"Педагогика и психология инклюзивного образования"

Исхакова

Данная страница содержит методические материалы по педагогике и психологии инклюзивного обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Слайд 2

Методы: метод наблюдения; метод беседы и интервью; метод анкетирования; метод тестирования; Метод изучения продуктов деятельности

Слайд 3

Метод наблюдения Метод наблюдения опирается на восприятие процессов и явлений в различных естественных ситуациях (учащиеся не должны знать о целях и самом факте проводимой работы). Используя данный метод, исследователь не вмешивается в коррекционно-образовательный процесс. Обязательным условием является планирование:формулируются цели и задачи, определяются сроки проведения, место, этапы,необходимые технические средства (аудио-и(или) видеозапись, фотосъемка и др.) и дидактический материал. Результаты наблюдения необходимо сопоставить с аналогичными, полученными в контрольной группе нормально видящих или среди учащихся общеобразовательных учреждений. Анализ полученных данных позволяет вносить изменения в педагогический процесс, совершенствуя его, делая учебный материал доступным для восприятия детей со зрительной патологией

Слайд 4

Методы беседы и интервью Специфика применения этих методов предусматривает уточнение ответов, их конкретизацию и выделение сущности мнения респондента. Также заранее намечаются цели, проводится планирование, составляется опросник, определяются возможности записи ответов, акцентируется внимание на создании условий (обстановка помещения должна располагать интервьюируемого к разговору)

Слайд 5

Метод анкетирования Этот метод представляет собой письменный опрос по заранее составленному плану. Важно уделить внимание формулировке вопросов, последовательности их расположения, однозначности понимания, инструкции по заполнению. Используются два варианта анкет: открытая (ответы на вопросы формулирует испытуемый) и закрытая (основана на выборе одного из вариантов, предложенных ответов). Для исследования деятельности слепых данный метод подходит только в электронном виде (соответственно, испытуемый должен иметь базовый навык пользователя), так как заполнение печатного варианта, выполненного шрифтом Брайля, затруднит процесс поиска и правильной фиксации ответа с помощью осязания

Слайд 6

Метод тестирования Метод тестирования представляет собой определенный набор стандартизированных заданий, ориентированных на оценку психофизических и личностных качеств, когнитивной сферы респондента. Результаты тестирования дают информацию о состоянии познавательной деятельности учащегося только на конкретном этапе. Например: у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения определяется степень готовности к обучению в школе. Дефектолог определяет уровень усвоения знаний и умений по общеобразовательной и коррекционной программам. В частности: ориентировка в пространстве, состояние мелкой и крупной моторики, полисенсорность восприятия, стратегия обследования

Слайд 7

Метод изучения продуктов деятельности Данный метод включает в себя сбор сведений и анализ результатов по конкретному продукту деятельности (рисунок, выполненные упражнения, решенная задача и т.п.). Метод изучения продуктов деятельности используется как вспомогательный, дающий дополнительную информацию к проводимым исследованиям. В систему обучения слепых и слабовидящих входят разнообразные методики обучения и воспитания по отдельным предметам и дисциплинам. Они отражают проблемы и специфику преподавания русского языка, литературы, математики, истории, физики, химии, географии и других предметов в школах III- IV видов. В разработке отдельных методик помимо ученых принимают участие учителя -предметники, тифлопедагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений.