Конкурс "Педагог года 2021"

Шагалкина Евгения Александровна

Мастер-класс для педагогов «ЭБРУ или танец красок на воде»

Родительский час  «Воспитание любовью»

Конспект занятия «Танцующие краски - эбру»

Эссе "Мой взгляд на современного педагога"

Опыт работы «Акварисование как средство развития детского творчества»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master2.docx709.01 КБ
Файл roditelskiy_chas.docx26.35 КБ
Файл ebru.docx 20.19 КБ
Файл esse.docx20.38 КБ
Файл opyt_rabot1.docx 26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Мастер-класс

для педагогов

«ЭБРУ или танец красок на воде»

                                                     

                                               г. Райчихинск

                                                       2021г.

      Цель: повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования – акварисования (Эбру), как средством развития фантазии, воображения.

Задачи:

1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

2. Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – Эбру (акварисования).

3. Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Материал: Раствор для ЭБРУ, лотки для раствора, кисти, шпажки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, видеоролик «ЭБРУ», аудиозапись

Ход мастер-класса

На фоне восточной мелодии, педагог читает стихотворение:

Замираю, растекаюсь по поверхности,
Расцветаю, распускаюсь, как цветок…
Начинается мой путь по неизвестности,
Мой по Эбру начинается урок…

Краски, чистые, как будто мысли детские,
Яркие, густые, словно ртуть,
Мне подскажут, как же дальше действовать,
Мне помогут в душу заглянуть…

Капля в каплю… Чёрточка за чёрточкой,
Расцветает на воде узор,
Мысли спят, как воробьи на жёрдочке,
У меня с душою разговор…

А вода, как мудрая советчица,
То направит, то поправит не спеша…
Я сегодня видела воочию
Чудо - как рождается Душа…

Как я люблю сказки! Про все можно рассказать в них – про радость и печаль, про далекие страны и родной дом, про удивительных героев и обычных людей… Для меня рисование эбру подобно рассказыванию сказки – сначала ты придумываешь сюжет своего будущего рисунка , далее согласно технологии  рисуешь фон, и лишь потом с помощью специальных инструментов  начинаешь наносить мелкие детали и вырисовывать образы героев. Но разве это главное в сказках? Конечно же, нет!!! Главное – это волшебство! 

 На экране восточная мудрость : - «Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.»

Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе") мудрец Лао-Цзы

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. 

        Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.

А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то  сегодня  попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.

Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, не растворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. 

Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, пипетка, кисточка для фона, зубочистка для рисования, спицы для элементов (показ на камеру). Все это вы видите на своих рабочих местах.

        В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

            Сейчас мы попробуем нарисовать цветочный узор.

             Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Нужно набрать небольшое количество краски (по вашему выбору) в пипетку и аккуратно нанести на наш необычный холст. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, оживает и начинает гулять по поверхности.

        Затем мы повторим то же самое  краской другого цвета. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это шпажка. Одно из правил рисования по воде –  шпажку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем ее в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски  немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

        Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить шпажкой по поверхности, так как захочется вашей душе.

   Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим шпажкой три круга, в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я, чтобы было более понятно. Затем опустим шпажку чуть выше первого круга и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим шпажку в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг мы будем шпажкой собирать в центр, посмотрите, как это делаю я. Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.

      Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами, либо повторить мои движения. (Рисую цветы, завитки и т.п.)

А пока наши участницы выполняют свои работы, я предлагаю принять участие в моем мастер-классе и вас, уважаемые коллеги.

Занятие эбру – это не только создание рисунков, это еще и самопознание, работа с внутренними ресурсами, развитие креативности,  сказкотворчества, укрепление уверенности в своих силах.

Ассоциативные карты «Эбру. Волшебные сказки на воде»

https://macards.ru/wp-content/uploads/2018/08/5b7d5366b635e_DOLOst-KqFI.jpg

https://macards.ru/wp-content/uploads/2018/08/5b7d5363ed4ca_oPh5VYOUpfs.jpg

Вопросы:

  1. Какой эмоциональный отклик вызывает у вас этот рисунок - карточка?

(жар птица), как бы вы ее назвали?

  1. Обратите внимание на цветовую гамму рисунка. Какие цвета вы здесь видите? Поразмыслите, какой цвет, с каким чувством у вас ассоциируется? (Любовь)
  2. Какой образ вы увидели на этом рисунке? (Золотое зернышко)

      Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свои фантазии на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 2-3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость. Придумайте название своим работам.

Рисование в стиле Эбру – это волшебство, доступное всякому. Вода, сочетаясь с красками, становится словно живой, как в народных былинах и сказках. Несмотря на то, что рисованию на воде техникой Эбру уже больше тысячи лет, свою актуальность оно не утратило – несомненно, это является чудом.

Тепло руки…

Дыханье лета…

Движенье танца…

Комфорт душевный…

И мистификация из снов…

Все это видят краски… Кисти…

Все это чувствует … Вода…

Все это то, что может Миру…

Нам в Эбру показать Душа!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Родительский час

 «Воспитание любовью»

                                                     

                                               г. Райчихинск

                                                       2021г.

Цели:

1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;

Задачи:

• Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.

• Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.

• Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.

• Пробудить у родителей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.

  • Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», показать основной способ рисования красками на воде - с элементами цветочного декора

• Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.

Оборудование:

Компьютерная презентация, специальная жидкость, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная

Ход родительского часа:

Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашем родительском часе. Мы благодарны вам, за то, что вы нашли время прийти сегодня в наш детский сад. Итак, тема нашей сегодняшней встречи  - воспитание любовью. Но для начала я хотела бы вам рассказать притчу.

Притча:

Где-то в звёздном бесконечном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой. Любовалась сиянием звезд, слушала их весёлый щебет. Она любила, свесив ножки покачаться на луне, видела парад планет, встречалась с другими звёздами. Однажды она пролетала над землёй, и её привлек слабый отблеск огня. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут её осенило- огонёк горит для неё. Это её ждут там, на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала:» Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня.»

Господь согласился: «Лети. Этот огонь выбрал тебя!» и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребёнок. На земле засияло долгожданное, ненаглядное солнышко!

Засветило наше солнышко на небосводе нашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.

И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Ответы родителей).  

Заменить негативные эмоции на прямо противоположные. И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО.

ЭТО ПРОСТО И СЛОЖНО?

И НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ.

ЧТОБЫ ЭТО ПОНЯТЬ

НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ.

Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка необходимо, чтобы родители его любили… Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой ценностью и для родителей, и для детей.

Если ребенок чувствует любовь, добро, приятие, уважение, интерес к нему, то он позитивно запоминает то, что происходит и говорится вокруг, он формируется как личность с избытком душевных сил.

Большинство родителей говорят: «К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Как утверждают аналитики, современные родители, в силу своей занятости на работе, хозяйственными и домашними делами, тратят на воспитание ребенка семнадцать минут в день. Как вы думаете это много или мало?

Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребёнка, надо и время для него найти. Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослого на него постоянно нет времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже, если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кровати ребёнка, поговорите с ним, расспросите о прожитом дне, прочитайте книжку, несмотря на возраст ребёнку это необходимо.

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что больше всего сплачивает людей?

Психологи утверждают, что нечто так не объединяет людей, как совместные дела, хобби и увлечения.  Как часто можно слышать рассказы взрослых людей, которые с улыбкой на лице вспоминают, как в детстве с мамой пекли праздничные пироги, вместе с  папой запускали воздушного змея, всей семьей ходили в поход. Такие увлечения передаются из поколения в поколение, создают традиции семьи, объединяют ее, демонстрируют проявления заботы и любви. А у вас в семье есть свои традиции или совместные увлечения.

Сегодня я вам предлагаю вам  познакомиться с одной удивительной и очень интересной техникой нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми и которая, возможно может стать вашим совместным увлечением. Это необычная техника рисования по водной глади под названием эбру, также известна как «мраморная бумага» (марморирование). Она совершенно не похожа на привычную живопись и на первый взгляд кажется чудом. Эбру - старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься.

Научиться таким нетрадиционным и причудливым техникам рисования довольно просто. Нужно изучить технологию, запастись терпением и небольшим количеством времени.

Практическая часть

Материалы для нашего мастер класса понадобятся простые и доступные. Нам нужна емкость, куда мы нальем не густой клейстер из крахмала. Она должна быть большего размера, чем наши листы бумаги, на которые мы впоследствии нанесем рисунок. Можно использовать как плотную бумагу, ткань так и прозрачные предметы.

- Акриловые краски (масляные краски);

- Кисти, палочки, шпажки.

При помощи кисточки выберите необходимые цвета красок и распрыскайте их на воду. Это будет наш фон. Далее при помощи деревянной палочки на поверхность воды капаем краску и растягивая краску, создаем желаемую картину на воде. После получения необходимого рисунка, на поверхность воды кладем лист подготовленной бумаги, равномерно прижать к поверхности воды на 1-3 сек. Затем, взять за кончики листа и аккуратно снять, можно использовать пинцет. От того, как будет стянут лист бумаги от клейстера, зависит вид получившегося рисунка. В результате, в зависимости от выбранных цветов, мы получаем оригинальный и неповторимый рисунок. Повторив процесс с начала, можно изготовить довольно много таких необычных работ. Оставить для просушивания минут на 30-60.

Как применить этот вид искусства в повседневной жизни? Данный вид нетрадиционного рисования можно использовать для создания бумаги для декорирования, можно украсить, нанести рисунок на любую поверхность ткани или посуды, сделать небольшие подарки для своих близких и любимых людей. Так, как мы сделали совместно с ребятами.

В заключении хочется сказать: Помните,  что главным условием целостности семьи и прочности  духовных основ,  заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.   Помните, что истинно любящий человек  живет не собою и не для себя, а тем и для  тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.  Помните: Без любви все – ничто!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Конспект занятия

«Танцующие краски - эбру»

                                               г. Райчихинск

                                                       2021г.

Цель: познакомить детей с техникой рисования  «эбру».

Задачи:

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

3) Развивать воображение, экспериментировать;

 2) Воспитывать усидчивость, любознательность к новому;

Виды образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование: лоток, листы бумаги, кисточки (щетина, вода с загустителем, краски «эбру», стаканчики с водой, салфетки, газета, шпажки.

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие.  

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Чуткие руки спешат обнимать.

Умные руки хотят рисовать.

Основная часть.

Педагог: Ребята, а вы любите рисовать?

- А как вы думаете можно ли рисовать на воде? (нет)

- Почему? (краски растворяются в воде)

А давайте с вами проверим. Какие свойства имеет вода.

Дети называют свойства воды (бесцветная, без запаха, приобретает форму сосуда, может застывать)- заставка на экране

Посмотрите, у меня на столе лежит: краски разных цветов/гуашь, акварель и краски с которыми вы не знакомы,называются аквакраски,  давайте проверим все ли краски растворяются в воде.

С помощью этих красок мы сможем научиться рисовать на воде,и  называется эта техника «Эбру»а еще ее называют танцующие краски.Искусство такое необычное зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.

А узнала я, о таком необычном рисовании   прочитав сказку про капельку:

«А дело начиналась так. Жила-была капелька, и решила она упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета, появились роскошные розы, упала капелька жёлтого цвета, вспыхнули мимозы, упала капелька розового цвета, расцвели тюльпаны, упала капелька синего цвета, распустились незабудки, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!»….

- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда? Хотите научиться рисовать на воде? Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. И предлагаю вам нарисовать эти необыкновенные цветы.Но начало мы с вами отдохнем и сделаем физминутку «Цветок»

Сейчас я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста.

Вся красота техники Эбру в том, что любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде.

Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана - в нее добавлен специальный загуститель,   Краски тоже необычные для этой техники, они словно живые.

Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на водепоэтому работая с этой палочкой нужно быть осторожными. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.

Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вновь вытираем палочку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка!

Теперь я подготовлю основу для изображения цветка (рассказываю детям алгоритм действий)

Чтобы цветы были более интересными, необычными, придадим им форму с помощью тонкой палочки, отведем краску от края круга к центру. Посмотрите, какой у меня получился рисунок. Красивый? Теперь можно сделать для цветка стебель и листья. (показ) Мы с вами говорили, что краски «живые», повторить этот рисунок уже нельзя, потому что в следующий раз краски могут двигаться по другому направлению.

Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги. Для этого аккуратно опускаем альбомный лист в латок: Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

Посмотрите, какая красота у нас получилась. Ребята, вы сотворили чудо! Вы научились этому необычному искусству рисования на воде. Как оно называется? (ответы детей). Посмотрите на такую красоту прилетели бабочки возьмите каждый себе бабочку и скажите, что интересного и нового вы  узнали на нашем занятии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Эссе

 «Мой взгляд на современного педагога»

Е.А. Шагалкина

                                                     

                                               г. Райчихинск

                                                       2021г.

Когда я была маленькая, я очень радовалась, когда папа со мной играл. Это было редко, потому, что папа постоянно работал, а работа у него была такая, что он все время бывал в командировках.

Однажды весной (или даже зимой, помню еще снег лежал), папа приехал домой и сказал: «Все! У меня две недели отпуска! Займусь ремонтом, а вечера и выходные посвящу детям!»

Как я обрадовалась! Наконец папа будет по-настоящему мной заниматься! Будем ходить в парк, кататься на санках, играть в игры и клеить из плотной бумаги волшебный замок.

В первый вечер так и было. Я пришла из садика, и мы с папой пошли во двор кататься с ледяной горки на картонках!

На следующий день папа сказал, что устал, но согласился крутить мне диафильм.  А в пятницу папа сказал, что у него совсем нет сил, но все выходные мои.

 А в субботу, утром к нам приехал какой – то дяденька, привез толстую папку с бумагами и сказал, что к подельнику папа должен все прочитать и написать странички три, что он по этому поводу думает…

Выходные я провела с бабушкой и братом во дворе…

Всю следующую неделю папа занимался ремонтом, а я  постоянно ныла  и требовала к себе внимания.  Однажды вечером  я подслушала, как папа жаловался маме на то, что трудно быть папой и заниматься  чем-то еще.

В пятницу ему позвонили и сказали, что в понедельник он должен быть на работе…

Всю ночь и субботнее утро папа доделывал ремонт, а после обеда мы пошли кататься на санках в парк. Я каталась, а папа спал, сидя на лавочке.

На следующий день он уехал на две недели. А я осталась дома с мамой, братом и бабушкой.

Как-то в садике мы разговаривали о том, кто кем станет, когда вырастет. Кто-то хотел стать врачом, кто-то летчиком. А я сказала, что хочу быть папой. Просто папой.

По своей физиологии папой я не стала, но зато стала педагогом, воспитателем. Поступила учиться в институт и вспомнив эту незатейливую историю решила, что обязательно буду строить  свою работу на  игре. И обязательно буду игромастером. 

Быть игромастером – это значит не надоедать  своим воспитанникам, своей аудитории установленными истинами, не внушать и не навязывать им свое мнение, свою точку зрения, а взяв за руку вести их по жизни играя. В простой и доступной форме рассказывать об окружающем нас мире, помогая делать свои собственные открытия, пускай и спотыкаясь, ошибаясь,  набивая шишки.  Ведь не зря еще  Цицерон говорил, что: «Если человек каждый день кидает копье в цель – когда-нибудь он обязательно попадет».

Быть игромастером – это значит: уметь точно и четко использовать волшебные слова на любом этапе игры; уметь быть вежливыми, справедливыми и благодарными. Вечные, короткие и простые фразы открывают двери любой души: «Прошу Вас», «Будьте добры», «Не откажите в любезности», «Пожалуйста, помогите мне», «Спасибо!» Такие старые как мир слова, но какое магическое воздействие имеют.   Игромастера часто ждет коварная «подножка» - так легко переключиться на командный  стиль руководства детским коллективом, получив возможность потешить свою гордость, свое самолюбие. Но все наоборот! Это не ты, это они – дети делают тебя великим, если ты поможешь найти им настоящую радость открытий. Всегда стараюсь быть достойной этого высокого доверия, радовать детей, быть с ними рядом.  Помогаю им почувствовать себя победителями, даже если они и проиграли.

 Я искренне восхищаюсь детьми. Стараюсь произвести на них впечатление не собой, а своими делами, поступками. Стараюсь не забывать, что каждый ребенок дан мне для общения. Дети – это наивысшая ценность общества, одна из главных жемчужин в ожерелья Вселенной. И даже когда я вижу странные действия, слышу неадекватные ответы, не обижаюсь и не разочаровываюсь. Знаю, именно  моя улыбка, мой порыв души мое желание творить добро дарят детям шанс стать лучше, искреннее, добрее. Стараюсь воспитывать красивых, талантливых, сильных духом детей. Встречаясь с противоположными по духу детьми, выдерживаю их. Стараюсь  понять, почему мир послал их таких навстречу именно мне. Вариантов только два: или я очень сильный человек, а значит, способна помочь другому, быть чем-то ему полезным – или его сила (поступков, идей, черт личности) призвана сделать более сильными меня. Важно только понять – в чем.  Ценю возможность быть полезной для детей, ценю предоставленный мне шанс.

Искренне восторгаюсь детьми, их способностями, их поступками, учусь говорить верные и уместные комплименты. Они должны быть искренними и идти от сердца, чтобы никто не сомневался, что на самом деле смог произвести позитивное впечатление, вызвать восхищение. Для это игромастеру нужно побеспокоиться о достаточном числе сюрпризов в игре, в которых детям можно будет вступить в противоречие с собой.

Играйте как можно больше. На работе, дома, на прогулке, играйте с детьми, коллегами, знакомыми и незнакомыми. Наблюдайте за играми детей, смело идите на контакт с ними. Каждое мгновение встречи с игрой станет для вас плацдармом для новых покоренных «Белых пятен» в пространстве Ее Величества Игры.

Когда – то я хотела стать папой… сейчас это звучит очень смешно. Но возможно благодаря именно этой мечте я стала настоящим игромастером.

Педагог - он вечный созидатель!

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель!

За что благодарю судьбу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

Опыт работы

«Акварисование как средство развития детского творчества»

                                               г. Райчихинск

                                                       2021г.

Если у вас есть талант – поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа хочет творить – творите!

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать, их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий, кто понятлив,

Таланты может воспитатель

Учитель, если сам талантлив!       Л.Олюшин.

Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие творчеством  способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

 Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.

Из опыта работы с детьми,  можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно.

Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в ИЗО деятельности получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получиться, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.

В своей работе использую разнообразные нетрадиционные техники (граттаж, монотипию, пальцеграфию, ниткографию, выдувание, рисование солью и др., которые создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, эмоционально положительный эффект деятельности. Дошкольники создают новое, оригинальное воплощая свой замысел.

Более подробно остановлюсь на одной из нетрадиционных техник акварисования или рисования «ЭБРУ».  Акварисование качественно отличается от всех  вышеперечисленных техник! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию!

Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?

          Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

           Данная техника помогает решить следующие задачи:

1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

2. Формировать желание  экспериментировать  в  рисовании.

3. Развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.

4.Воспитывать желание у воспитанников  проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.

             На втором этапе я познакомила детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мною были разработаны игры-экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами различных красок.

Вместе с ребятами, в процессе исследовательской деятельности, выяснили, что масляные краски не растворяются в воде, но имеют свойство смешиваться в процессе рисования, а обычная краска (гуашь, акварель) растворяются в воде, но перенести ее на бумагу невозможно. Выяснили, что в работе можно использовать акриловые краски или гуашь с добавлением канцелярского клея.

Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя шпажкой по поверхности воды, в дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано.  А познакомившись с техникой ассоциативных картинок «Эбру. Волшебные сказки на воде», придумываем сказки, рассказы, небольшие зарисовки по картинкам или нарисованным самостоятельно иллюстрациям «Зимняя сказка», «Весенний ковер», «Краски осени» и т.д..  

Благодаря соединению двух технологий Эбру и Сказкотерапии детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. После выполнение работ, часто придумываем сюжет к рисункам, сочиняем сказки, рассказы. Темами для них становятся «Причуды матушки зимы», «Новый год у ворот», «Весенняя капель», « Эти цветы для мамы» и т.д..

Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные  изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.

Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что  с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.

В ходе анализа достижения целевых ориентиров воспитанниками, осваивающими программу дополнительного образования «Творческая мастерская», можно сделать вывод, что у дошкольников значительно повысился уровень творческой активности, креативного мышления и художественных способностей, что, несомненно, радует не только меня, как педагога, но и приносит удовлетворение и родителям.

      Так как техника Эбру не является единственной нетрадиционной техникой, применяемой мною в работе с воспитанниками, то я создала в группе уголок художественного творчества «Мир красок», в котором собрала все необходимые материалы для работы в нетрадиционных техниках рисования.

В итоге, творческий уголок пополнился материалами для экспериментирования с красками и водой: инструментами для рисования на воде и емкостями для выполнения творческих работ.

Для того, чтобы привлечь родительское сообщество к жизни группы и познакомить с увлечениями детей, провожу «Творческие мастерские» в ходе работы которых, знакомлю родителей с различными техниками рисования, аппликации, лепки, ручного труда,  которыми можно заняться с детьми дома, на отдыхе, в свободное время. Родители с удовольствием принимают участие в данных мероприятиях, чувствуют свою сопричастность и значимость.

Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования,  помогает развивать познавательную деятельность, корректировать психические процессы дошкольников. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.

А закончить свое выступление хочется словами известного русского поэта, академика, переводчика – Василия Андреевича Жуковского  «Третья способность души, после ума и воли – творчество».