Технология развития критического мышления.

Рерих Ольга Григорьевна

Технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie_.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать её объективность и достоверность, делать обоснованные выводы и принимать взвешенные решения.

Такая система мышления позволяет нам принимать лучшие решения во множестве ситуаций.

Данная технология была разработана в 90-е годы ХХ в. американскими учеными, педагогами и философами: Дж Дьюи, Керри С. Уолтерс, Кертис Меридит, Чарльз Темпл и Дженни Стилл. Первоначально данная технология называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». В российской образовательной практике она появилась в 1997 г. и была адаптирована под отечественную систему образования Виктором Шаталовым, Шалвой Амонашвили, Василием Давыдовым, Даниилом Элькониным, Леонидом Занковым и другими известными педагогами и психологами.

В современном образовании критическое мышление рассматривают как универсальную компетентность — способность решать различные задачи в различных контекстах. Компетентность включает три ключевых компонента: знания, навыки и диспозиции.

К основным диспозициям критического мышления относят поиск оснований и доказательной базы для собственных убеждений, любознательность, готовность противостоять авторитетам и аргументированно защищать свою позицию.

Человек с развитым критическим мышлением:
• понимает, как взаимосвязаны его тело и психика, умеет распознавать и расшифровывать сигналы организма;
• распознаёт собственные эмоции, понимает, что их вызвало и какие могут быть последствия;
• адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны;
• адекватно воспринимает свои неудачи, анализирует их причины и извлекает для себя уроки;
• адекватно оценивает свои ресурсы и умеет их распределять;
• соотносит собственные действия и ожидаемый результат;
• определяет причинно-следственные связи, прогнозирует последствия своих решений и поступков;
• объективно анализирует и оценивает чужие высказывания вне зависимости от собственных эмоций;
• выстраивает аргументацию и умеет доносить свою позицию до окружающих;
• замечает несоответствия и ошибки в логике высказываний;
• верно оценивает собственные мнения и убеждения;
• быстро адаптируется к новым условиям, может пересматривать собственные решения, если ситуация меняется;
• мыслит системно, последовательно;
• понимает свои уникальные способности и особенности и умеет извлекать из них пользу;
• готов выходить из зоны комфорта и менять своё отношение к ситуации;
• стремится узнавать и осваивать новое;
• умеет рефлексировать и достойно проигрывать;
• планирует собственное профессиональное развитие, легко выстраивает и придерживается карьерной дорожной карты;
• берёт на себя ответственность за собственное благополучие, а не перекладывает её на других людей, обстоятельства, внешние факторы;
• не объясняет все действия окружающих злым умыслом, а определяет их потребности и мотивацию. Относится с доверием к миру.

Для развития критического мышления важны несколько ключевых предпосылок:

1.
Любопытство и интерес
Люди, склонные к критическому мышлению, проявляют активный интерес к миру вокруг себя. Они задают вопросы, стремятся узнать больше и глубже разобраться в сложных вопросах. Любопытство стимулирует желание искать новые знания и анализировать полученную информацию.

2.Умение ставить под сомнение
Критически мыслящие люди не принимают всё на веру. Они подвергают сомнению утверждения, проверяют источники информации и ищут доказательства. Это важно для того, чтобы избежать ошибок и предвзятости.

3.
Открытость новому опыту
Открытый ум позволяет человеку рассматривать различные точки зрения и учитывать разные перспективы. Это помогает избегать догматизма и одностороннего взгляда на проблему.

4.
Самостоятельность в мышлении
Способность мыслить самостоятельно, не полагаясь исключительно на авторитеты или общепринятые мнения, — одна из основ критического мышления. Уверенность в собственных силах и готовность формировать независимые суждения крайне важна.

5.
Навыки анализа и синтеза
Чтобы критически осмыслить информацию, нужно уметь разбирать её на составляющие части, выявлять взаимосвязи между ними и синтезировать полученные данные в единое целое. Эти навыки помогают увидеть картину целиком и сделать обоснованные выводы.

6.
Эмоциональный интеллект
Эмоции могут влиять на восприятие реальности и принятие решений. Развитый эмоциональный интеллект позволяет распознавать собственные эмоции и отделять их от рациональной оценки ситуации. Это снижает риск принятия поспешных или необдуманных решений.

7.
Знание методов научного исследования
Понимание принципов научной методологии, включая сбор данных, проверку гипотез и статистический анализ, способствует развитию критического подхода к оценке информации. Научная грамотность помогает лучше разбираться в сложных концепциях и видеть закономерности.

8.
Способность к рефлексии
Рефлексия — это процесс самоанализа и размышления над своими действиями, мыслями и убеждениями. Она помогает выявить возможные ошибки и предвзятости в собственном мышлении, а также улучшить подходы к решению проблем.

9.
Готовность к обучению и развитию
Постоянное стремление к новым знаниям и самосовершенствованию — важный аспект критического мышления. Люди, обладающие такой установкой, понимают, что обучение — это непрерывный процесс, который требует постоянного обновления знаний и пересмотра убеждений.

10.
Культура диалога и обсуждения
Взаимодействие с другими людьми, обмен мнениями и обсуждение различных точек зрения способствуют развитию критического мышления. Диалог помогает взглянуть на проблему с разных сторон и лучше понять альтернативные взгляды.

Эти предпосылки формируют основу для формирования критического мышления, которое становится важным инструментом в личной и профессиональной жизни, помогая людям принимать осознанные и обоснованные решения.

Технология критического мышления в образовании.

При использовании технологии критического мышления преподавательский приоритет смещается с передачи готовых знаний на формирование образовательной среды, в которой дети реализуют свою естественную потребность в познании. Применение данной технологии позволяет обучающимся выстраивать свой собственный путь к знаниям и реализовать коммуникативно-деятельностные потребности. Учащиеся перестают быть пассивными слушателями, «зазубривающими» учебные материалы: они активно участвуют в образовательном процессе, самостоятельно ищут и обрабатывают информацию, оценивают и выявляют проблемы, находят пути их решения и, самое важное, применяют полученные знания на практике. Принципы интерактивности, сотрудничества, планирования и осмысленности обеспечивают вовлеченность каждого обучающегося в образовательный процесс.

Таким образом, технология развития критического мышления (ТРКМ) – это вид личностно-ориентированного обучения, направленный на формирование у детей навыков мыслительной деятельности: планирования, прогнозирования, анализа и структуризации информации и т. д.

Главная цель применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) – формирование у детей открытого мышления, не приемлющего догматизма, и развитие навыков, помогающих добиться поставленных целей (умение принимать взвешенные и обоснованные решения; способность отделять главное от второстепенного и причины от следствия; аналитические способности; навыки работы с информацией; умение рассматривать ситуацию с разных точек зрения и т.д.).

Стратегия применения ТРКМ позволяет использовать ее на любых занятиях и в любой профессиональной деятельности.

Работа в рамках ТРКМ организуется как в индивидуальных, так и групповых видах деятельности.

Данная технология применяется на любом этапе изучения материала, в любой образовательной деятельности.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Дети с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их.

Отличительной чертой ТРКМ является то, что образовательный процесс выстраивается на научно обоснованных закономерностях взаимодействия человека с информацией: этапы технологии развития критического мышления соответствуют когнитивным этапам деятельности человека.

Первый этап – вызов или пробуждение (evocation).

Эта фаза посвящена знакомству с новой темой, выдвижению предположений, первичной систематизации информации и постановке целей и задач для дальнейшего самостоятельного изучения.

При этом педагог старается вызвать у обучающихся ассоциации с уже имеющимися у них знаниями; заинтересовать и мотивировать детей на погружение в изучаемый материал, создать у них личный интерес.

Дети во время фазы вызова свободно высказывают свою точку зрения без исправлений со стороны педагога, поскольку на этом этапе еще не сформированы «верные» и «неверные» утверждения. Во время работы на этой стадии принимаются все версии. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Работа в группе дает возможность выслушать и обсудить другую точку зрения, выявить новые вопросы и найти новые идеи, а индивидуальная работа на занятии позволяет каждому ребенку освежить и уточнить уже имеющиеся знания.

Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Корзина идей», «Выглядит как... Звучит как...», Понятийное колесо, «Карта понятий», «Знаю-Хочу узнать-Узнал», перепутанные логические цепочки и т. д.

Прием «Мозговой штурм»

Цель использования: выяснение того, что знают дети по теме; набрасывание новых идей, предположений по теме; активизация имеющихся знаний.

При использовании этого приема можно воспользоваться моделью трех вопросов:

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК МОЖНО УЗНАТЬ?

Педагог записывает (зарисовывает) все, что дети знают или думают по данной теме.

Этот прием направлен на активизацию творческой и умственной деятельности обучающихся. Чаще всего этот метод используется для групповой работы на занятии, но может применяться и для индивидуальной или парной деятельности.

Этапы мозгового штурма:

Создание банка идей: обучающиеся высказывают все свои предположения и мысли, даже если они кажутся недостижимыми или нереалистичными.

Анализ идей: на этой стадии происходит коллективное обсуждение всех зафиксированных ранее предложений – их критикуют, доказывают обоснованность, видоизменяют, дополняют, рассматривают возможность их реализации при других условиях и т. д. На этот этап отводится большая часть времени занятия.

Обработка результатов: из всех проанализированных вариантов выбирается один или несколько наиболее оптимальных. Этот этап можно вынести в отдельное занятие.

Со старшими школьниками метод мозговой атаки может проводиться двумя способами:

  1. Все дети одновременно участвуют в каждом этапе мозгового штурма: вместе составляют банк идей, вместе анализируют, вместе обрабатывают результаты.
  2. Обучающиеся разделяются на 2 команды, которые работают поочередно: первая команда отвечает за создание банка идей, вторая – за его анализ. В выборе оптимального варианта принимают участие обе группы детей.
    Мозговую атаку можно применять на любых занятиях и для любых тем. С помощью мозгового штурма можно доступно и на практике продемонстрировать детям, что одна и та же задача может быть решена несколькими способами и что многие решения оказываются верными при определенных обстоятельствах.

Прием «Корзина идей»

Этот прием позволяет выяснить все, что знают дети по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ребенок вспоминает все, что знает по теме.

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются педагогом в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются на следующей стадии по мере освоения новой информации.

Прием «Выглядит как... Звучит как...».

Этот прием создает у детей образное представление о каком-либо предмете или явлении и расширяет представления об окружающем мире. Задействует ассоциативную память, связанную со зрительным и слуховым восприятием. Применять данной метод можно для индивидуальной, парной или групповой работы.
Для дошкольников прием «Выглядит как... Звучит как...» можно дополнить двигательной и речевой активностью. Например, попросить детей перечислить визуальные ассоциации со словом «время»: «будильник» будет звучать «шумелкой «тик-так», а «утро» – сопровождаться зеванием и потягиванием. Предложенные детьми визуальные ассоциации можно нарисовать, слепить, раскрасить и т. д.

Для ребят постарше данный прием используются в виде схем или таблиц.

Прием «Понятийное колесо».

Данный прием позволяет учащимся систематизировать информацию по определенной теме, выделить основные взаимосвязи. Он подходит для индивидуальной, парной и групповой работы.

Сначала рисуется малый круг, в который помещается тема, основное понятие, ключевое событие, важный аспект, проблема и т. д.

Затем вокруг него рисуется еще одна окружность большего диаметра, которая делится «спицами» на сегменты, в которые вписываются связанные понятия, ассоциации, синонимы, мысли обучающихся по обозначенной проблеме и т.п.
Визуальная схема может заполняться педагогом, обучающимся или совместно. Метод «Колеса понятий» развивает аналитические способности обучающихся, помогает им противопоставлять и сравнивать понятия, делать логичные и обоснованные выводы.

Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал».

Этот прием позволяет детям лучше осмыслить процесс обучения и структурировать материал. Важно отметить, что столбцы «Знаю» и «Хочу узнать» заполняются на этапе вызова и дополняются на этапе осмысления, а столбец «Узнал» заполняется на этапе рефлексии.

Для более глубокого понимания темы и проверки достоверности сделанных выводов в таблицу можно добавить графу «источник информации» и «какие вопросы остались нерешенными».

Данный метод подходит для индивидуальной, парной и групповой работы над изучаемым материалом.

До знакомства с основными понятиями изучаемой темы дети заполняют графу «Знаю» той информацией, которой они уже обладают, исходя из полученных ранее знаний и личного опыта; заполняют графу «Хочу узнать» данными, которые, по их мнению, будут изучаться в рамках данной темы, но о которых они не знают или имеют смутные представления.

По мере знакомства с материалом обучающиеся заполняют столбик «Узнал».

После полного заполнения таблицы на фазе рефлексии подводятся итоги: сопоставляются ожидаемые результаты с фактически полученными; анализируются ошибочные суждения и причины их возникновения и т.д.
В процессе работы над таблицей «З-Х-У» дети развивают свои аналитические способности и логику, осваивают навык работы с информацией, а также делают выводы.

«Карта понятий».

В основе данного приема лежит критериальное оценивание, благодаря которому обучающиеся могут визуализировать взаимосвязи между различными понятиями, из которых состоит пройденная тема. Этот метод помогает систематизировать и закрепить пройденный материал, а также позволяет педагогу оценить, на сколько у детей получилось выстроить целостное понимание темы или предмета. Этот прием технологии развития критического мышления используется для индивидуальной работы, а также для работы в парах или группах.

«Карта понятий» представляет собой иерархическую древовидную схему, состоящую из нескольких ключевых точек (узлов), соединенных между собой линиями-взаимосвязями: в узлы вписываются основные понятия, распределяемые от общего к частному. Например, можно построить схему классификации деревьев: в центр схемы помещается узел с основным термином «деревья», от которого вниз идут две линии взаимосвязей «бывает какими» – «лиственными» и «хвойными»; от узлов «лиственные» и «хвойные», вниз выстраиваются новые линии, подразделяются на группы конкретных деревьев «сосна», «пихта» и т. д.

Второй этап – осмысление (realization).
Эта фаза посвящена изучению, анализу и систематизации информации, формированию выводов и собственной позиции по изучаемому вопросу.

Педагог при этом выступает в качестве источника новой информации: он ясно, последовательно и интересно излагает учебный материал и отвечает на вопросы обучающихся, предлагает использовать различные приемы для улучшения усвоения и понимания информации. Кроме того, педагог обращает внимание на то, какие аспекты новой информации привлекают наибольшее и наименьшее внимание детей, собирает данные о том, почему именно так разделяется образовательный интерес.

Обучающиеся во время фазы осмысления активно взаимодействуют с новой информацией: анализируют, систематизируют, делают выводы, соотносят новые данные со старыми, в результате чего у них формируется собственное мнение и отношение к изучаемой теме.

Во время этапа вызова чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: инсерт, «Плюс-минус-вопрос», «Бортовой журнал», «фишбоун», кластеры и т. д.

Прием «Плюс, минус, вопрос».

Этот приём позволяет педагогу взглянуть на процесс обучения глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Может на была информация, которая, по мнению ребенка, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали, чтобы еще хотелось узнать по данной проблеме.

Третий этап – рефлексия или размышление (reflection).
Эта фаза посвящена анализу полученных результатов и соотнесению выводов, сделанных на втором этапе, с гипотезами, выдвинутыми на первом этапе: насколько первоначальные идеи оказались применимыми в свете новых данных. На этом этапе завершается формирование у детей собственного аргументированного мнения об изученном материале.

Педагог при этом руководит процессом «возвращения» к первоначальному опыту и гипотезам – какие дополнения или изменения стоит в них внести, какие из них оказались ошибочными и почему и т. д. А также дает детям исследовательские или творческие задания для закрепления пройденного материала и получения опыта применения теории на практике. На этом этапе педагог выстраивает дальнейший образовательный маршрут для обучающихся, исходя из степени усвоения ими пройденного материала.

Во время рефлексии чаще всего применяются следующие приемы для развития критического мышления: «Общее-уникальное», , кластеры, таблицы причинно-следственных связей, «Круглый стол», «письма в будущее», и т.

Прием «Кластер» («гроздь»)

Данный прием подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1 этап - посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап - записывается все то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы с кластерами:

- Составление нового кластера.

- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

- Коррекция и совершенствование готового кластера.

- Анализ и завершение неполного кластера:

- без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

- без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Достоинства и результаты применения приема:

Применение кластера имеет следующие достоинства:

он позволяет охватить большой объем информации;

вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

- умение ставить вопросы;

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.


Технология развития критического мышления благотворно сказывается на аналитических способностях детей, поскольку их основная деятельность направлена на:

  • выделфение причинно-следственных связей;
  • рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся;
  • выделение ошибок в рассуждениях;
  • умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Главный минус ТРКМ – это невозможность уместить в одно занятие все три технологические фазы. Это усложняет подготовку к занятиям у педагогов и снижает усваиваемость материала обучающимися, если между уроками в рамках одной темы был большой временной разрыв.

Технология развития критического мышления – это эффективный метод обучения, который не только благотворно сказывается на успеваемости и мотивации обучающихся, но и готовит детей к взрослой жизни. ТРКМ можно использовать при изучении самого широкого комплекса детской деятельности, к тому же за счет разнообразия приемов можно выстраивать изучение образовательного материала практически целиком в рамках данной технологии, делая ее применение системным и методичным.