Занимаемся дома

Курганова Марина Юрьевна

Для домашних занятий с детьми с ОВЗ подойдут игры, развивающие моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление, например, игры с водой и песком, пальчиковые игры, «Найди отличия», «Четвертый лишний», а также творческие занятия вроде йоги, рисования, лепки из теста и рукоделияВажно адаптировать занятия к индивидуальным потребностям и возможностям ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_25_rabota_v_domashnih_usloviyah.docx58.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

 в домашних условиях»

В настоящее время в России насчитывается более 2 мил. детей с ограниченными возможностями здоровья.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относят детей:

- с нарушением слуха (слабослышащие)

- с нарушением зрения (слабовидящие)

- с тяжелыми нарушениями речи

- с нарушениями опорно двигательного аппарата

- с задержкой психического развития

- с нарушением интеллекта, а так- же с другими ограничениями в здоровье (с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Для семей воспитывающих детей с ОВЗ важным и приоритетным является коррекционно – развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направленна на восстановление психофизического и социального статуса ребенка, способствующая его социальной адаптации.

Для обеспечения полноценной психо- педагогической помощи ребенку с ОВЗ в условиях дома, родителям необходимо знать основные направления, методы и приёмы взаимодействия со своим ребёнком. Рассмотрим их подробнее.

Для ребенка с ОВЗ (вне зависимости от его диагноза) очень важно развивать свои телесные ощущения и двигательную активность. Для этого можно воспользоваться следующими нехитрыми приёмами:

- раскачивание ребенка в гамаке, покрывале, на качеле с проговариванием коротких стишков, потешек, песенок

- качание на гимнастическом мяче лежа на спине, на животе, с упором на ноги на руки, сидя

- ходьба по различным поверхностям по камушкам, по песку, по гороху, по массажным коврикам

- лазание, перелезание через папу, маму эмоционально-заразительные ласкательные игры накрывшись простыней

- развитие сенсорных ощущений руки рисование на ладошке, отпечатки ладошки, ступни, лепка из соленого теста и пластилина

- катание на велосипеде

- игры с мячом бросание, катание друг другу, ловля, удары по мячу ногой

- пальчиковые игры

- массаж рук до локтя и ног до колена

 Взаимодействуя с ребенком говорите короткими простыми фразами. Сопровождайте все бытовые ситуации показом предмета и короткой фразой, с добавлением естественного жеста. Например : Это тарелка, будем кушать (жест – рука ко рту), Это мыло, будем мыть руки (трем руки).

Одним из самых эффективных приемов является подключение к играм ребенка (стараться поддержать его игру и включаться в неё) повторять за ним то, что он делает ждать его реакции, вырабатывать эмоциональный отклик и очередность в играх. Постепенно, после того, как совместное внимание к игре уже есть, необходимо включать игры с правилами.

Если возможно предложите ребенку поучаствовать в домашних занятиях- пропылесосить , налить сок в стакан, мыть посуду или стирать руками предметы своей одежды (носовой платок, носки). Можно ввести в распорядок дня ребенка обязанности (например, раздать столовые приборы перед ужином для всех членов семьи).

Обязательным условием развития речи детей является стимуляция речевой активности. Предлагайте ребенку выбор, ограничивая его двумя- тремя предметами. «Ты будешь кушать кашу или суп? Ты наденешь красный свитер или рубашку?» и т.д. поначалу ответом может служить взгляд в сторону заинтересовавшего предмета или в дальнейшем вырабатывать указательный жест. Необходимо говорить с ребенком о том что вы сейчас видите, что будете делать вместе, что ощущаете от увиденного. Не оставляйте без внимания его чувства: «Тебе больно? Покажи где больно. Давай поглажу, пожалею». Так же работайте и с положительными эмоциями (где были, что видели , что понравилось).

Развивайте слуховое восприятие, слушайте бытовые и природные шумы (шум ветра, дождя, скрип двери, шум транспорта, журчание воды). Вместе с ребенком извлекать звуки постучать деревянной или металлической ложкой по различным предметам находящихся дома. Привлекайте внимание ребенка к различным звукам.

Соблюдайте четкость и последовательность требований. Обсудите их с членами своей семьи и старайтесь сделать так, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца (взял игрушку-поиграл-убрал на место).

Для формирования пространственно-временных представлений обязательно проговаривайте вслух свои действия и действия ребенка (сначала мы проснулись, умылись, покушали, поиграли, погуляли и т.д). для того чтобы ребенок лучше осваивал порядок своей деятельности, создайте своё собственное визуальное расписание (с помощью картинок, обозначающих то или иное действие).

Для обучения новому знанию (введение новых понятий) можно использовать систему трёхступенчатого урока:

  1. Четко медленно называем (даём потрогать, попробовать и тд, вызываем как можно больше ощущений, развиваем межсенсорную интеграцию).

Например: сначала ребенку показываем лимон «Это лимон».

  1. Действуем с предметом «Дай, спрячь, найди, положи и тд». Например: давай потрогаем лимон, рукой, щечкой, носиком и тд. Лимон гладкий. Понюхай лимон. Ароматный. Попробуй лимон. Кислый. Покати лимон. Лимон катится. Положи лимон на тарелку. Дай лимон папе. Найди такой же на картинке, на тарелке и тд».
  2. Задаем вопрос : «Что это?» .

В целом работа ребенка должна быть продумана и организованна так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных деятельностей,  между которыми можно было бы отдохнуть. Взрослому не нужно ставить перед собой множество целей, а разбить их на несколько основных задач, которые будут решаться постепенно, от одной переходя к следующей.

Очень важно поддерживать здоровый образ жизни при воспитании ребенка (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка.

Учитель- логопед: Курганова М.Ю.

МДОАУ детский сад №197

«Коррекционная работа с детьми с ОВЗ

 в домашних условиях»

ОВЗ - что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение,  сопровождение :: BusinessMan.ru

Учитель- логопед: Курганова М.Ю.