Дидактические игры и презентации,консультации по КГН
Памятка "Воститание самостоятельности и КГН у ребенка"
Предлагаем сделать игру своими руками "Найди пару"
Предлагаем сделать своими руками дидактическую игру "Вредные и полезные продукты"
Поиграйте с детьми в дидактическую игру "Одежда для папы"
Предлагается консультация по КГН для родителей
Дидактические игры и презентации по "Формированию КГН в младшей группе"
Предлагаем вашему вниманию игры по КГН
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.14 МБ | |
| 20.48 КБ | |
| 577.33 КБ | |
| 952.56 КБ | |
| 1.63 МБ |







Предварительный просмотр:
МДОАУ "Детский сад № 98 г.Орска"
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
Выполнила : воспитатель 1 квалификационной категории Антипова И.А.
2024-2025уч.г
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач :
•Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
•Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
•Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
•Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
•Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
•Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо :
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования туалетом, по возвращении с прогулки и всегда, когда они грязные;
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. Для малышей до 3 лет утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.
К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Развитие культурно-гигиенических навыков на этапе раннего детства - основа сохранения здоровья, формирования у малышей элементарных навыков самообслуживания. Устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности, неисчерпаемые возможности, является незаменимым средством развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников раннего возраста. В произведениях фольклора воссоздаётся конкретная образная ситуация, что сближает её с детским мышлением. Использование малых фольклорных форм превращает процесс формирования культурно-гигиенических навыков в интересную игру. Произведения русского фольклора вызывают яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГДЕ ЗДОРОВЬЕ КГН – ЭТО ОСНОВНАЯ ТЕМА ФОЛЬКЛОР- ЭТО СРЕДСТВО Выдающиеся отечественные педагоги В.А Сухомлинский, Н.М. Аксарина , Л.Н. Павлова отмечают, что детям первых лет жизни свойственно особое восприятие к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью процесса социализации. К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» В.А. Сухомлинский рассматривал произведения фольклора как незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка.
Ранний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в этом возрасте происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства. Повышается активность ребенка, усиливается его целенаправленносить ; более разнообразными и координированными становятся его движения.
Культурно-гигиеническое воспитание –основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту , в общественных местах.
В этом помогает детский фольклор - малые фольклорные жанры: песенки, потешки , прибаутки, заклички , кричалки , пестушки . Они делают процесс воспитания и обучения более увлекательными.
Пестушки представляют собой как бы свод приемов физического воспитания, разработанных русским народом и передаваемых из поколения к поколению. Они очень кратки, порой состоят из одного предложения. Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки , как и пестушки , сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев ,рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .
По мере усвоения КГН обобщаются и переносятся в игровую воображаемую ситуацию.(« У мишки грязные лапки»..),способствуя развитию нового вида деятельности –игры . КГН связаны не только с игрой , но и первым доступным видом трудовой деятельности - труд по самообслуживанию.
Использование малых фольклорных форм в общении с детьми во время режимных моментов
Утренний прием детей Кто тут плачет, Ой-ей-ей! Говорят, ребенок мой? Нет, не плачет малышок, Зря вы говорите! Улыбается уже - Только посмотрите!
Чтобы научить ребенка культурно есть, его нужно научить целому ряду действий, осуществляемых в определенной последовательности:правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды и т.д. Потешка Кто кашу кушает, маму с папой слушает, Тот вырастет сильным, смелым,ловким,умелыми . Прием пищи
На майку с трусами одеть мы должны Колготки, рубашку, рейтузы-штаны, Носочки на ножки и кофту на верх. Кто первый оделся? Ну, кто быстрей всех? Теперь мы ботинки, сапожки возьмем И шапки оденем, и в куртки нырнем! Осталось нам только замки застегнуть. И можем все вместе отправиться в путь! Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку. Повторяй за мной слова: Ручка – раз, и ручка – два! Застегнем застежки На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклепочки . На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: Ножка – раз, и ножка – два! А теперь на ножки – Носочки и сапожки! Повторяй за мной слова: Ножка – раз, и ножка – два! Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! Надо маму одевать И скорей идти гулять! В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки — в рукава! Но кто ответит на вопрос: Куда от ветра спрятать – нос? Во время одевания
Укладывание спать и пробуждение Котик, котик, котик, Котя , серенький хвосток . Приди, котик ночевать, Мою деточку качать. Уж как я тебе коту За работу заплачу: Дам кувшин молока Да кусок пирога. Потягунушки , потягунушки ! Поперек толстунушки . А в ножки ходунужки , А в ручки хватунушку . А в роток говорок, А в головку разумок .
Умывание Водичка – водичка , умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся.
Высаживание на горшок
Расчесывание Расти, коса, до пояса, Не вырани ни волоса. Расти, косонька , до пят Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся Маму, дочка, слушайся. Уж я косу расчешу, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: Ты расти, расти, коса, Всему городу краса. Чешу, чешу волосоньки , Расчесываю косоньки ! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
Купание В ванне я большой купаюсь, С красной рыбкой поиграюсь , Ладошкой хлопну по воде, Брызги полетят везде!
Вывод: Таким образом, фольклор может решить многие педагогические задачи, обогатить социально-игровой опыт детей , развивать их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни, поэтому важно окружить детей теплом, и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Именно по этому в повседневной жизни, общаясь с ребенком нужно использовать стишки, потешки , прибаутки, которые помогут заинтересовать и привлечь ребенка к обучению КГН.
Спасибо за внимание!






