Самообразование
Планы, отчеты, приложения по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межаттестационный план 2019-2020 учебный год | 17.23 КБ |
отчет по самообразованию окружающий мире через детское эксперементирование | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Межаттестационный план работы педагога на 2019-2020 учебный год.
Ф.И.О. педагога: Семенова Анастасия Ивановна
Тема обобщения опыта: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Годы работы над данной темой: первый год.
Месяц | Деятельность с детьми | Работа с родителями | Взаимодействие с педагогами | Оснащение педагогического процесса |
Сентябрь | Подбор наглядного материала | Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды. | Изучение методической литературы по вопросам темы самообразования. | |
Октябрь | Игры с водой | Проведение мероприятия на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» | Оформление уголка Мини-лаборатория | |
Ноябрь | Игры с песком и камнями | Посещение открытых мероприятий у педагогов ДОУ | Подбор иллюстраций, оформление картотеки. | |
Декабрь | Игры со снегом | Консультация для родителей на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» | Подбор материала для консультации | |
Январь | Игры с бумагой | Подбор иллюстраций, оформление картотеки. | ||
Февраль | Игры с воздухом | Папка-передвижка «Воздух вокруг нас» | Подбор иллюстраций, оформление картотеки. | |
Март | Наблюдение за жизнью растений (Посадка лука) | Попросить родителей принести лук для посадки и наблюдения за ним. | Подбор иллюстраций | |
Апрель | Наблюдение за жизнью насекомых | День открытых дверей развлечение | Подбор иллюстраций, оформление картотеки. | |
Май | Экологическое развлечение | Фотовыставка детской экспериментаторской деятельности | Отчет о проделанной работе |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем и удовлетворяет свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Малышей необходимо включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель: развитие познавательной деятельности детей через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- Расширять представления об окружающем мире (предметном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка.
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
- Создать условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слуховом, обонянием, осязанием).
- Инициировать разнообразные действия с предметами и материалами, веществами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах, количество, назначение).
- Поддерживать развитие предметной деятельности, познавательно-исследовательскую активность, самостоятельность.
Проанализировав требования «Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.», Лыковой И.А., изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу по этой теме, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, в том, что в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой.
Игры с водой – способствуют релаксации и расслаблению.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Слайд Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Смогли наглядно увидеть, что мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок состоит из множества песчинок.
Тема: «Воздух»
Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха посредством опытно-экспериментальной деятельности. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Фонтан» малыши опускали резиновую игрушку в воду и при нажатии на нее увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Вертушка» дети узнали, что именно воздух заставляет крутиться вертушку в руках у ребенка.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой, листвой и вертушками нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Тема: «Камни»
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни. Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Заключение.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Работая по данной теме, я использовала следующую литературу.
- Лыковой И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
- Е. Протасова , Н. Родина. Познание окружающего мира в раннем возрасте.
- Л.Н.Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром.
- Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет