  для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится две части, не имеющие смысла;
  • исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке);
  • перерисовывать по клеточкам, по точкам (по образцу);
  • графические диктанты. Например, упражнение «Нарисуй дорожку». Детям предлагают на листе бумаги карандашом нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.»;
  • графические диктанты-загадки со счётом клеток. Например, упражнение «Угадай кто (что)?». Не отрывая руки от бумаги, ребёнок выполняет рисунок по предложенному описанию, начиная от поставленной точки: 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 3 клеточки по диагонали вправо вверх и т.д. В результате должно получиться заданное изображение;
  • упражнение «Угадай, какая буква?». Описывать очертание буквы словами (взрослый рассказывает – ребёнок угадывают букву, затем пытается сам описать какую-нибудь букву);  
  • упражнение «Превращения», какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
  • упражнение «Найди ошибку» в ряду правильно написанных букв найти одну неправильную;
  • найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах;
  • разобрать несколько букв в наложенном изображении (игра «Куча мала»).

Эти игры и упражнения подготовят Вашего ребёнка

и помогут преодолеть трудности, возникающие при обучении письму и чтению в начальной школе.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

 ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что исчезло»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.

Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.

Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

 

Игра «Очередь»

Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы.

Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».

 

Игра «Подбери пару по цвету»

Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.

Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее).

Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их.

В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

 

Игра «Найди цвет»

Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).

Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.

Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.

Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребенок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.

 

Игра с карточками

Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.

Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?»

С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.

 

Игра «Прятки в шкафчике»

Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.

Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?». Ребёнок должен угадать.

По мере освоения игры, можно класть разные предметы на разные полочки. В таком случае вопросы будут такие: «На какой полочке синяя пуговица? На какой полочке красная бусинка?»

Примечание: эти игры развивают не только внимание, но и память. Лучше всего в эти игры играть с одним ребёнком, но и с группой детей тоже возможно. В таком случае угадывают все дети одновременно.

Усложнять задания для малыша можно только после того, как он научиться хорошо справляться с более простыми заданиями. Для того чтобы ребёнку было интереснее, можно иногда меняться ролями, когда ребёнок прячет предметы в шкафчик или переворачивает карточки, а взрослый угадывает.

 

Игра «Сложи узор»

Для игры понадобятся разные небольшие фигуры. Их можно вырезать из картона, а можно использовать детали детского конструктора.

Составьте на коврике дорожку или узор из фигур. Начинайте с 3 - 4-х элементов, а когда ребёнок освоится с такими заданиями, увеличьте количество. В пять лет ребёнка количество фигур можно постепенно увеличить до 7 - 8-ми.

Попросите малыша посмотреть на дорожку или узор и запомнить. Потом предложите ребёнку отвернуться. Измените расположение одной фигуры и попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Постепенно сложность игры можно увеличивать, меняя расположение двух и более элементов.

Вариация игры:

Составьте узор из фигур. Пусть ребёнок посмотрит на него. Потом уберите узор с поля и предложите ребёнку восстановить узор самостоятельно.

 

Игра с палочками «Повторяй за мной!»

Для игры понадобятся счётные палочки. В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребёнку выдаётся одинаковое количество счётных палочек. Трёхлетним малышам будет достаточно по 3 - 4, с возрастом и освоением игры количество счётных палочек можно увеличивать до 7 - 8-ми.

Все садятся в круг, и вы начинаете игру в роли ведущего. Выложите из счётных палочек произвольную композицию, пусть дети смотрят и запоминают. Затем закройте композицию из счётных палочек листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Примечание: игры этой серии способствуют увеличению объема внимания и памяти. Они особенно эффективны при многократном повторении различных вариантов игры.

 

Игра «Рассматриваем картинку»

Для игры понадобятся интересные детские картинки.

Предложите малышу рассмотреть и описать картинку. Вначале ребёнку можно помогать: начать описание самостоятельно, задавать вопросы. Трёхлетнему малышу нужно показывать картинки с небольшим количеством предметов и крупными деталями. Вначале ребёнка надо научить описывать то, что он видит. Расскажите о картинке сами, потом предложите следующую картинку и начинайте задавать вопросы: «Что тут нарисовано? Какого цвета домик? Что рядом с домиком?»

 

Игра «Найди на рисунке фигуры»

Для игры понадобятся простые рисунки, например, с домиком, ёлочкой, цветком, солнышком.

Предложите ребёнку найти различные геометрические фигуры, которые спрятались на картинке: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники. Убедитесь, что ребёнок знает все названные фигуры. Для этого нарисуйте их, назовите и покажите на примере, как можно найти спрятанную на рисунке фигуру.

 

Игра «Сыщики»

Для игры понадобится большая иллюстрация с множеством деталей или персонажей из детской книги.

Ведущий даёт задание ребёнку найти какой-нибудь предмет на картинке. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть иллюстрация. Пятилетним детям можно давать уже не простые иллюстрации, а репродукции картин разных художников.

 

Игра «Опиши меня»

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Если вы играете вдвоём с малышом, предложите ему вас внимательно рассмотреть. Потом попросите ребёнка отвернуться и начинайте задавать вопросы: «Какого цвета моя футболка?», «Есть ли у меня серёжки?», «Какого цвета у меня глаза?» и так далее. Потом меняйтесь ролями, пусть ребёнок задаёт вопросы о своём внешнем виде.

Чтобы в эту игру играть с несколькими детьми, понадобится ширма или штора. Выбирается один ребёнок, вы просите остальных детей хорошо его рассмотреть. Потом малыш прячется за ширмой. Вам лучше стоять так, чтобы были видны все участники игры. Когда ребёнок встаёт за ширму, начинайте задавать вопросы: «Сколько пуговиц на Митиной рубашке?», «Какого цвета у него ботинки?» и так далее. Остальные дети отвечают на вопросы. После 5 - 6-ти вопросов ребёнок возвращается к группе и выбирается следующий малыш, которого будут описывать дети.

 

Игра «Опиши его по памяти»

Предложите малышу описать какого-нибудь знакомого по памяти. Спросите, какого цвета у него волосы, какой они длины; какого цвета глаза; какого он роста; во что обычно одевается; во что был одет, когда вы его видели в последний раз; часто ли он улыбается. Описывать можно соседей, друзей, родителей друзей, продавщицу магазина, в который вы часто заходите, воспитательницу детского сада.

Примечание: внимание к людям - отдельный, очень важный навык, который надо развивать у ребёнка. Многие дети мало интересуются другими людьми, не задумываются об их чувствах и потребностях. Игры из серии «Опиши его» способны пробудить у ребёнка более глубокий интерес к людям. Также эти игры способствуют развитию внимания, памяти и речи.

 

Игра «Рисуем по образцу»

Для игры понадобятся карточки с изображением простых фигур. Такие карточки можно изготовить самостоятельно, нарезав на квадраты белый картон и нарисовав на них фигуры.

Дайте ребёнку лист бумаги и карандаши, положите перед ним одну карточку и попросите его внимательно на неё посмотреть. Через 10 секунд карточку переверните изображением вниз и попросите ребёнка нарисовать такую же фигуру, как на карточке.

Для трёхлетних малышей вначале на карточках должны быть простые фигуры одного цвета (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник). Постепенно можно усложнять игру, и давать ребёнку карточки с фигурами, закрашенными в два цвета, потом в три и четыре. Пятилетним детям можно давать карточки с двумя - тремя фигурами, окрашенными в разные цвета.        

         

Игра «Весёлые картинки»

Для игры понадобятся простые картинки с изображением отдельных предметов, например, ведёрка, машинки, мячика, зайчика.

Возьмите 4 - 5 картинок, выберите из них 2 – 3 и положите перед малышом. Остальные картинки не показывайте. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на картинки и обсудите, что на них нарисовано. Затем возьмите картинки, которые вы рассматривали и смешайте с остальными картинками. Дайте ребёнку все картинки (4 - 5) и предложите выбрать из них те, которые он уже видел.

Постепенно количество картинок в одном сеансе игры можно увеличивать, но не раньше, чем ребёнок будет хорошо справляться с заданиями с меньшим количеством картинок.

Эту игру можно разнообразить. Например, выложить картинки в ряд, дать ребёнку их рассмотреть, затем смешать картинки и попросить ребёнка положить картинки в правильном порядке.          

 

 

Игра «Алфавит»

В эту игру надо играть на прогулке. Перед выходом на прогулку покажите малышу одну букву. Для начала выберите букву, которую легко отличить, например, «О» или «Т». Лучше, чтобы буква была нарисована или напечатана на крупной карточке или на большом листе бумаги. Договоритесь, что на улице вы будете искать эту букву.

Выйдя на прогулку, обращайте внимание на все вывески и рекламу, рассматривайте их вместе с малышом и ищите нужную букву. На следующей прогулке ищите другую букву. Эта игра не только улучшит зрительное внимание ребёнка, но и поможет выучить ему алфавит.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Наконец-то! На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?

Вы потратите не более 15 минут в день, но Ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.

Естественно начать нужно с самого простого, а именно с произнесения слогов: ДРА-ДРА-ДРА, РО – РО – РА (ША – ШО – ША, СА-СА- СО и т.п.)

Скучно?

Тогда представьте, что вы говорите на языке инопланетян, и никто кроме Вас и вашего ребенка не знает, что ДРА – ДРА – ДРА, означает «здравствуйте».

Теперь задание сложнее: произносим слова.

Сколько слов с «трудным» звуком Р (Ш, С) знаете Вы? А ребенок?

Картинки, в названии которых есть звук Р, можно нарисовать, вырезать из журналов, найти в различных настольных играх (лото, домино, пазлы).

Вы идете в магазин? В названии каких продуктов есть звук Р?

Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал он сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал он на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил,

Чуть его не проглотил!

Снова усложняем задание: пересказываем.

Совет: после прочтения задайте несколько вопросов по содержанию рассказа. Так с чего все началось?

Кормушка для птиц

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!

Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

Матыкина И.А.

Вместо 4 и 5 страниц можно использовать только 6! 😊

Потренировались произносить слова? Пора учить стихотворения!

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

петрушку и свеклу, ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и

свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Ю. Тувим)

Посмотрели интересный мультфильм? Спросите, что ребенку понравилось больше всего. Ребенок все слова произнес правильно? Обязательно похвалите его!

Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете воображение, мышление, память, внимание!

По материалам Матыкиной И.А.



Предварительный просмотр:

Для первоначального знакомства с буквами используйте кубики без картинок. Почему это важно? Буква должна ассоциироваться у ребенка только со звуком, а не зрительным образом предмета. «Включение « этого образа будет мешать чтению. Чуть позже ребенку нужно дать буквы из разрезной азбуки. Если нет подходящих кубиков или вы занимаетесь с 6-летним ребенком и старше, сразу начинайте с разрезной азбуки.

Сначала нужно познакомить ребенка с заглавными буквами. Строчные вводите позже, когда ребенок освоит основные навыки чтения: чтение слога и двусложного слова из открытых слогов. Почти все строчные буквы русского алфавита повторяют начертание заглавных (только мельче), поэтому выучить их будет легко.

Сначала ребенок должен просто научиться хорошо различать буквы глазами без называния. Иначе задача существенно усложнится – ему придется выполнять сразу 2 действия: узнавать образ буквы и вспоминать № ее звук». Показывая букву, называйте соответствующий ей звук: М, а не МЭ, Р, а не ЭР.

  • Ограничивайте ребенка в самостоятельном назывании букв и следите, чтобы в его произношение(когда он называет согласные буквы) не вкрадывалось отчетливого призвука гласного (МЭ,БЭ), исправляйте его. Ограничивать собственное произношение ребенка нужно вот для чего: у него не должна сформироваться привычка называть изолированные звуки. Если этот навык закрепится, ему будет сложно слитно читать слог.
  • Многократно показывайте ребенку букву и называйте ее. Показывайте одни и т же буквы на кубиках, среди букв разрезной азбуки, в детской книге; пишите их.
  • Показывайте ребенку букву из разрезной азбуки (называйте ее) и просите показать такую же среди других 4-5 букв.
  • Ребенку нужно найти все буквы одного вида в ряду букв (все буквы А или Ф среди других букв). Показывайте ему образец и называйте букву.
  • Положите перед ребенком буквы из разрезной азбуки правильно и «вверх ногами» или «набок». Ему нужно показать правильно разложенные буквы. Он может разворачивать их в нужную сторону.
  • Это же упражнение делайте иначе: называйте букву – ребенок ее показывает.

(по материалам книги Л. А. Поляковой «Самоучитель по логопедии»)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

( по материалам Е.Ф.Архиповой)

1. «Составь целое из частей» (разрезанные картинки)

Ребенку, в зависимости от возраста, предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части, 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагоналям).

В процессе работы ребенку можно предлагать разные виды помощи. Например, картинка, разрезанная по диагоналям, собирается по уже собранной и положенной одной части. Если такая мера помощи оказывается недостаточной, выкладываются обе части. Возможно и предварительное построение объекта, привлечение внимания ребенка к его частям, а затем самостоятельное собирание объекта без наличия образца.

Следует развивать возможности ребенка узнавать целый предмет по какой-то одной части. Подобная работа должна проводиться регулярно на разном материале. Только после того, как ребенок научится собирать отдельный объект из частей, можно переходить к разрезанным сюжетным картинкам.

2. «Составь Фигуры»

Ребенку поочередно предлагаются усложняющиеся таблицы с изображением знакомых объектов. Сначала предъявляется готовый образец, а затем все составляющие его части. Методика работы представляет следующие этапы:

  • наложение соответствующих частей на готовый объект;
  • составление объекта по образцу, который лежит перед ребенком;
  • самостоятельное составление объекта из частей без данного образца.

В этом задании идет формирование восприятия целого по его частям. В процессе, выполнения задания развивается также наблюдательность, умение анализировать и сравнивать объекты, формируются такие качества деятельности, как целенаправленность, планирование, самоконтроль, волевые качества. Выполнение задания позволяет формировать и конструктивную деятельность. Рекомендуем иметь наборы разных вариантов, построенных по принципу данного задания. Можно использовать также танграммы, в которых ребенок собирает знакомые фигуры из частей: круги, овалы и т.д.

3. «Определи положение предметов»

Ребенку предлагается таблица, на которой изображены знако-. мые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т.д., а после этого ответить на вопросы, где расположен тот или иной предмет. Полезно после упражнений на определение положения на таблице перейти к определению положения в окружающем пространстве. Ребенок должен сказать, где стоит книжный шкаф, что находится справа от него и т.д.

Хорошим упражнением является также слуховой диктант, который может проходить в виде занимательной игры. Для этого ребенку дают лист, разделенный на 9 или 12 квадратов, и с помощью фишки он должен передвигаться в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т.д.).

При выполнении подобных упражнений формируется внимание, ориентировка в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля и т.д.

4. «Найди место»

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, составленный из геометрических фигур. Одна часть рисунка вырезана. Предлагается четыре варианта разных изображений вырезанной части, одно из них является искомым. Необходимо найти эту часть и поставить в паз. Важно в процессе работы с подобным заданием постепенно переходить от наглядно-действенного выполнения к зрительному соотнесению.

Вариант 2. Ребенку предлагается сюжетная картинка, в которой вырезаны отдельные значимые части. Он должен найти место каждой из них.

В этом задании проводится работа по формированию пространственного восприятия, формируется понимание изображенной ситуации, актуализируются имеющиеся знания и представления ребенка. Если изображена ситуация из знакомой детям сказки или рассказа, можно предложить вспомнить этот текст, рассказать, что было до этого, что будет дальше.

При выполнении данного задания формируется не только восприятие целого, но и понимание причинно-следственных зависимостей, что способствует общему умственному развитию ребенка.



Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ПОДГОТОВКИ РУКИ

К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКА

( по материалам Е.Ф.Архиповой)

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

- Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

- Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
  • Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
  • Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

  • Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
  • Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
  • Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.



Предварительный просмотр:

Упражнения

для развития тонкой моторики

(по материалам Е.Ф.Архиповой)

У ребенка необходимо развивать общую моторику рук и моторику пальцев. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.

Гимнастика для пальчиков (после 1 года):

1. Посчитать пальчики. Выпрямлять пальчики по одному и считать их. С момента рождения рекомендуется слегка отводить их и массировать поглаживающими движениями.

2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.

3. "Пальчики здороваются". Малыш сидит, руки перед собой. На счет "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.

4. "Человечек". Сидя за столом - изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем - левой руки.

5. "Наперегонки". Обе руки выполняют предыдущее движение одновременно.

6. "Коза". Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.

7. "Козлята". Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

8. "Очки". Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

9. "Зайчик". Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.

10. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе - "деревья стоят", широко развести пальцы - "ветки раскинулись".

11. "Флажок". Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

12. "Гнездо". Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

13. "Корни растения". Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

14. "Солнечные лучи". Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

15. "Паук". Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

16. "Стол". Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.

17. "Ворота". Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

18. "Мост". Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!)

19. "Ромашка". Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.

20. "Ежик". Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

21. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.