Самообразование

Семёнова Анастасия Ивановна

Планы, отчеты, приложения по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межаттестационный план работы педагога на 2019-2020 учебный год.

Ф.И.О. педагога: Семенова Анастасия Ивановна

Тема обобщения опыта: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Годы работы над данной темой: первый год.

Месяц

Деятельность с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие с педагогами

Оснащение педагогического процесса

Сентябрь

Подбор наглядного материала

Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды.

Изучение методической литературы по вопросам темы самообразования.

Октябрь

Игры с водой

Проведение мероприятия на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»

Оформление уголка

Мини-лаборатория

Ноябрь

Игры с песком и камнями

Посещение открытых мероприятий у педагогов ДОУ

Подбор иллюстраций, оформление картотеки.

Декабрь

Игры со снегом

Консультация для родителей  на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Подбор материала для консультации

Январь

Игры с бумагой

Подбор иллюстраций, оформление картотеки.

Февраль

Игры с воздухом

Папка-передвижка «Воздух вокруг нас»

Подбор иллюстраций, оформление картотеки.

Март

Наблюдение за жизнью растений (Посадка лука)

Попросить родителей принести лук для посадки и наблюдения за ним.

Подбор иллюстраций

Апрель

Наблюдение за жизнью насекомых

День открытых дверей развлечение

Подбор иллюстраций, оформление картотеки.

Май

Экологическое развлечение

Фотовыставка детской экспериментаторской деятельности

Отчет о проделанной работе



Предварительный просмотр:

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем и удовлетворяет свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Малышей необходимо включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель: развитие познавательной деятельности детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

  1. Расширять представления об окружающем мире (предметном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка.
  2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  3. Создать условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слуховом, обонянием, осязанием).
  4. Инициировать разнообразные действия с предметами и материалами, веществами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах, количество, назначение).
  5. Поддерживать развитие предметной деятельности, познавательно-исследовательскую активность, самостоятельность.

Проанализировав требования «Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.», Лыковой И.А., изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу по этой теме, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, в том, что в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;  используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Тема: «Вода»

Свою работу  я начала с экспериментов с водой.

Игры с водой – способствуют релаксации и расслаблению.

На занятиях  дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

 Слайд Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. Смогли наглядно увидеть, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши  пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок состоит из множества песчинок.

Тема: «Воздух»

Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха посредством опытно-экспериментальной деятельности. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Фонтан» малыши опускали резиновую игрушку в воду и при нажатии на нее увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Вертушка» дети узнали, что именно воздух заставляет крутиться вертушку в руках у ребенка.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой, листвой и вертушками нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Тема: «Камни»

На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни. Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

 Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.

Заключение.

Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

 Работая по данной теме, я использовала следующую литературу.

  1. Лыковой И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет.
  2. Е. Протасова , Н. Родина. Познание окружающего мира в раннем возрасте.
  3. Л.Н.Павлова. Знакомим малыша с окружающим миром.
  4. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.  Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет